вторник, 4 октября 2016 г.

Сказочка "Морозко" в талантливом исполнении пригодится на уроках. Диалектизмы

 На необъятных просторах Интернета чего только нет! Недавно со мной поделились интересной ссылкой. Девушка очень талантливо  рассказывает известную сказку "Морозко" так, как рассказывают её вологжане (или рассказывали).  Я сама выросла в Вологодской области, бывала в диалектологических экспедициях  и с удовольствием послушала незабываемый "вологодский говорок" нашей северной глубинки, бережно сохраняющий старину.

Поделилась этой ссылкой со своей сестричкой, по-прежнему  живущей в небольшом городке Никольске, который находится в Вологодской области, и она мне написала, что знает эту девушку, она из Никольска, а теперь живёт и работает в Вологде. Мне кажется, видео можно использовать и на уроках русского языка, объясняя, что такое диалектизмы, и на уроках литературы при изучении сказок.
Заодно добавила примеры использования диалектизмов. Может, пригодится?

Диалектные слова - это слова, которые употребляются в определённой местности.

Лексические диалектизмы:

Сутки - главный угол в доме, где обычно размещали иконы. 
Губы - грибы.
Подволока - чердак.
Наяноватой - наглый, дерзкий.
Баской - красивый.
Лопоть - одежда.
Дроля - любимый друг. ( Примеры из речи жителей Вологодской области).

Фонетические диалектизмы

Оканье в северных говорах
Аканье в среднерусских и южнорусских говорах
Неразличение Ц и Ч в северных говорах

Морфологические диалектизмы

Собачонок - щенок
Держи рукам, иди ногам
Они уехавши, привыкши
Она улыбалася, насмехалася

Примеры использования диалектизмов

Зачем в художественных произведениях используют диалектизмы?

 В. Белов  

Бухтины вологодские


«Хорошо жить, пока ты Кузька. Только станешь Кузьма Иванович – сразу и кидает в задумчивость. От этой задумчивости приходит затмение жизни. Тут уж опять без бухтины не проживешь. Бухтина душу без вина веселит, сердце примолаживает. Мозгам дает просветление и новый ход. С бухтиной и желудок лучше себя чувствует. Бухтинка иная и маленькая, да удаленькая…».



 Не тот фасон
    
      На моё несчастье, у всех баб и девок пришла новая мода: носить мужскую одёжку. Начали это вроде бы с мохнатых шапок. Потом они начали форсить в кожаных пинжаках, как прежние комиссары. Пошли в ход и долгие коленкоровые балахоны. Распахнёт его ветром, а там всё на виду! Юбчонка только до пупа. Сапожищи обули, как рыбаки или охотники. Голенища выше коленок. То вдруг наоборот: всё передовое дамство поголовно оделось в брюки. Девка или парень? Ничего не поймёшь, пока не пощупаешь. Иную так обтянет, что она, бедняга, еле ступает. Боится: вдруг лопнет около непотребного места?
      Моя Виринея от моды не отстаёт. Сшила сперва юбочные штаны. (Это как бы на каждую ногу по юбке.) Говорю: "Сними, дура, людей не смеши! Ты в этих штанах — как балтийский матрос. А больше похожа на огородное чучело". В тот раз послушалась. Критику учла. Юбочные штаны перешила на занавески. Матерьялу осталось ещё и мне на рубаху.
      Прошло с полгода, она опять за своё: "Все люди как люди, одна я ничего не имею!" Спрашиваю: "Чего требуется?" — "Джинсы!" (Это такие американские портки, которые не промокают. Из холста, крашены синим. Как раньше красили.)
      Хорошо. Джинсы так джинсы, мне что? Сти-пензию принесут—иди в магазин. Пошла. Обратно идет с рёвом. "В чём дело?" — "Не тот фасон. По длине как раз, а по ширине не подходят". Я говорю: "Это твоя задница не на тот фасон. Вологодская она у тебя. Поменьше сладких канфет ешь".
      Заругалася пуще прежнего. Я от греха на печь улез. Думаю, даст в горячке по лысине, тут мне и каюк. Через месяц принесли стипензию немножко побольше. А штаны-то подорожали ой-ей-ей! Ладно, денег подзаняла, какие-никакие джинсинёшки завела. Ходит довольная. И что ты думаешь? Все бабы и девки в нашей деревне, глядя на мою Виринею, начали бегать в мохнатых шапках и мужиковских штанах. У кого какие. Красные, кожаные, зелёные, резиновые, вязанные из шерсти. Не снимают ни днём, ни ночью. Ладно бы зимой, а оне в сенокос. Пар идёт от кажного места.
      Пришёл я вчера в лавку за хлебом, занимаю очередь: "Девушка, ты последняя?" Она обернулася да как рявкнет: "Последняя у попа жена! Какая я тебе девушка? Я парень!" — "Откуда я знаю, что парень? Я о людях по волосью сужу". Спорить я не стал: парень так парень. Мне теперь один бес, кто ты есть. В свою деревню явился, свату жалуюся: "Друг Андрей, разве дело? Все люди стали на один фасон. Не разберёшь, где баба, где мужик. Парни отпустили до плеч волосья, девки под бокс стрижены". Сват соглашается: "Да, — грит, — совсем худо, скоро конец света. Доведёт до беды этот американский фасон".— "Уже и счас довел, — говорю. — В телевизоре вон одна стрельба. Еще показывают драки да случки". — "Чего показывают, то и гляди!—заявил сват. — Нечего привередничать".

С. Есенин 

В хате

Пахнет рыхлыми драчонами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко,
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

Драчёны - блюдо из картофеля
Дёжка (дежа) - кадка
Махотка - кринка, глиняный сосуд
Попелица - пепел, зола

 Ю. Левитанский

Вологодская драма

(Александр Яшин)

В Вологде у нас
вместо Ц бают Ч...
Заяч возле черкви
танчевал на крыльче.

А по чентральной уличе,
по чепкой траве
проходил охотник
без чаря в голове.

Он блюда порчионные
шибко любил.
Он в зайча не причелился,
а просто убил.

Побелело зайча
чветущее личо.
Повалился заяч
личом на крыльчо.

Ах, сам-то я виновен
в этом грустном конче:
зачем я вместо Ц
выговаривал Ч?

А то бы шкурка зайча
чела бы была!..

Торопитесь делать
добрые дела!

Отрывок из романа М. Шолохова "Тихий Дон".

Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы
для скотины и к осени увел на новое хозяйство  сгорбленную  иноземку-жену.
Шел с ней за арбой с имуществом по хутору - высыпали на улицу все, от мала
до велика. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались
бабы, орда немытых казачат улюлюкала  Прокофию  вслед,  но  он,  распахнув
чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде,  сжимал  в  черной  ладони
хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую  голову,  -  лишь
под скулами у него  пухли  и  катались  желваки  да  промеж  каменных,  по
всегдашней неподвижности, бровей проступил пот.
   С той поры редко видели его в хуторе, не бывал он и на майдане.  Жил  в
своем курене, на отшибе у Дона,  бирюком.  Гутарили  про  него  по  хутору
чудное.










     
      

Комментариев нет:

Отправить комментарий