среда, 11 января 2017 г.

А.П. Чехов "Жалобная книга".

Известно, что А.П. Чехов - мастер детали. Умел он говорить кратко, но ёмко. Эту особенность  писателя можно показать на примере любого из его рассказов. Я решила взять рассказ "Жалобная книга", потому что жалобную книгу иногда напоминают современные подъезды, фасады домов и даже школьная мебель. Что же эти краткие записи-следы сообщают о пишущем? Урок по теме "Стиль Чехова" я решила провести так:
1. Читаю вслух рассказ, подчёркивая интонацией, что записи в жалобной книге делали разные люди.

Антон Чехов

Жалобная книга

Лежит она, эта книга, в специально построенной для нее конторке на станции железной дороги. Ключ от конторки «хранится у станционного жандарма», на деле же никакого ключа не нужно, так как конторка всегда отперта. Раскрывайте книгу и читайте:
«Милостивый государь! Проба пера!?»
 Под этим нарисована рожица с длинным носом и рожками. Под рожицей написано:
 «Ты картина, я портрет, ты скотина, а я нет. Я — морда твоя».
«Подъезжая к сией станцыи и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. И. Ярмонкин».
  «Кто писал не знаю, а я дурак читаю».
«Оставил память начальник стола претензий Коловроев».
 «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив старалась чтоб всё было тихо. А также и насчет жандарма Клятвина который меня грубо за плечо взял. Жительство имею в имении Андрея Ивановича Ищеева который знает мое поведение. Конторщик Самолучшев».
«Никандров социалист!»
 «Находясь под свежим впечатлением возмутительного поступка... (зачеркнуто). Проезжая через эту станцию, я был возмущен до глубины души следующим... (зачеркнуто). На моих глазах произошло следующее возмутительное происшествие, рисующее яркими красками наши железнодорожные порядки... (далее всё зачеркнуто, кроме подписи). Ученик 7-го класса Курской гимназии Алексей Зудьев».
 «В ожидании отхода поезда обозревал физиогномию начальника станции и остался ею весьма недоволен. Объявляю о сем по линии. Неунывающий дачник».
«Я знаю кто это писал. Это писал М. Д.».
 «Господа! Тельцовский шулер!»
 «Жандармиха ездила вчера с буфетчиком Костькой за реку. Желаем всего лучшего. Не унывай жандарм!»
«Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
 «Лопай, что дают»...
«Кто найдет кожаный портсигар тот пущай отдаст в кассу Андрею Егорычу».
 «Так как меня прогоняют со службы, будто я пьянствую, то объявляю, что все вы мошенники и воры. Телеграфист Козьмодемьянский».
«Добродетелью украшайтесь».
 «Катенька, я вас люблю безумно!»
«Прошу в жалобной книге не писать посторонних вещей. За начальника станции Иванов 7-й». «Хоть ты и седьмой, а дурак».

Задания
1. Выберите одного из тех, кто оставил свою запись в жалобной книге. Попробуйте ответить на вопросы:
а) Каков его возраст?
б) Каков социальный статус? Где он живёт, учится или работает?
в) Как оказался на железнодорожной станции?
г) Зачем оставил эту запись? Кому она предназначена? Как человек подписался?
д) Что он чувствовал, когда писал?

2. Напишите небольшой текст "День из жизни..." (Ученика Курской гимназии Алексея Зудьева, господина М.Д., господина инкогнито, дьякона Духова и др.) Можно написать небольшой монолог от лица этого персонажа.

Пример для непонятливых. Но не для подражания! Включаем свою фантазию, выбираем "героя", то есть автора записи, "влезаем в его шкуру" и создаём текст.

Дачник - это призвание, может, даже диагноз. Мне нравится жить на даче. Но иногда приходится выезжать в город. Продукты надо купить, ещё какие-нибудь мелочи, то, сё... Вот и сегодня был в городе, куда езжу я железной дорогой. В парикмахерскую сходил ( оболванили, конечно, да я не унываю: волосы не руки, отрастут!), газетку купил, чтобы быть в курсе событий, к приятелю заглянул... Приняли на грудь, как водится, грамм по 100, пора и честь знать.
    На железнодорожный вокзал приехал рановато, до поезда  ещё чуть не час. Ладно, подожду, посмотрю на людей... Пообозреваю, выражаясь по-научному. О! Смотри-ка! Сам начальник станции пожаловал! Физиогномия преотвратнейшая! Взгляд начальственный, брови нахмуренные... Не подступись! Лицо одутловатое... Понятно дело, чем вчера занимался... Нет, не доволен я этой физиогномией!  Да... Такие дела....Чем бы заняться? О, жалобная книга на конторке...На что тут жалуются? Прелюбопытное чтение! Напишу-ка и я об этом начальнике станции в жалобной книге. Пусть о сей личности все знают.  Ага... Подписаться именем?  Или инициалами? Подпишусь просто: "Неунывающий дачник", чтобы неприятностей не было. 

Господа! Шулер ли Тельцовский, не знаю, а мои  одниннадцатиклассники - люди с фантазией. Это я знаю точно. Вот два примера, доказывающие, что это действительно так.

"Лопай что дают!"

Монолог станционного буфетчика

Исакова Елизавета 

Мне приходится на днях обслуживать  покупателей разного сорта, так сказать. Станция всегда кишит людьми, спешащими кто куда. Вот и у моего прилавка случается давка. Попробуй всех обслужить и каждому угодить. Иногда попадаются "гурманы" с такими запросами, что хоть стой, хоть падай! То не хочу, это не буду. Так и хочется послать их куда подальше ...вслед за  уходящим поездом.
 На днях объявился тут один, постненького ему захотелось! Чуть не вылетело: "Вы что? Козёл? Траву ему подавай!" Еле сдержался. Постоял он, постоял, поморщил свою физиономию и ушёл наконец.  Да в жалобную книгу ещё написал, что, мол, ничего постного не нашёл. Ну, я ему и ответил: "Лопай, что дают!" Я человек простой, сам живу по принципу: "Дают - бери, бьют - беги!"
 А подписываться не стал. Зачем? Дело не в подписи, а в совете.

   "Господа! Тельцовский шулер!

     День из жизни господина инкогнито 

                     Роман Макеев
Мне постоянно не везёт! Не знаю, порчу ли на меня навели или что похуже... Вот, посудите сами: сегодня надо было съездить в город. Хотел деньжат выиграть в картишки, так кошелёк с деньгами потерял! Хорошо, что хоть какая-то заначка осталась... Иначе пришлось бы что-нибудь продавать. А тут на станции сидит один... Тельцовским представился. Оказалось, любитель в карты резаться. И тут мне в голову пришла мысль: "А не вернуть ли мне мои денежки - сыграть с ним в дурака?"  
Играли до трёх побед. Первую я проиграл, во второй дурак, третья опять не за мной! Как же я взбесился! Проиграл всё до копейки! 
В ожидании поезда искал, чем бы поднять настроение. И вдруг увидел на конторке жалобную книгу. Ага! Вот сейчас-то я тебе и отомщу! Сейчас все узнают, что Тельцовский - шулер! Больше никого не облапошишь!
Подписываться или нет? Лучше не буду, вдруг ещё отыграюсь.


Фрагмент из жизни И. Ярмонкина

Вы знаете, привыше всего я ценю красоту. Во всём. Меня можно даже каким-то образом назвать почитателем искуства, человеком высшего общества.
Сидя в поезде, у меня есть привычка смотреть в окно. Часто из него можно увидеть просто фантастические пейзажи. Вот и в тот раз я делал тоже самое. Такое вдохновение на меня нашло, глядя в окно! Однако, подъезжая к станции (довольно убогой, надо сказать) у меня на сей раз слетела шляпа с моей головы. 
Когда я рассказал об этом на станции, мне не только не компенсировали ущерб, но и обсмеяли. В связи с этим я решил написать сие сообщение в жалобную книгу. Ведь моя шляпа тоже произведение искуства.
(Соблюдена орфография И. Ярмонкина). Вы же не могли подумать, что с ошибками написал гениальный Михаил Михайлов?


                        Пост  
Высокий, крупного телосложения мужчина лет сорока пяти стоял одним солнечным февральским утром на железнодорожной станции, ожидая поезд. 
Полное лицо его, на первый взгляд, выражало абсолютное спокойствие, однако, приглядевшись, можно было заметить маленькие, радостно сверкающие  круглые глазки. 
Это был небезызвестный таганрогский чиновник, наживший огромное состояние на всевозможных кражах, обманах и откупах. Мужчина был одет в длинную шубу, нелепо подчёркивающую его полноту, а в особенности огромный живот. 
Поверх всего этот был нацеплен золотой крест на блестящей цепочке, что  демонстрировало богатство и, разумеется, бесконечную любовь к Богу. 
Имя этого человека при рождении было Василий Селёдочкин, однако позже, поняв всю нелепость ситуации, назвал он себя на греческий манер Дьяконом, а фамилию позаимствовал у жены - Духов. 
Дьякон стоял и радостно ожидал поезд Таганрог- Санкт- Петербург. 
В столице предстояло ему заключить  сделку на целый миллион рублей, из-за чего все предыдущие дни суетливо метался Духов по дому  и по нескольку раз обдумывал, что будет говорить и в каком наряде предстанет перед петербургскими чиновниками. 
Суета и волнение захватили разум Дьякона настолько, что он забыл даже о еде, а вспомнил только тогда, когда увидел приближающийся поезд, в составе которого виднелся вагон с надписью «Ресторан». 
Как только дверь была открыта, чиновник сразу же заскочил внутрь, растолкав стоящих рядом людей и быстро сунув кондуктору помятый от нервов билет.  
Ворвавшись в вагон-ресторан, аж с порога  закричал он официанту: 
«Мне щей тарелку, филея свиного с пюре, холодца и чаю чёрного с яблочным пирогом, да поживее!»
Официант с изумлением и даже некоторым испугом посмотрел на Духова, однако, поняв чуть позже, что произошло, тихим и немного подрагивающим голоском ответил: 
«-Д-д-дас, сударь...».
Духов с грохотом уселся за столик и принялся ждать. Казалось,  ждёт он уже целую вечность, хотя прошло лишь двадцать минут. Каждый раз, видя суетившегося официанта, он возмущённо вскрикивал: «Быстрее!». Да так, что официант аж подпрыгивал. 
Наконец, дождавшись своих блюд, Дьякон принялся пожирать. Он пожирал так, как никогда, с благоговением кидая свой взор на быстро пустеющие тарелки.  
Закончив получасовую трапезу, чиновник небрежно вытер рот  и откинулся на спинку стула, почувствовав настоящее блаженство. 
Вдруг в голове его проскочила тревожная мысль: «Батюшки, так ведь пост же сейчас! А я нажрался, точно свинья!». Духов резко встал, кинул на стол 10 рублей и вышел из ресторана, направившись к своему купе. 
Всю последующую ночь в дороге мучила его мысль о случавшейся нелепице. Думал он о том, как оправдать себя перед самим же собой. 
По приезду в Санкт-Петербург, Духов увидел в окне станционного жандарма и, выскочив из поезда, вдруг закричал ему: «Жалобную книгу мне!»
Жандарм удивлённо махнул рукой в сторону конторки. Чиновник с озлобленным видом пошёл её сторону. 
Зайдя внутрь, он взял  книгу и начал листать, но вдруг в его голове проскочила мысль : «Батюшки! Это ж что я напишу? Меня ведь знают, прочтут ещё, да будут смеяться, что я такой рассеянный!». 
Подумав ещё пару минут, он взял перо и решительно написал: «Проезжая через станцию и будучи голоден в рассуждении чего бы покушать я не мог найти постной пищи. Дьякон Духов».
                         Андержанова Елизавета 11 класс

Комментариев нет:

Отправить комментарий