четверг, 26 октября 2017 г.

Акмеизм в поэзии серебряного века

В 9 классе ребята знакомятся не только с символизмом ( я рассказывала, как мы с ребятами работали со стихотворением А. Блока "Я вам поведал неземное"), но и с акмеизмом.
https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=5774155676104683976#editor/target=post;postID=6930473656252260070;onPublishedMenu=allposts;onClosedMenu=allposts;postNum=2;src=postname
Снова решила оттолкнуться от конкретного, чтобы прийти к общему. Для примера обратились на уроке к стихотворению Г. Иванова.

Георгий Иванов


 Кофейник, сахарница, блюдца,
Пять чашек с узкою каймой
 На голубом подносе жмутся,
 И внятен их рассказ немой:
 Сначала — тоненькою кистью
Искусный мастер от руки,
Чтоб фон казался золотистей,
Чернил кармином завитки.
И щеки пухлые румянил,
Ресницы наводил слегка
 Амуру, что стрелою ранил
Испуганного пастушка.
И вот уже омыты чашки
Горячей, темною струей.
За кофием играет в шашки
 Сановник важный и седой.
 Иль дама, улыбаясь тонко,
Жеманно потчует друзей.
Меж тем, как умная болонка
На задних лапках служит ей.
 И столько губ и рук касалось,
Причудливые чашки, вас,
Над живописью улыбалось
Изысканною — столько глаз.
И всех, и всех давно забытых
 Взяла безмолвная страна,
И даже на могильных плитах,
Пожалуй, стерты имена.
 А на кофейнике пастушки
 По-прежнему плетут венки;
 Пасутся овцы на опушке,
Ныряют в небо голубки;
 Амур не изменяет позы,
И заплели со всех сторон
Неувядающие розы
 Антуанетты медальон.

Георгий Иванов 1914 - 1915



1.Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
Кармин - ярко-красная краска
Медальон - небольшое украшение, обычно овальной формы или в виде сердечка. Под открывающейся крышечкой обычно находится какой-то памятный предмет, чаще всего фотография. Носят чаще всего на цепочке, надевая на шею.
Задание
Перед вами лист бумаги в виде кофейника. Возьмите краски, карандаши и другие нужные вам инструменты и изобразите на бумажном кофейнике то, что изображено на кофейнике словесно в стихотворении Г. Иванова.

После выполнения сравниваем работы. Убеждаемся, что рисунки получились практически одинаковые у всех, кто внимательно читал и слушал стихотворение. У всех изображены:
пастушки, плетущие венки,
овечки, пасущиеся на лужайке,
голубки, ныряющие в небе,
Амур в своей неизменной позе охотника за сердцами.
И все это внутри медальона с неувядающими розочками. ( Хотя медальон почти у всех остался без внимания).
Работа Дарины Липатовой 9 а класс

Теперь, когда ребята "всмотрелись" в стихотворение, узнаем, как они поняли его смысл, а также сравним акмеизм и символизм на примере 2 стихотворений ("Я вам поведал неземное..." А. Блока и  "Кофейник, сахарница, блюдца" Г. Иванова).
Почему в стихотворении так много деталей? Зачем они нужны? 
О чём это стихотворение?
Чем стихотворения акмеистов отличаются от стихотворений символистов? Основывайтесь на сопоставлении двух стихотворений: "Я вам поведал неземное" А. Блока (вспомните прошлый урок) и "Кофейник, сахарница, блюдца" Г. Иванова.

Ответ на последний вопрос запишите на обратной стороне ваших рисунков. 


К следующему уроку выписала и собрала воедино важные мысли ребят. Поняла, что основное отличие усвоили практически все. Обсудили сделанные выводы:


1. Для символистов главное - музыка, звучание, а для акмеистов - предметность, конкретные , чёткие образы.
2. В стихотворениях символистов автор даёт волю воображению читателя, а стихотворения акмеистов рассказывают о том, что есть на самом деле, в реальной жизни.
3. Акмеизм отличается от символизма отсутствием символов и подтекста.  Такие стихотворения легче понять.
4. Стихотворения акмеистов менее эмоциональные.
5. В стихотворениях акмеистов возникает картина, одинаковая для всех, кто слушает или читает стихотворение, а в стихотворениях символистов  каждый видит своё. Там нет чёткой картины.
6. Акмеисты дают чёткую картинку. Иногда в ней много деталей.

  А теперь посмотрим, какие особенности акмеизма называют учёные.


Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».



Убеждаемся, что общими усилиями мы кое-что заметили, и наши представления об акмеизме довольно близки к тому, о чём пишут в учебниках.  Мы молодцы?!
А теперь можно рассказывать, не пугая детей непонятным словом  АКМЕИЗМ, углублять и расширять их представления о литературных течениях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий