понедельник, 20 марта 2017 г.

Рок-опера "Юнона и Авось"

Афиша спектакля в Эстонии
Кто до сих пор не смотрел рок-оперу "Юнона и Авось?" Я.
 Вернее, смотрела видео спектакля Ленкома с участием Н. Караченцева, Д. Певцова и других прекрасных исполнителей. А вчера мне посчастливилось увидеть и услышать рок-оперу в исполнении артистов театра А. Рыбникова.  Именно посчастливилось.
 Роль Николая Резанова исполнял Никита Поздняков. Он был великолепен. Голос, пластика, артистизм - всё присуще этому исполнителю. Звучало знакомое произведение, но по-новому, очень современно и эмоционально.  Невозможно было ни на секунду отвлечься от того, что происходило на сцене. Напряжение росло с каждой минутой, а когда в финале прозвучало знаменитое "Аллилуйя любви", зал встал в едином порыве. Наверное, это и есть тот самый древнегреческий катарсис. Что может быть лучше человеческого единения во имя любви! Я думаю, ради этого и существует настоящее искусство. Всё совпало: гениальные стихи Андрея Вознесенского, гениальная музыка Алексея Рыбникова и прекрасное исполнение музыкантов и артистов театра Алексея Рыбникова. А мы были гениальными слушателями, что тоже немало.

Вернувшись, нашла в Интернете отзывы о представлении рок-оперы в разных городах. Отзывы разные, что для меня хороший знак. Некоторые, сравнивая со спектаклем в Театре Ленкома (реж. М. Захаров), критикуют постановку, называют её сокращённым вариантом. Мне кажется, это несправедливо. Рок-опера идёт на таком эмоциональном накале, который трудно выдержать в течение 2-3 часов. Она длится чуть меньше полутора часов, и этого вполне достаточно. Представление выстроено так, что сюжет понятен даже тем, кто не знаком с поэмой А. Вознесенского и реальной историей из жизни Николая Резанова. Но главное не сюжет, а исполнение. Музыка и исполнение вышли на первый план и были великолепны.
Браво! - скандировал зал, я была в  числе тех, кто пришёл не критиковать, а наслаждаться.

Нашла видео на просторах сети Интернет. Понимаю, что это лишь бледная копия того, что ты видишь и чувствуешь, когда смотришь вживую, и всё-таки... Если будет у Вас возможность сходить на рок-оперу "Юнона и Авось" в авторской версии композитора, обязательно сходите.




Сюжет поэмы «Юнона и Авось» (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью испанского коменданта Сан-Франциско.
По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника».[7] Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.
Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764—1807). Кончита не верила доходившим до неё сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтеррее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.
А спустя ещё полтора века, произошёл символический акт воссоединения влюблённых. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привёз в Красноярск горсть земли с её могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова «Я тебя никогда не забуду», а на другой — «Я тебя никогда не увижу».




https://www.youtube.com/watch?v=8ugLt2K8KA0



Песня "Не исчезай" . Стихи А. Вознесенского, музыка М. Таривердиева
https://www.youtube.com/watch?v=tvIz-rhpUb0




1933 - 2010


Видеомы А. Вознесенского







понедельник, 13 марта 2017 г.

Осталось время только для добра

Осталось время только для добра.
Секунды нет  для злости и для лести,
А ярмарка тщеславия - лишь игра,

И нет охоты предаваться мести.


Осталось время только для любви
Всей жизни горько-сладкой,  ярко-пёстрой.
И даже  осени. Ведь, что ни говори,
Мы с ней по сути  как родные сёстры.


Настало время, чтоб себя простить,
Что я жила негромко и несмело.
Но разве это повод, чтоб грустить?
Я  нить судьбы сплетала  как умела!


Ещё не  время подводить итог,
Ещё мой путь не пройден, день не прожит.
Я обожаю жизнь, и, видит Бог,
Она мне всё дороже и дороже...






 







Биография М. Булгакова и полезные ссылки.

  Булгаков до создания романа "Мастер и Маргарита". 

https://my.mail.ru/mail/vira0502/video/_myvideo/6.html   Биография
  
https://www.youtube.com/watch?v=_cHO_QmXlKM        Фильм Ю. Кары 
                          
   1 часть
Михаил Афанасьевич Булгаков родился 15 мая 1891 года в ….(1 город). Его отец был профессором, преподавал в ( 2 название учебного заведения)
Свое обучение Булгаков начал в гимназии, затем поступил на (3 название факультета) факультет университета, который окончил в 1916 году весной.

Затем Булгаков несколько месяцев работал в одном из госпиталей Киева, а позже получил назначение в небольшую земскую больницу в село Никольское, Смоленской губернии. Здесь Михаил Булгаков начинает работать над книгой ( 4 название книги ), повествующей о жизни врача в глубинке.

После Октябрьской революции, в 1918 году, Булгаков возвратился в Киев. Во время Гражданской войны недолго (1920) жил во Владикавказе и в 1921 году  отправился в ( 5 название города) , где работал в редакции газеты "Гудок" и много писал.

В 1924 году Булгаков создает повести "(6 название повести )" и "Роковые яйца", в 1925 году - ( 7 название повести ). Одновременно идет работа и над романом "Белая гвардия", первая часть которого была опубликована в журнале   "Россия" в 1925 году. Однако вскоре журнал был закрыт и роман почти сорок лет (!) оставался недопечатанным.

В 1926 году Булгаков инсценировал "Белую гвардию". Пьеса называлась "Дни Турбиных" и с большим успехом шла на сцене ( 8 название театра) .

В том же, 1926 году Михаил Афанасьевич Булгаков пишет "Зойкину квартиру", в 1927 -"Багровый остров", в 1928 - "Бег".

Многие работы Булгакова так и не увидели постановки, некоторые были поставлены спустя годы. Так, например, написанная в 1929 году "Кабала святош" появилась на сцене Художественного театра только в 1936 году под названием "Мольер". К таким произведениям относится и принесший посмертную мировую известность автору роман "Мастер и Маргарита", над которым писатель работал с 1928 года.
10 марта (9 год ) …года он скончался в ( 10 город ) от тяжелого наследственного заболевания почек.



                            2 часть

1. Кто автор стихотворения о М. Булгакове?



Вот это я тебе, взамен могильных роз,
Взамен кадильного куренья;

Ты так сурово жил и до конца донес
Великолепное презренье.
Ты пил вино, ты как никто шутил
И в душных стенах задыхался,
И гостью страшную ты сам к себе впустил
И с ней наедине остался.
И нет тебя, и все вокруг молчит
О скорбной и высокой жизни,
Лишь голос мой, как флейта, прозвучит
И на твоей безмолвной тризне.




2. Рукопись какого произведения Булгакова представлена ниже?

 3. Как это связано с Булгаковым?





 4. Кто это?





 5. Какая связь существует между М. Булгаковым и Н. Гоголем?




 6. Какая связь между журналом "Москва" и творчеством М. Булгакова?

 7. При чём здесь Булгаков?





 8. Кто изображён на снимке?







 9. Кто  этот человек  и как он связан с Булгаковым?






9

 10. В каком городе находится этот дом и по какому адресу? Как он связан с Булгаковым и его творчеством?

1



 11. Какую роль в жизни Булгакова сыграла эта женщина? Кто она?











12. Назовите героев романа и режиссёра, снявшего фильм.

13. Кто автор этой иллюстрации к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"? Какой эпизод отражён?

14. К кому была обращена эта просьба писателя? Была ли эта просьба исполнена?

Я прошу ............................ приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.
Я обращаюсь к гуманности Советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.


https://www.youtube.com/watch?v=_cHO_QmXlKM


понедельник, 27 февраля 2017 г.

А курочка Ряба не так проста!


В очередной раз решила старшеклассникам (11 класс) напомнить структуру повествования на пальцах, то есть на всем известной, как я думала, сказке про курочку Рябу, где структурные элементы просматриваются  отчётливо.
Раздаю листочки.
- Отведите поля, пожалуйста.
- С какой стороны? С левой или правой?
- С какой больше нравится.
- Сколько сантиметров?
- Около пяти.
- Это много!
- Значит, около трёх. По линеечке. Карандашиком. Аккуратненько. ( Это я уже начала  язвить, намекая на то, что в 18 лет подобные вопросы задавать, как мне кажется, поздно. Боюсь, что ученики моего юмора не поняли.)
- Напишите на листочке текст сказки про курочку Рябу.
И тут совершенно для меня неожиданно раздались голоса:
- Как? Наизусть?!
- Всю сказку?!
- А если не помнишь?
После этого я хотела им её продиктовать, а потом любопытно стало.
-Напишите, как помните.
И стали они вспоминать...

" Жили-были старик со старухой..."
"Жили-были мужчина и женщина""
"Жили-были на ферме (на хуторе) дед и бабка" (дед и бабушка, дедка и баба).
И была у них курица. Некоторые даже про яйцо вспомнили.

 И чего только не происходило в сказке!
Снесла курица десять (почему не сто? Потому что в магазине их не сотнями, а десятками продают?) золотых  яиц, а потом  несла их регулярно, берегла  со всей тщательностью, а в конце говорила человеческим языком.
Дед с бабкой то искали яйцо, то хранили  долго и бережно, то били, то клали на стол, то бросали на пол, то думали, то плакали, то вообще про него забывали.

Не верите? Вот вам старые сказки на новый лад в исполнении современных молодых людей.

                Вариант 1
 Автор - Семён Овсянников
Жила как-то у бабы с дедом курица. Снесла она как-то яйцо, да не простое яйцо, а золотое. Заботилась она о своём яйце день и ночь. Сидела, сидела она, ожидая чуда, но всё напрасно. Огорчилась курочка Ряба, но снова села на яйцо. (Вот ведь упорная!) 
Вдруг ни с того ни с сего яйцо зашевелилось, и из него вылупился золотой цыплёнок. Курочка Ряба была безумно счастлива! Поживали они с тех пор долго и счастливо. (Курица с цыплёнком и дед с бабой? А мышка куда подевалась? Или она и не появлялась ?)

              Вариант 2
 Автор - Гранкин Роберт
 Жили-были дед, баба и курочка Ряба. Жили они бедно и погрязли в долгах. Как-то раз курочка снесла яйцо, да не простое, а золотое. Вмиг дед и баба выплатили все задолженности. Даже на еду человеческую осталось. Стала она носить золотые яйца регулярно.
Дед и баба были довольны происходящим, но лишили курочку свободы, заперли её в золотой (видно, и на золотую клетку стало хватать, а не только на человеческую еду) клетке, как частную собственность. Жили они уже во дворце и имели кучу(!) слуг. Просила курочка свободы, а её не выпускали.
Рассердилась курочка Ряба, расстроилась и превратила дворец обратно в маленький домик (избушку?). Слуги исчезли, а дорогие блюда заменились пельменями (нечеловеческой едой?).
Тогда и поняли баба с дедом, что вели себя плохо по отношению к курочке.

        Вариант 3
 Автор - Смирнова Влада
Когда-то давным-давно на ферме жила-была курочка Ряба.
Вдруг курочка почувствовала что-то неладное.  (Что же это было?)
На следующий день подходит к курочке фермер и видит, что курочка Ряба снесла яйцо, но яйцо не простое, а золотое. Когда фермер  (даже не удивился!) попросил курочку снести ещё одно золотое яйцо, она сказала: "Я снесу простое, но не золотое".
Вредная курица! Даже не объяснила, почему не хочет открыть ферму по изготовлению (снесению?) золотых яиц.

Придётся напомнить текст сказки, которую рассказывают деткам, когда им два-три года.
Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба.
Снесла однажды курочка яичко, да не простое, а золотое.
Дед бил, бил - не разбил. Баба била-била - не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Плачет дед, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко, не золотое, а простое.
А теперь структура:

Экспозиция. Кто? Где? Когда?
Дед, баба, курочка Ряба , везде, всегда, как водится в сказках. Кстати, почему не сказано, когда и где происходят события?
Завязка.
 Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. В этом вся проблема.
Развитие действия.
 Дед бил. Баба била.  Мышка бежала, хвостиком махнула.
Кульминация.
 Яичко упало и разбилось.
Спад действия.
 Плачет дед. Баба плачет.
Развязка.
 Курочка кудахчет: "Не плачь, дед, не плачь, баба: я снесу вам яичко не золотое, а простое.

Кстати, а какова идея этой сказки? "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок",- писал Пушкин. Вот и надо спросить у добрых молодцев, поняли ли они намёк. Это уже к вопросу  о теме и идее текста.

 Разброс мнений здесь тоже велик.

1. Задача текста - показать, что нужно хранить ценные вещи в надёжных местах. Не факт, что у тебя будет вторая такая же ценная вещь.
2. Нельзя расстраиваться, если у тебя что-то не получается, а у других всё идёт как по маслу. (У кого всё шло как по маслу? У мышки?)
3.Нужно уметь ценить простые вещи, ведь порой они наполняют нашу жизнь больше, чем какие-то эстетичные (?). Например, золотое яйцо никакой пользы не приносит, на него можно только смотреть, простое же яйцо может принести новую жизнь, и будет уже две курочки.
Как мило узнать об этом от человека, занимающегося в художественной школе! Сразу вспоминается знаменитый афоризм Базарова про порядочного химика, который в 20 раз полезнее любого поэта.
4. Сказка учит быть аккуратным и ценить то, что есть. (Кто в сказке неаккуратный, интересно? Баба, дед, курочка или мышка?) 
5.Не нужно сразу расстраиваться, когда у тебя что-то не получается. Всё получится, главное стараться. (А кто не старался? Курочка старательно несла яйца, дед с бабой старательно его били. Мышка не старалась? Но у неё-то как раз всё с ходу и получилось!)
6. Если выпал шанс, не думай долго. Используй его сразу! Не медля! Иначе упустишь!
( Опять не поняла, кто медлил. Наверное, дед с бабой? Надо было срочно бежать с золотым яйцом в ломбард?)

А вы поняли смысл  этой незатейливой, как кажется с первого взгляда, сказочки?  Поделиться можете?
Сегодня получила в качестве отклика любопытный видеоролик всё о той же курочке Рябе и её близких.  Спасибо неравнодушному человеку Елене Сохранновой-Ховарт.
https://www.facebook.com/feist.vadim/videos/1129685073717042/

Трактовка сказки "Про курочку Рябу" М. Казинником на 12 минуте видео:
https://www.youtube.com/watch?v=KWwWewhjZDY

вторник, 21 февраля 2017 г.

Дэниел Киз "Цветы для Элджернона"

Дэниел Киз

"Цветы для Элджернона"

Сразу скажу, что читаю я достаточно много, но в силу особенностей своего характера, непредсказуемого и спонтанного, хаотично (то густо, то пусто) и бессистемно. Мне лишь бы попалась интересная книжка, а там хоть трава не расти! Выпадаю из реальности на столько, сколько страниц в книге. И книги приходят ко мне разные и "по наводке" разных людей. Вот и это произведение я прочитала благодаря одному из своих умных  учеников и благодаря его маме, посоветовавшей сыну прочитать роман.
Когда Миша Михайлов (так зовут ученика 8 класса) на уроке рассказывал об этом романе, то я обратила внимание, что на обложке сообщалось: "Произведение для обязательного чтения в школах США".  Интересно... Не о всяком произведении так пишут...
- Миша! Это твоя книга или библиотечная?
- Моя.
- А родители позволяют давать книги другим?
- Так это моя книга.
- И ты можешь мне её дать?
- Конечно.


Впереди были выходные дни и надежда провести приятные часы с хорошей книгой в руках.
Через первые  страницы ("Атчёты") я продиралась с трудом. Даже подумывала, не ошиблась ли, предвкушая приятное чтение. Произведение написано в виде отдельных глав, которые  пестрят ошибками, потому что пишет их умственно отсталый человек, взрослый  тридцатисемилетний ребёнок.  Он очень хотел стать таким, как все, научиться писать и читать, но не мог учиться в обычной школе. Очень ярко и глубоко описывает автор, как ведут себя в этой ситуации его родные: мать, отец, младшая сестра.  Тут есть над чем задуматься. Способны ли мы принимать человека таким, какой он есть? Как вести себя, если его поведение и  образ жизни совсем не соответствуют нашим представлениям о том, "что такое хорошо и что такое плохо"? Книга вообще для вдумчивого читателя.


Произведение написано в жанре научной фантастики. Чарли Гордону (так зовут главного героя) делают операцию по увеличению интеллекта, и он становится гением, превосходящим по уровню интеллекта  профессоров, которые делали ему операцию. Но стал ли он при этом счастливее?
Финал книги печальный.   Долго я не могла прийти в себя после того, как перевернула последнюю страницу.
Нелёгкое чтение, но я советую всем, кто ещё не знаком с произведением и любит следить не только за сюжетом, но за мыслями автора, прочитать это произведение обязательно. не пожалеете.
врачей, которые его исцелили, и превосходит их в августе. Осенью начинается угасание, завершающееся в ноябре.



В понедельник, перед тем как вернуть книгу Мише, показываю её Вивее Рянкель, однокласснице Миши. Знаю, что она много читает.
- Вивея! Посмотри, какая книга!
- Да, знаю. Я её читала. Мне очень понравилась.
Что тут скажешь? Хорошо, что и я теперь прочитала. А ведь то и дело слышно:
- Сейчас никто ничего не читает.
- Не будьте так требовательны к ученикам. Времена изменились.
 А времена всегда одинаковые. Кто-то наслаждается чтением умных книг, а кто-то до сих пор считает, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта".

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Ищу кругом души родной




1.

2

3


4

5

6

7


8
9
10

                                                                      11

            Перед вами работы учеников 8 класса, попытавшихся через ассоциации (рисунки, слова, строфы, элементы коллажа ) выразить своё представление о душе поэта М.Ю. Лермонтова.  Непростая задача! Тут и в своей-то не разберёшься. Но поэт - это человек, который имел и желание,  и смелость, даже бесстрашие, обнажить свою душу перед всем человечеством.  А уж поняли ли его, захотели ли слушать, этого никто предугадать не в силах.

 "Ищу кругом души родной",- писал Лермонтов. Нашёл ли? Родная душа  не всегда находится рядом, иногда она за тридевять земель и за тридевять времён. Главное, чтобы нашлась. А я лишь пытаюсь (иногда безуспешно) помочь в этом.
"Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть".  Как это важно, чтобы душа с душою, как "звезда с звездою", говорили  о вечном.

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно эти работы и напишите в комментариях, какая работа вам кажется самой интересной. Просьба указать номер работы. Авторам интересно ваше мнение. Фамилии и имена авторов не указаны до поры до времени, чтобы ориентировались не на имена, а на работу.

вторник, 14 февраля 2017 г.

Мне есть кому дарить свои стихи


Мне есть кому дарить свои стихи,
А это, правда,   дорогого стоит.
Знать, тот, кто выше, мне простил  грехи,
Раз этим редким счастьем удостоил.
Родные не по крови - по душе,
Теперь я точно знаю: так бывает.
А нить меж нами не порвать уже,
Струна звенит, но не ослабевает.
О как мне радостно сегодня вам сказать:
- Мы встретили друг друга  не напрасно!
И вот  сейчас глядим глаза в глаза...
Мы друг у друга есть. И жизнь прекрасна!

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Стихотворение Ф.И. Тютчева "Не говори: меня он, как и прежде, любит"



  Стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде, любит» написано примерно в 1852 году ( в разных сборниках указаны разные даты написания стихотворения), при жизни Е. Денисьевой, когда роман между ней и Тютчевым был в самом разгаре. Известно, что Ф.И. Тютчев познакомился с Е.А. Денисьевой в июле 1850 года, и отношения продолжались до самой смерти Е. Денисьевой в 1964 году.   Стихотворение не имеет посвящения, но в примечаниях к сборнику стихотворений Тютчева обозначено: «Стихотворение написано от лица женщины (Е.А. Денисьевой)» (Сборник, изданный в 1978 году в издательстве «Современник», стр. 394).
  Стихотворение не имеет названия и с первой строчки звучит как крик тоскующей и страдающей, но любящей души. Обращаясь к кому-то, кто является свидетелем, вольным или невольным, взаимоотношений двух любящих людей, Она (назовём так условно героиню стихотворения) спорит («не говори», О нет!»), пытается объяснить, что чувствует, может быть, ждёт сострадания и понимания от того, кому кричит о своей боли.  Уже по первой строфе видно, что взгляд на взаимоотношения двух любящих людей разный.
  Кто-то третий считает, что Он по-прежнему любит её, по-прежнему ею дорожит, но Она убеждена: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит». И в следующей строфе она говорит (всё-таки кричит!) о своей горькой судьбе.  Кульминационной можно считать строчку:  «Я стражду, не живу…им, им одним живу я…». В ней соседствуют слова: «Я…не живу» и «живу я». Как это может быть? Скорее всего, не живу, когда его нет рядом? Потому что «…им одним живу я».
  Как же выглядит в стихотворении лирический персонаж, с чьей точки зрения мы видим взаимоотношения?
  Героиня «в гневе», «в слезах», она тоскует, страдает, её душа «уязвлена», героиня жалуется на горькую жизнь, в нем видит губителя, но отказаться от своего чувства не может и
признаётся: «…им одним живу я…»  Что же заставляет её им одним дышать?  Может быть, рок? Судьба?
  Не зря в стихотворении с красноречивым названием «Предопределение» Ф. Тютчев пишет в 1852 году (в том же, когда написано и стихотворение, о котором шла речь):
Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И…поединок роковой
Слова «рок» и «судьба», а также однокоренные с ними слова то и дело встречаются в разных произведениях поэта: «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «Чем ближе к ним, тем ближе к Року», «роковые дни», «страсти роковые».
  Трижды в стихотворении использовано местоимение Я и трижды местоимение Он. Вся первая строфа посвящена ему, вторая о ней, а третья как бы делится поровну: первая и вторая строки о нём, третья и четвёртая о ней.
Каким же предстаёт перед читателем Он, изображённый глазами любящей и страдающей женщины? Он губит её жизнь, не любит уже, как любил прежде, не дорожит её любовью, в руке губителя дрожит (?) нож. О чём говорит эта странная и страшная метафора?  Любовь в этом стихотворении выглядит как трагедия, смертельный поединок, почти как убийство. Тут же на память приходят знаменитые строчки из другого стихотворения Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
  Кроме того, вспоминается афоризм признанного острослова О. Уайльда: «Мы убиваем тех, кого любим». Заметим, что сказано это позднее Тютчева.
  Всё стихотворение состоит из оппозиций героев, из взглядов и чувств.
 Первая оппозиция – это взгляд на происходящее лирической героини и стороннего наблюдателя.
Вторая – это желание героини жить и любить и невозможность жить из-за невыносимых страданий.
Самая главная оппозиция – противопоставление женской души, которая полностью отдаётся чувству, и мужской, чья любовь не является всеобъемлющей.
Да и чувство, изображённое в стихотворении, содержит в себе как величайшую муку, так и величайшее блаженство, без которого невозможна жизнь. Нет гармонии и успокоения, всё буря и страсть. 
  Восприятие жизни (в том числе и любви) как бушующей страсти, как бури, как поединка характерно для мировоззрения поэта. Недаром в его произведениях так часто встречаются союзы, призванные противопоставлять -  союзы «но» и «а». В данном стихотворении союз «но» употреблён дважды, и это закономерно.
«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» - пишет Ф.И. Тютчев в стихотворении «Цицерон» (1830 год).  Вряд ли все с ним готовы согласиться. Гораздо лучше, наверное, жить в тишине и спокойствии, но Тютчеву ближе и понятнее мир в противоборстве, в вечном движении, борьбе чувств, мыслей, страстей.
  Стихотворение состоит из 3 строф, каждая из которых в свою очередь состоит из 4 рифмующихся строк, написанных ямбом.  Ямб, не везде точно выдержанный и выверенный, призван передать накал страсти, бурю чувств, благодаря чему стихотворение звучит не плавно, а прерывисто, напряжённо.  Рифма перекрёстная, достаточно простая, в первой строфе вообще рифмуются глаголы: любит-губит, дорожит-дрожит, что с точки зрения высоких требований выглядит не слишком изысканно и профессионально. Во 2 и 3 строфах рифмы также достаточно простые: негодуя – живу я,
уязвлена – она,
скудно – трудно,
врагу – могу. 
До филигранной ли отделки, когда бушуют страсти?  Кроме того, известно: Тютчев был уверен в невозможности выразить словом многогранную жизнь человеческой души:
«Боже мой, боже мой, да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем… страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит…».
В стихотворении «Есть и в моём страдальческом застое», написанном в 1865 году и посвящённом также Е.А. Денисьевой, Ф.И. Тютчев пишет:
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других… 
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.
  Перечитывая стихотворение, можно заметить, что в нём использованы и внутренние рифмы (тоскуя-негодуя, увлечена – уязвлена), и звукопись: в стихотворении преобладают шипящие звуки: прежде, дорожит, вижу, дрожит, в душе, стражду, живу, жизнь, дышу, уж, бесчеловечно, нож, увлечена, бережно.  Это придаёт строкам дополнительную напряжённость, звук прерывистого дыхания, борьбы. Недаром в стихотворении пять раз строки   прерываются многоточием и трижды восклицательными знаками.
  Читая стихотворение, понимаешь, что не всё поддаётся разуму. Мир в восприятии Тютчева – это стихия, душа – величайшая тайна, полная противоречий и страстей.  Здесь Тютчев, обгоняя своё время, приближается к Достоевскому с его представлением о человеке, сотканном из противоречий.  Любовь, а тем более страсть, несёт в самой себе опасность и разрушение.
  Люди, по убеждению Тютчева, не способны понять друг друга (стих. « Silentium»). Чем глубже личность, стремящаяся выразить себя в любви как в роковом поединке, тем труднее передать то, что она чувствует.
Женщина по своей природе более эмоциональна, беззаветна в любви, ранима и беззащитна, чем мужчина. Там, где женщина мучается, любит и страдает, там мужчина оказывается способным размышлять и даже смотреть на себя со стороны. Это характерно и для анализируемого стихотворения. Мужчина представляет, как он выглядит в глазах влюблённой в него женщины и как на их отношения смотрит кто-то третий. При этом мужчина способен строго себя судить, но изменить ни себя, ни взаимоотношения не может. Мне это кажется странным, потому что, читая письма Ф.И. Тютчева, видишь, как глубоки были его чувства. В письме А.И. Георгиевскому от 8 августа 1864 года читаем: « Всё кончено - вчера мы её хоронили… Что это такое? Что случилось? О чём я это вам пишу – не знаю… Всё во мне убито: мысль, чувство, память, всё… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто - мозг изнеможён». Здесь мы явно видим несовпадение его чувств в реальной жизни с тем, как это отражено в стихах, где он упрекает себя за неумение любить так глубоко, как любит она.
Любовь изображается как высшее счастье и высшая трагедия, взлёт человеческого духа. Тютчев и сам был человеком страстей. Его стихи мало похожи на гармоничные, светлые даже в печали стихотворения о любви А.С. Пушкина. Он ближе к Лермонтову с его трагическим восприятием жизни   и к Достоевскому. Строки стихотворений А.С. Пушкина более возвышенные и мелодичные, в них использованы слова, относящиеся к возвышенной поэтической лексике, оставшейся, к сожалению, в 19 веке. У Тютчева же в стихотворениях слова более понятны и близки современному человеку.
Так Тютчев, в чём-то споря и в чём-то соглашаясь с А. Пушкиным, создаёт свой поэтический мир в стихотворениях о любви.

Культура речи. 1 вариант. Проверочная работа.

1. Расставьте ударения 15 баллов
Алфавит аналог, аристократия, агент, баловать, балованный,
договор, диспансер,   дозвонишься, дефис, жалюзи, звонят, красивее, камбала, каталог, квартал, мышление,  медикаменты, маркетинг, некролог, намерение, 
партер, торты, столяр,   свекла,  украинский, ходатайство,  цемент, щавель, эксперт.

2. Запишите предложение. Все цифры писать словами. 5 баллов
Нашёл кошелёк с 58 296 евро.  

3.Запишите предложение. 7 баллов
  Купил 5 килограмм (ов)   апельсины, помидоры, а также несколько пар чулки, носки,  джинсы, туфли, сапоги 

4. Приведите по одному примеру:
оксюморон, тавтограмма, палиндром, авторский неологизм, эвфемизм 5 баллов

5. Отредактируйте предложения:
а) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.
б) В работе участвовали учёные и психологи.
в) Мечты имеют важную роль в жизни людей
г) К понедельнику надо написать отзыв на стихотворение.
д) На моё день рождение мама купила и мороженое, и пироженое.
е) Новый роман, недавно опубликованный и который рассказывает о подростках, очень интересный.
ж) Он пошёл по пути, проложенным его отцом.
з)  Студент, сумеющий скоро получить диплом, начнёт работать самостоятельно.
и) Я очень люблю кушать в ресторане.
к) Благодаря сильному урагану, урожай был загублен. 10 баллов

6. Речевой этикет.  5 баллов
1 вариант
 Напишите 5 табу с точки зрения речевого этикета.
2 вариант.
Напишите 5 рекомендаций с точки зрения речевого этикета.

7.  Можно ли использовать нецензурную лексику в СМИ, в кино, в театре, в художественной литературе? Аргументируйте своё мнение. 3 балла

50 баллов
 
Дополнительное задание. 2 балла
Дайте 2 рекомендации, как искоренить использование табуированной лексики в среде школьников?