суббота, 12 декабря 2020 г.

Жизнь и творчество Л.Н. Толстого

Викторина из 20 вопросов проверяет знание основных фактов биографии Л.Н. Толстого и его произведений.  Она  предполагает, что разговор о личности писателя и о его произведениях  произойдёт дальше.

 https://learningapps.org/display?v=pxo4x73u520

пятница, 11 декабря 2020 г.

Новое произведение Маши Трауб "Полное оZOOMление"

 


И только в начале этого учебного года после изнурительной весны все вздохнули с облегчением, как оно снова тут как тут!  О чём я? Да о дистанционном обучении, конечно! 

Герои новой книги известной современной писательницы Маши Трауб - обычная семья: мама, папа, сын-студент и дочь-пятиклассница во время свалившегося на всех внезапно этого самого дистанционного обучения.

 Да уж! Кто только об этом  не пишет в последнее время, не выкладывает видеоролики и не снимает фильмы! Одни с раздражением, другие с попытками найти крайнего (чаще всего это, конечно, учитель), а  Маша Трауб смотрит и на свалившуюся дистанционку  с юмором, находит такие детали, которые позволяют не падать духом в это непростое время, а посмеяться.

 Интересно наблюдать, как переживают карантин и самоизоляцию разные люди: родители, дети, учителя,  тренеры, писатели, учёные, бабушки и дедушки. Умение найти не страшное, а смешное в жизни делает произведение витамином от депрессии. Написана книга просто, читая её, невозможно не вспомнить забавные случаи из своей жизни и, конечно, улыбнуться и поверить, что и это можно пережить, не впадая в уныние. Произведение состоит из отдельных глав-зарисовок.  Вот как называются некоторые из них:

Все только начинается, или Девочки, всем привет

Классный час, или Кто такой Ленчик-могила?

Как устроить личную жизнь в условиях самоизоляции

Родительское собрание онлайн, или «Я без прически»

ОZOOMление на уроках

 Читая книгу, я вспоминала, как мне весной этого странного года пришлось сполна "насладиться" прелестями дистанционного обучения.  Об этом я написала здесь:

https://www.dunaeva.info/2020/12/zoom.html

Но прежде всего я, конечно, советую прочитать весёлую книгу о нашей "весёлой" жизни. Зайдя по ссылке, вы можете прочитать начало произведения и решить, стоит ли читать его полностью, или вы так наелись дистанционки и самоизоляции, что готовы сами написать роман или, что тоже вероятно, ни слышать, ни читать об этом не желаете ни под каким соусом.

https://www.litres.ru/masha-traub/polnoe-ozoomlenie/chitat-onlayn/


 

Записки обеZOOMевшего учителя



Ура! Не надо идти в школу!  К первому уроку, в темноте! Круто! - радовалась я, как, наверное, и ученики, в первый день дистанционного обучения.

Сидишь на диване - ты на работе! Лежишь на диване - совсем наоборот. Вертикально - на уроке, горизонтально - дома, вертикально - горизонтально... Рядом кухня.   Нормально!

И вдруг приказ: 

- Педсовет в ZOOMе. Идентификатор, пароль и инструкции в электронной почте.

Народ взволновался, слабые духом почти до истерики, валерьянка пошла в ход. Хорошо, что фундамент  нашего коллектива - непробиваемые и несокрушимые. Вечер накануне педсовета  прошёл плодотворно: непробиваемые и несокрушимые вызывали на видеосвязь слабых духом, в сотый раз объясняя, куда вводить пароль, куда идентификатор, чем они отличаются друг от друга и куда нажимать завтра, чтобы показать администрации школы полную боевую готовность, а главное - научиться произносить длинное слово ИДЕНТИФИКАТОР.

К процессу были привлечены ни в чём не повинные родные и близкие. Повезло тем, у кого дома есть внуки. У меня был, так как университеты тоже перевели на дистанционку. Сразу скажу: не повезло родным и близким. 

- Саша! Сделай мне ZOOM!

- Как я тебе его сделаю?! Скачать что ли? Куда? На телефон или на ноутбук?

- Везде скачай! А где лучше?

- Без разницы!  Ладно, туда и туда скачаю.

- Саня, звука нет! Стой! Ты куда пошёл?!

- Так включи звук!  На 5 минут отойти нельзя? Ладно, включил. Всё?

- Санечка, а ты не мог бы...

- Не мог бы! Сама учись!

- Ах так! Когда тебе что-нибудь нужно, я тут как тут, а ты... Вот попросишь ты у меня в следующий раз! Какое бездушие, полное равнодушие к родной бабушке! Я для тебя всё на свете делаю!

- Иду уже! Не ворчи.

Наконец всё настроено, с волнением жду педсовета. Даже интересно увидеть знакомые лица на экране... Лица?  Точно! Вижу свет в конце тоннеля! В ZOOMе ведь можно фотографию вставить. И все проблемы. Вот я сообразительная! Так...Сейчас найду, где я себе нравлюсь. Эта не годится, эта вообще ужас ужасный, а это кошмар и ужас в одном флаконе... О! А вот тут я вроде ничего так... Десять лет назад? А кто это знает? Отличное фото.  Умница я всё же! И почти красавица... По крайней мере, на старом фото.

- Саня! Помоги, очень тебя прошу, фото вставить. Чьё? Моё, конечно! Не узнал? Ты специально меня расстраиваешь перед ответственным выходом в ZOOM?!

- Эй, не уходи, Санечка, подожди, я нажму кнопку.  Вдруг не получится? 

Получилось! Передо мной в квадратиках знакомые лица, некоторые тоже  на красочных фотографиях.  Да, не одна я такая весёлая и находчивая!.

- Прошу, коллеги, убрать фотографии и включить видео, - говорит директор школы, и я поневоле  выставляю своё лицо без капли макияжа и непонятно с чем на голове на всеобщее обозрение. Не ожидала я такого подвоха! Ох, хоть тёмные очки спасают положение, да и нижнюю часть туловища в тренировочных штанах и домашних тапочках никто предъявлять не требует. А верхнюю часть можно целомудренно прикрыть, делая вид, что в квартире лютый холод. 

И тут я слышу такое!

- Некоторые учителя переход на дистанционное обучение принимают за дополнительные каникулы или даже за отпуск.

Она что? Ясновидящая?  Это камень в мой огород?  Хотя вообще-то вчера целый вечер прошёл в  многочисленных  конференциях друг с другом, попытке разобраться во всех тонкостях  ZOOMа, в подготовке заданий для четырёх разных классов, которые сегодня предстоит проверить после педсовета  (около сотни работ), да ещё и придумать что-нибудь оригинальное на завтра. Нет, не так я представляю отпуск.

И тут компьютер сообщил о слабом интернет соединении,  подмигнул, и знакомые лица на квадратиках исчезли с экрана. Уф!!!  Можно пить чай:  в горле от переживаний засуха!

И пошло-поехало!







Ночевала ли поэзия в стихах Н.А. Некрасова?

После разговора о поэзии А. Фета размышляем о поэзии Н. Некрасова. 
Не называя автора, читаю стихотворение и прошу выписать наиболее запоминающиеся слова или строки, распределяя их в 2 столбика.
Молчи, поникни головою,
Как бы представ на страшный суд,
Когда случайно пред тобою
Любимца муз упомянут.
На рынок! Там кричит желудок,
Там для стоокого слепца
Ценней грошовый твой рассудок
Безумной прихоти певца.
Там сбыт малеванному хламу,
На этой затхлой площади,
Но к музам, к чистому их храму,
Продажный раб, не подходи.
Влача по прихоти народа
В грязи низкопоклонный стих,
Ты слова гордого: свобода
Ни разу сердцем не постиг;
Не возносился богомольно
Ты в ту свежеющую мглу,
Где беззаветно лишь привольно
Свободной песне да орлу.
Получилось так:
Слева: малёванный  хлам, рынок, продажный раб,  желудок, грошовый рассудок, по прихоти народа, низкопоклонный стих
Справа: безумная прихоть певца, любимец муз, чистый храм, свободная песня, орёл, свобода, возносился богомольно, постиг сердцем. 
И над всем  страшный суд.
Есть над чем размышлять. Сразу видно, что эстетические принципы поэтов противоположны. Но кто из них прав? Кого можно назвать истинным поэтом?
Чтобы ситуация стала ещё более острой заставляла размышлять, привожу ещё один широко известный пример:
Когда Н. Некрасов умер, Ф.М. Достоевский в надгробной речи сказал, что Некрасова как поэта  можно поставить вслед за Пушкиным и Лермонтовым. Дальше, по словам Ф.М. Достоевского, было так:
"Когда я вслух выразил эту мысль, то произошел один маленький эпизод: один голос из толпы крикнул, что Некрасов был выше Пушкина и Лермонтова и что те были всего только "байронисты". Несколько голосов подхватили и крикнули: "Да, выше!"
И ещё одно мнение:
И.С. Тургенев  в письме  Я.П. Полонскому в январе 1868 года писал:
"Ты напрасно меня благодаришь за откровенность: еще <бы> не быть откровенным с тобою, когда в одном тебе в наше время горит огонек священной поэзии. Ни графа А. Толстого, ни Майкова я не считаю; Фет выдохся До последней степени; а о гг. Минаевых и тому подобных и речи не может быть, так как и сам учитель их, г-н Некрасов - поэт с натугой и штучками; пробовал я на днях перечесть его собрание стихотворений... Нет! Поэзия и не ночевала тут - и бросил я в угол это жеваное папье-маше с поливкой из острой водки".
Теперь, я думаю,  ребятам есть над чем подумать и сформировать своё мнение о поэзии Н. Некрасова. 
Задание:
Мнений о поэте, разных и очень интересных, можно найти в анкете о Некрасове. Здесь представлены мнения критиков, писателей, поэтов, причём это люди, жившие и живущие в разное время. Пусть ребята сначала прочитают как можно больше стихотворений поэта, а потом  соотнесут своё мнение с мнениями других людей. Затем они могут выбрать близкую им точку зрения из предложенных на уроке и в анкете и аргументируют её стихотворением Некрасова. А ещё лучше, если чётко сформулируют свою точку зрения и представят её одноклассникам, аргументируя текстом стихотворения.

        Анкета о Некрасове

http://anketa.nekrasovka.ru/quiz

После этих уроков можно столько, сколько позволяет время, размышлять о жизни Некрасова, своеобразии его творческой манеры и произведениях более крупного жанра, например о его до сих пор не потерявшей актуальности поэме "Кому на Руси жить хорошо?". У нас в Эстонии дело ограничивается лишь общим знакомством с лирикой поэта.

Эту работу можно провести во время дистанционного обучения через общий документ или через интерактивную доску.  

воскресенье, 6 декабря 2020 г.

Откуда ноги растут у фразеологизмов? Из истории русского языка

          Вопросы на эрудицию

Попробуем начать с азов. Проверим, знают ли ребята значение фразеологизмов, которые корнями своими уходят в историю русского языка. В ходе викторины изображаем на доске или показываем буквы. Так постепенно подводим урок к беседе об изменениях, которые происходили с русской азбукой.


1.Что обозначает выражение " Начинать с азов"? "От аза до ижицы"? "Сидеть на азах"?

2. О каком человеке скажут: "Не видел аза в глаза"?




3. Каким фразеологизмом можно заменить когда-то широко известный фразеологизм "Не суйтесь буки наперёд азов"?




4. В Древней Руси существовало выражение "Стоять глаголем". Покажите, как это выглядит. А теперь попробуйте догадаться, что значило это выражение.





5. Наши предки "умели"  "выписывать ногами мыслете". Покажите, как они это делали.





6. В Древней Руси существовало выражение "Расставить столы покоем". Начертите расположение расставленных таким образом столов.

7. Что означает выражение "Знать на ять"?




8.Что означает выражение  "От фиты подвело животы"?




9. Нарисуйте человечка, у которого "ротик - фитою, носик - глаголем, ручки - фертом, ножки - ижицей". 

И если вы не сумеете выполнить эти задания и не сможете ответить на вопросы, то придётся вам прописать ижицу!


Материал для урока. Ответы на вопросы викторины.


Сколько букв в современном русском алфавите? 33. А сколько букв было в алфавите наших предков? Какие же буквы исчезли? 


Буквы исчезли из азбуки, но сохранились во фразеологических выражениях. Вот некоторые из них:


1. Расставить точки над И.
2. Начинать с азов.
3. Не видеть аза в глаза.
4. Не знать  ни аза.
5. Сидеть на азах.
6. От аза до ижицы.
7. Прописать ижицу.
8. Ноги ижицей.
9. Поставить  покоем.
10. Фертом ходить (стоять).
11. Смотреть (ходить) глаголем.
12. На глаголь лезть.
13. Не суйтесь буки наперед азов.
14. От фиты подвело животы



 Стоять фертом


Во фразеологическом словаре есть очень интересное выражение «ходить фертом», "стоять фертом", что означает: ходить или стоять «руки в боки», словно собираясь пуститься плясать. Человек в таком виде похож на букву «эф», которую в славянской азбуке называли «ферт». В славянской азбуке имелось даже несколько букв: «фита» и «ферт», которые обозначали звук «ф».

Порой дело могло дойти до курьезов. К примеру, в справочнике «Весь Петроград» люди, фамилия которых была Федоров, были в разделе на «фиту» и на «ферт», потому что эту фамилию можно было писать через обе эти буквы, а это существенно затрудняло поиск.

Зачем же потребовались две буквы, чтобы обозначить один звук? К тому же, не только двух букв много, но и одна буква, обозначающая звук «ф», у нас «разгильдяйничает». Дело в том, что в русском языке слишком мало слов с «чистым» звуком «ф» (фи, уф, фыркнуть, тьфу).


В русском языке очень часто звук «ф» слышится в таких словах, как «кров», «рукав», «травка», но этот звук является не чем иным, как оглушенным «в», потому что перед гласной мы слышим звук «в»: «рукава», «крова».

Буквы «фита» и «ферт» попали в наш алфавит только потому, что в греческом алфавите тоже были обе буквы: «ферт», обозначающая звук «пх», и «фита» (иначе «тэта») обозначающая звук «тх». Слова «арифметика», «Федор» писались через «фиту», а «Филипп» - через «ферту».

У греков строго соблюдалось различие употребления этих букв. А в русском языке двойной звук «ф» вносил только путаницу, поэтому в 1918 году «фита» была исключена из нашего алфавита.

А нужна ли нам вообще буква «эф»? Да, ей нашлось применение. Она стала для нас, как «переводчица». Когда к нам попадает чужое слово со звуком «ф», тогда нужна буква «эф». Именно таким образом и появились в русском языке слова «лифт», «фокус», «факел», «фотография».

Прописать ижицу


Это шутливое выражение представляет собой выразительный фразеологический эквивалент словам высечь, наказать. По своему происхождению оно тесно связано с нашей старой азбукой и письмом и существовавшей ранее на Руси «пОрочной» (и, конечно, порОчной) методой обучения грамоте отстающих. Для того чтобы стало ясно, как родилось это устойчивое сочетание слов, надо знать, во-первых, что такое ижица, и, во-вторых, каково здесь значение глагола прописать. Ижица – это название последней буквы старого кириллического алфавита, которая по форме напоминает развилку. Что касается глагола прописать, то в нашем обороте он употребляется в значении «очень хорошо написать, написать образцово, так, как пишут для прописи».
Если учитывать, что очень часто прописные буквы ранее писали не чернилами, а красной краской, то становится особенно понятной меткость иронии выражения прописать ижицу. Ведь при «хорошей», старательной порке (когда удары ложатся под углом друг к другу) на теле действительно возникает что-то вроде прописной ижицы.

Расставить все точки над И.

Когда хотят внести полную ясность в беседе,  то предлагают расставить все точки над И. Что это за точки и над каким И?"
Дело в том, что раньше в русском языке была буква "И десятеричное", вот над ней-то и была та самая точка. 


Итак, мы с серьёзными и шуточными заданиями справились. Пора расставить все точки над И  - наиболее активным и эрудированным выставить оценки.

вторник, 1 декабря 2020 г.

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Интерактивная викторина по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Для использования викторины пройдите по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=pqvr3xrg320


  Викторину на знание текста великого романа в стихах "Евгений Онегин" можно использовать как один из туров  игры по творчеству А.С. Пушкина во время обычного (не дистанционного) обучения или как тренировочную работу во время дистанционного обучения. 

1 вариант. Класс делится на группы. Каждая группа получает ссылку на викторину, и  ведущий (ведущие) определяют время (примерно 7 минут) на её выполнение. На сколько вопросов группа ответит правильно, столько и получит баллов за этот тур.

2 вариант. На экран выводится викторина, и учитель по очереди открывает вопросы. Каждая группа отвечает на 1 вопрос. На сколько вопросов группа ответит правильно, столько и получит баллов за этот тур. 

В первом варианте группа отвечает на все вопросы викторины, а во втором лишь на несколько в зависимости от количества групп.

3 вариант. Викторина используется как тренировочная работа до тех пор, пока не сумеет ответить на все вопросы викторины, или как контрольная, когда каждый ученик присылает учителю свой результат. К сожалению, тут  возникают проблемы с выставлением оценок.

Ссылка на игру "Жизнь и творчество А.С. Пушкина" в моём блоге. В этой игре соревновались между собой 3 команды учителей и 3 команды учеников. Игру проводили ученики 10 класса.

https://www.dunaeva.info/2007/05/blog-post.html


суббота, 28 ноября 2020 г.

О чём говорят слова вежливости в русском языке?

Разговор о словах приветствия, прощания, благодарности и извинения интересен в любом возрасте, поэтому целесообразно поговорить об этом и в школе.  Может быть, кто-то из ребят задумается о глубоком смысле слов и меньше будет коверкать? 
Работа в группах
  Задания:
1 группа. Вспомните и запишите слова приветствия, которые вы используете или которые слышите от других.
Привет! Приветствую!
Здравствуйте (здрасьте! здравия желаю, здорово, здра)!
Хай!
Салют!
Доброе утро (день, вечер)!
? Можете ли объяснить смысл приветствий
? Чем они отличаются друг от друга?
?В каких словах тот же корень, что и в слове ПРИВЕТ?
Совет, ответ, завет, привечать, приветливый

2 группа. Вспомните и запишите слова прощания, которые вы используете или слышали от других.
До свидания (досвидос)!
Чао-какао!
Пока!
Всего доброго!
Всего хорошего!
Удачи!
Прощай!
Пока! (Покеда)!
Адьё!
Давай!
? Можете ли объяснить смысл приветствий
? Чем они отличаются друг от друга?
? Почему "До свидания" пишется раздельно?

3 группа. Запишите как можно больше слов благодарности, которые есть в русском языке.
Благодарю
Спасибо (СПС)
Благодарствую
Премного благодарен
? Можете ли вы догадаться, как произошли слова?
? Чем они отличаются друг от друга?

4 группа. Запишите как можно больше слов, при помощи которых мы просим прощения.
Извините (не извиняюсь!)
Простите
Прошу прощения
Сорри
Пардон (пардоньте)

Записываем все слова на доску и в тетрадь.
Не забудем о слове пожалуйста. Обращаем внимание 

Материалы к уроку

   Перед вами отрывок из книги Марии Аксёновой "Знаем ли мы русский язык?".
 Выделите в отрывке из книги слова приветствия и прощания, принятые в русском обиходе. Ответьте, чем они отличаются друг от друга?
 Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
– Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? —
так писал Владимир Солоухин.
Кстати, лингвисты утверждают, что только в русском языке слова приветствия связаны с пожеланием здоровья.
С XVIII века у нас стали появляться «переводы» с европейских языков – «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», но при этом всё равно сначала желали здоровья.
«Привет» – это тоже старинное славянское слово. От него образовалось высокое «приветствую», которое сегодня нередко можно услышать в обращении. Но звучит оно церемонно и напыщенно.
Поэты позволяли себе «приветствовать» только стихии, а наши современники почтительно «приветствуют» друг друга.
Литературным и общепринятым до сих пор остаётся «здравствуйте». Кстати, раньше слово «здравствуйте» употребляли не только при встрече, но и при расставании. Пожелать здоровья всегда уместно.
«Прощай» – и это слово наполнено глубоким смыслом. Прости, сними с меня вину и отпусти свободным. Правда, со временем слово «прощай» стало казаться слишком категоричным, слишком тоскливым, даже безысходным. Это «прощай» стало восприниматься как расставание навсегда. И в начале XIX века появилось более мягкое «до свидания».
Сегодня часто можно услышать «пока!», «чао!», «адью!». Но русские слова встречи-прощания никогда не были столь легковесными.
Встречаясь и расставаясь, наполняйте слова встречи-прощания смыслом и чувством.


Учащихся старших классов могут обратиться  к интервью с М. Брокгаузом, перейдя по ссылке:

https://www.svoboda.org/a/134261.html

А вот ещё ссылка. Обратите внимание, что к ней есть комментарии - информация к размышлению.

http://wordru.ru/slova-proshhaniya-do-svidaniya-poka-i-davaj-chto-i-komu-davaj/

В качестве итога можно написать миниатюру. Заглавие ученики придумают сами или используют предложенные:
1. Слова с богатой историей
2. Самые нужные слова
3. Слова вежливости, которые привык (привыкла) использовать я (мои друзья)
4. Устаревшие слова вежливости
5. Слова вежливости в разных языках

Я - марионетка

 
                                                             Рисунок Н. Мурашко

Ночь. Мирозданье. Тайна бытия.
Два фонаря - два в Зазеркалье взгляда.
Земля - театр. Марионетка - я.
Там, наверху! Я не хочу играть! Не надо!

Придумал кто, что мне во тьме, одной,
На ниточках судьбы изнемогая,
Подобно кукле деревянной, заводной
По чьей-то воле корчиться, играя?

Я падаю, скольжу за грань исчезновенья...
Эй, кто там! Допиши еще одно явленье!

Стихотворение Тютчева «О, не тревожь меня укóрой справедливой…»

Попытка  ученицы 10 класса Крюковой А. прокомментировать стихотворение поэта 19 века Ф.И. Тютчева
Стихотворение Ф.И. Тютчева "О, не тревожь меня укорой справедливой" написано в 1852 году, в самом начале непростых взаимоотношений с Е. Денисьевой. Оно входит в знаменитый цикл стихотворений, посвящённых этой женщине.
В произведении  «О, не тревожь меня укóрой справедливой…» монолог ведется от лица мужчины, который не только соглашается с укорами женщины, но и пытается ее успокоить, говоря, что она находится в лучшем положении в их отношениях, чем он. Это можно наблюдать в самых первых строках стихотворения:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидней часть твоя…
В следующих же строках он объясняет, почему он так считает, и упрекает себя, говоря, как ему досадно, что и он не испытывает таких же глубоких чувств. Второе четверостишие является очень загадочным, и с первого раза его  сложно понять. Смысл заключён в словах, выраженных будто бы из вымышленного мира:
И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою —
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Скорее всего, он говорит о любви словно о созданном им новом мире, в котором он более не властен, который он покинул и стоит будто бы перед входом в него, но войти не в состоянии. Стоя перед вратами в этот мир, он видит в нем отражение себя нынешнего, чего он ныне стыдится. Он больше не верит в созданный им мир и сожалеет об этом. В этом стихотворении та же оппозиция, что и в предыдущем:
ОНА любит искренно и пламенно, у неё живая душа, поэтому, как он считает, она имеет право укорять его.
ОН стоит без веры, глядит с досадою ревнивой, краснеет, сознаёт со стыдом себя лишь безжизненным кумиром её живой души, хоть и чародеем, но жалким.
Оппозиция ощущается и в лексике стихотворения: любовь и досада, живая душа и безжизненный кумир, укора и оправдание. Использован противительный союз «А», противопоставляя лирических героев стихотворения. «Ты любишь», а я «гляжу с досадой». Герой  создал волшебный мир, но сам теперь не верит в него.
Произведение состоит всего из двух строф, рисующих трудные взаимоотношения двух любящих и страдающих людей. Стихотворение написано шестистопным ямбом. Чётные строки звучат более твёрдо, так как в них использованы  мужские рифмы, а нечётные – более мягко за счёт женских.  Рифмовка опоясывающая.
Главное в этом стихотворении – ощущение вины Его перед Ней.

среда, 18 ноября 2020 г.

Э. Хемигнуэй "Старик и море"


Э. Хемингуэй (1899 - 1961)

   Старик и море
   1952 год

Нобелевская премия 
1954 год

"Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море, и настоящую рыбу, и настоящих акул. И, если мне удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному"
                      Э. Хемингуэй
Жанр произведения
Повесть? Рассказ? Притча?

Повесть - эпическое произведение, в котором представлен ряд эпизодов из жизни одного или нескольких героев.

Рассказ - прозаическое произведение небольшого объёма. В нём обычно рассказывается об одном важном событии в жизни героя.

При́тча — это  поучительный рассказ в аллегорической форме .

Метод айсберга

«Надо выкидывать всё, что можно выкинуть… Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом». 
Э. Хемингуэй

После вступительного слова о писателе и особенностях его произведения можно предложить ученикам совместную работу работу на одной из интерактивных досок.  Пусть они выпишут из текста те фразы, которые звучат афористично и заставляют задуматься о глубине смысла. Совместная работа поможет увидеть, что почти каждая фраза, являясь вершиной айсберга, прочитывается не в бытовом, а в философском плане. Вот что примерно может получиться:

Особенности языка. 
Афористичность. Краткость. Философская глубина.

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.

Океан стоит того, чтобы рассказать, что такое человек.

Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят.

 Конечно, хорошо, когда человеку везет. Но я предпочитаю быть точным в моем деле. А когда счастье придет, я буду к нему готов.

 А как легко становится, когда ты побежден! — подумал он. — Я и не знал, что это так легко… Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя…

 — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушел в море.

Человек - это не бог весть что рядом с замечательными зверями и птицами.
Как хорошо, что нам не приходится убивать звёзды!
Приведи свои мысли в порядок и постарайся переносить страдания, как человек...Или как рыба.
Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню.
Не нужно думать, старик. Плыви по ветру и встречай беду, когда она придёт.
Нельзя, чтобы в старости человек оставался один.
Глупо терять надежду. Тебе ещё может привалить счастье.
Символ - это всегда многозначный образ, имеющий обобщающий смысл. Символ не  может быть прочитан одинаково всеми. Символ имеет почти всегда переносное значение. Его невозможно раскрыть до конца.
Тем интереснее посмотреть, как читаются символы произведения разными читателями.  Таким образом мы обогащаем восприятие друг друга. 

        Символы в произведении Э. Хемингуэя "Старик и море"


МОРЕ - бесконечность. Смотришь в голубую даль и знаешь, что там что-то есть, неизведанное, как сама жизнь. Для кого-то это противник, а для кого-то союзник. Иногда дарит милости, а иногда отказывает в них. Море постоянно проверяет человека. Символ непостоянства. У него единственная постоянная - его изменчивость. Никогда не знаешь, что уготовано тебе. Это наша жизнь, которая то несёт по течению, то проверяет штормом, то приносит, то уносит. Символ одиночества, пустоты и печали, ожидания чего-то важного. Символ вечно изменяющейся жизни, дарующей и отнимающей, несущей счастье и несчастье, волнующей, непостоянной и бесконечной. Море, как и жизнь, всегда тайна.


АКУЛЫ - символ власти и превосходства. Если на земле король лев, то в море - акула. Это трудности в жизни. препятствия, с которыми приходится бороться. Только поборешь одну акулу, тут же появляется другая, часто более кровожадная. Это сильный противник. Он может загнать в тупик и отобрать все шансы на победу. Символ  страха, потери и разочарования, боли и обиды. У каждого в жизни есть враги. К тому же акулы кажутся подлыми рыбами, ведь пока старика тащила рыба, они не появлялись. Но как только Сантьяго поймал рыбу, они тут же стали отдирать от неё куски. Поймать такую рыбу было мечтой старика,  акулы же эту мечту уничтожили. Трудности и лишения не отстают от человека. идут след в след и при первой возможности атакуют его. Они могут отнять у тебя даже жизнь. Акулы как страх, который человек должен побороть, иначе он поглотит любого. Море полно акул, как и жизнь полна капканов,  которые могут отнять счастье.

львы - манящая неизведанность, которая  порой бывает губительной для человека. Часто хочется приблизиться к чему-то новому, думая о том, что именно там нас ждёт счастье. Символ мужества и молодости.  Когда старик был молод, то он ходил под парусом,  охотился в Африке на львов. Символ утраченной яркости жизни, дерзости. Не зря старику снились львы, которые резвятся, как котята. Воспоминание, которое остаётся с человеком на всю жизнь, вытесняя остальные.


РЫБЫ - подарок от моря, от судьбы, за который надо бороться, который нужно заслужить. Это счастье, которое то и дело пытаются отнять. Упорство и вера в себя- вот что нужно. Это трудное счастье. Оно неудержимо и мимолётно. Рыба - это цель.  Большая рыба может достаться только большими усилиями.


ЗВЁЗДЫ - это нечто божественное.  Они видят всё происходящее на земле и обо всём знают. Но звёзды не делятся увиденным с земными обитателями, зато могут указать верный путь. Старик видел в звёздах своих друзей. Звёзды - символ того прекрасного, что ещё не тронуто человеком. Это напоминание о вечности, о бесконечном существовании, недоступном человеку. Далёкие друзья. Когда они появились, старик очень обрадовался, потому что он не чувствовал себя одиноким, Они были с ним, освещали путь, и он говорил: "Хорошо, что нам не приходится убивать звёзды!"

Старик - старость,  мудрость, завершение жизни, опыт, одиночество, воспоминания.

Мальчик - начинающаяся жизнь, будущее, юность, неопытность, перекличка и связь поколений...

Результатом может быть эссе о притче Э. Хемингуэя. Тут уж, я думаю, должна быть индивидуальная работа. Каждый почерпнёт столько, сколько сумеет, увидит лишь вершину айсберга или нырнёт глубоко. Пусть каждый придумает своё заглавие, а может быть, и форму. 
Вот одна из самых простых работ, которая, однако, показывает, что совместная работа помогает даже не самым сильным ученикам понять непростое произведение. 

ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ "СТАРИК И МОРЕ"?


Я думаю, что притча названа именно так потому, что суть её заключается не в том, что старик отправился на рыбалку и потерпел неудачу. Море ассоциируется с жизнью, с течением времени, в ходе которого мы что-то находим, а что-то теряем. Старик же ассоциируется с мудростью. И в притче он борется с неудачами жизни и с самим собой.
Море жизни относится ко всем одинаково, и     если  даже человек стар, это не значит, что не надо больше бороться за свою "рыбу". Любой другой возненавидел бы жизнь, любой другой, только не он. Пусть  руки все в шрамах, и лицо покрыто морщинами, но глаза у него молодые, и душа светится изнутри. Он воспринимает море как друга или как достойного соперника. 
 Сантьяго выходит на борьбу с морем один на один, рядом нет никого. Только он, море, звёзды и рыба. Море - главное испытание для старика. Море принимает вызов, и начинается схватка между человеком и стихией. Поединок закончился, а жизнь продолжается.  Море  пыталось защитить своих обитателей, а старик спасает свою жизнь, убивая акул и поедая рыб. Судьбы старика и моря похожи.
 Притча учит не сдаваться, а двигаться дальше, к цели. Название этой притчи зародило в моей голове мысль о том, что  притча об одиночестве. Старики обычно одиноки, а море бесконечно. Если объединить два этих понятия, то получится "Одиночество и Жизнь". Никогда не знаешь, что поджидает тебя в будущем, с чем придётся расстаться, а что останется навечно. Произведение заставляет задуматься о любом старике, о любом мальчике, о любом человеке и их поединке с морем и с самим собой.

Ссылка на мультфильм по произведению Э. Хемингуэя "Старик и море"


https://www.youtube.com/watch?v=OQfwyNGf5D0