среда, 8 декабря 2021 г.

Узнай героя по портрету. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

 Это задание можно использовать, чтобы проверить, прочитано ли произведение, можно использовать во время игры по произведению как один из туров или во время проведения обычной викторины.

Я давала в качестве проверочной письменной работы по вариантам. При этом ученики не знали, одинаковые у них варианты или разные, тем более, что первый портрет был одинаковый у того и другого варианта. Это некоторых сбивало с толку, и, если они списывали, то это было видно.

   Кроме того, на основе распечаток с портретами героев можно провести урок о том, как тот или иной писатель создаёт портреты своих героев, отметить своеобразие его творческой манеры.

1 вариант

1. "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу."

2. "Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлки, но одушевлённые красноватые глазки. Во взгляде его светилась как будто восторженность,- пожалуй, был и смысл  и ум,- но в то же время мелькало как будто и безумие".

3. "Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом,  были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке".

4. "Господин немолодых уж лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией... Тёмные бакенбарды приятно осеняли его лицо с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка".

5. "Она была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений лёгкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые".

6. "Лицо её всё еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти  всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный чистый жар сердца до старости. Волосы её уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились возле глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно".

7. "Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Она была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка , с замечательными голубыми глазами".

8. "Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший  и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза".

9. " это было какое-то странное лицо, похожее как бы на самку: белое, румяное,  с румяными алыми губами, с  светло-белокурой бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом лице."

10. "Это был человек лет 35, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного  курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами".


2 вариант

1. 1. "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу."

2. "Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлки, но одушевлённые красноватые глазки. Во взгляде его светилась как будто восторженность,- пожалуй, был и смысл  и ум,- но в то же время мелькало как будто и безумие".

3. "Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом,  были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке".

4. "Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Она была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка , с замечательными голубыми глазами".

5. "Она была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений лёгкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые".

6. "Лицо её всё еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти  всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный чистый жар сердца до старости. Волосы её уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились возле глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно".

7. "Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший  и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза".

8. " это было какое-то странное лицо, похожее как бы на самку: белое, румяное,  с румяными алыми губами, с  светло-белокурой бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом лице."

9. "Это был человек лет 35, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного  курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами".

10. "Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно стройная и высокая, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и неровно. прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен".

Ключ для проверки

1 вариант

1. Раскольников

2. Мармеладов

3. Старуха-процентщица

4. Лужин

5. Дуня

6. Мать Раскольникова

7. Соня

8. Лебезятников

9. Свидригайлов

10. Порфирий Петрович

2 вариант

1. Раскольников

2. Мармеладов

3. Старух-процентщица

4.Соня

5. Дуня

6.Мать Раскольникова

7. Лебезятников

8. Свидригайлов

9. Порфирий Петрович

10. Катерина Ивановна



вторник, 7 декабря 2021 г.

Роль интонации в речи

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

                                                                                                Б.Н.Головин
1. Записка с текстом "Ушла в магазин"
Муж, вернувшись домой, видит записку жены: "Ушла в магазин".

2. Зависимость содержания от интонации.

1. Соседи мои - учителя. Соседи - мои учителя.
2. Она -  или Таня, или Тамара. Она, или Таня, или Тамара.
3. Июнь был жаркий. Июнь был жаркий.
4. Последний раз мы его видели в апреле.

3. Произнести фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться"
То же самое можно сделать с короткими словами "Да" и "Нет". Их можно произносить десятки раз с разными интонациями, меняя при этом смысл и чувство.
  • нежно
  • раздражённо
  • весело
  • как просьбу
  • насмешливо
  • грустно
  • устало
  • издевательски
  • как приказ
  • небрежно
  • почти плача
  • вопросительно
  • кокетливо
  • сквозь смех
  • торжественно
  • с усмешкой
  • устало
4.  Как в художественной литературе автор показывает интонацию?
Представьте, что вам нужно написать диалог двух героев в следующей ситуации: муж изменил жене и чувствует себя (каким?) . Он хочет добиться прощения во что бы то ни стало.
С какими интонациями он будет говорить?
С какими интонациями будет говорить обиженная и униженная жена?

Муж:  тихо, виновато, просительным тоном, пытаясь оправдаться
Жена: раздражённо, сквозь слёзы, срываясь на крик, обличительным тоном



Из какого произведения этот отрывок?


                -Что вам нужно? -- сказала она быстрым, не своим, грудным голосом.

-- Долли! -- повторил он с дрожанием в голосе. -- Анна приедет сегодня.

   -- Ну что же мне? Я не могу ее принять! -- вскрикнула она.

   -- Но надо же, однако, Долли...

   -- Уйдите, уйдите, уйдите! -- не глядя на него, вскрикнула она, как будто крик этот был вызван физическою болью.

  -- Боже мой, что я сделал! Долли! Ради бога! Ведь... -- он не мог продолжать, рыдание остановилось у него в горле.

   Она захлопнула шифоньерку и взглянула на него.

   -- Долли, что я могу сказать?.. Одно: прости, прости... Вспомни, разве девять лет жизни не могут искупить минуты, минуты...

   Она опустила глаза и слушала, ожидая, что он скажет, как будто умоляя его о том, чтобы он как-нибудь разуверил ее.

   -- Минуты... минуты увлеченья... -- выговорил он и хотел продолжать, но при этом слове, будто от физической боли, опять поджались ее губы и опять запрыгал мускул щеки на правой стороне лица.

   -- Уйдите, уйдите отсюда! -- закричала она еще пронзительнее, -- и не говорите мне про ваши увлечения, про ваши мерзости!

   Она хотела уйти, но пошатнулась и взялась за спинку стула, чтоб опереться. Лицо его расширилось, губы распухли, глаза налились слезами.

   -- Долли! -- проговорил он, уже всхлипывая. -- Ради бога, подумай о детях, они не виноваты. Я виноват, и накажи меня, вели мне искупить свою вину. Чем я могу, я все готов! Я виноват, нет слов сказать, как я виноват! Но, Долли, прости!

   Она села. Он слышал ее тяжелое, громкое дыхание, и ему было невыразимо жалко ее. Она несколько раз хотела начать говорить, но не могла. Он ждал.

   -- Ты помнишь детей, чтоб играть с ними, а я помню и знаю, что они погибли теперь, -- сказала она, видимо, одну из фраз, которые она за эти три дня не раз говорила себе.

   Она сказала ему "ты", и он с благодарностью взглянул на нее и тронулся, чтобы взять ее руку, но она с отвращением отстранилась от него.

   -- Я помню про детей и поэтому все в мире сделала бы, чтобы спасти их; но я сама не знаю, чем я спасу их: тем ли, что увезу от отца, или тем, что оставлю с развратным отцом, -- да, с развратным отцом... Ну, скажите, после того... что было, разве возможно нам жить вместе? Разве это возможно? Скажите же, разве это возможно? -- повторяла она, возвышая голос. -- После того как мой муж, отец моих детей, входит в любовную связь с гувернанткой своих детей...

   -- Но что ж делать? Что делать? -- говорил он жалким голосом, сам не зная, что он говорит, и все ниже и ниже опуская голову.

   -- Вы мне гадки, отвратительны!-- закричала она, горячась все более и более. -- Ваши слезы -- вода! Вы никогда не любили меня; в вас нет ни сердца, ни благородства! Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! -- с болью и злобой произнесла она это ужасное для себя слово чужой.

   Он поглядел на нее, и злоба, выразившаяся на ее лице, испугала и удивила его. Он не понимал того, что его жалость к ней раздражала ее. Она видела в нем к себе сожаленье, но не любовь. "Нет, она ненавидит меня. Она не простит", -- подумал он.

   -- Это ужасно! Ужасно!-- проговорил он.



Фильм А. Зархи "Анна Каренина" 1967 год
Диалог с 5 минуты

Домашнее задание:
1. Составить диалог двух действующих лиц. Речевую ситуацию придумайте сами. Главное - прописать интонацию.
2. Озвучить фрагмент мультфильма.




























































Узнай героя по портрету. Роман М. Лермонтова "Герой нашего времени"

 Это задание можно использовать, чтобы проверить, прочитано ли произведение, можно использовать во время игры по произведению или обычной викторины.

Я давала в качестве проверочной письменной работы по вариантам. При этом ученики не знали, одинаковые у них варианты или разные, тем более, что первый портрет был одинаковый у того и другого варианта. Это некоторых сбивало с толку, и, если они списывали, то это было видно.

   Кроме того, на основе распечаток с портретами героев можно провести урок о том, как тот или иной писатель создаёт портреты своих героев, отметить своеобразие его творческой манеры.

1 вариант

1.  "На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти, смуглый цвет его лица показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду".

2. "... мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный, на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги".

3. "... рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре".

4. Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу".

5. "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата".

6."... девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка..."

7. "Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид модно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль."

8. "... был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна".

9. "Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью".

10. " С первого взгляда на лицо его я бы не дал более 23 лет, хотя после я готов был дать ему 30. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором можно было заметить следы морщин".


2 вариант

1. "На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти, смуглый цвет его лица показывал, что оно давно знакомо с солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду".

2.  Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу".

3. "... девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка..."

4. "... был мал ростом и худ и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна".

5. "... рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий... А уж ловок-то, ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре".

6. "Она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо меня поразило своей выразительностью".

7. "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата".

8. "Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид модно дать 25 лет, хотя ему едва ли 21 год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль."

9. "... мальчик лет пятнадцати. А уж какой был головорез, проворный, на что хочешь: шапку ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо: ужасно падок был на деньги".

10. " Наружность поручика ... отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации".

Ключ для проверки

1 вариант

1.Максим Максимыч

2. Азамат

3. Казбич

4. Бэла

5. Печорин

6. Ундина

7. Грушницкий

8. Вернер

9. Вера

10 Печорин

2 вариант

1. Максим Максимыч

2. Бэла

3. Ундина (девушка-контрабандистка)

4. Вернер

5. Казбич

6. Вера

7. Печорин

8. Грушницкий

9. Азамат

10. Вулич

понедельник, 6 декабря 2021 г.

В. Маяковский - поэт или антипоэт? Материалы к урокам о поэте.

 Люблю ставить учеников перед выбором. Выбор заставляет мозги работать более интенсивно.

Все мы помним желание футуристов, высказанное ими в скандальном манифесте "Пощёчина общественному вкусу", сбросить Пушкина и Достоевского с парохода современности". Это было написано в начале 20 века. А в начале 21 века не пора ли сбросить с этого парохода самого главного футуриста? Вот и вопрос , на который пробуют ответить взрослые молодые люди, для которых время 21 века - это их родное время. Интересен ли сегодняшним молодым поэт В. Маяковский и захватывает ли его поэзия? Ради чего наступил он "на горло собственной песне"? И что это значит? Поэт или антипоэт  тот, о ком Сталин сказал: "Маяковский был и остаётся лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи"?

Несколько эпиграфов к уроку - избранные строки из стихотворений В. Маяковского:

Маяковский вот...

Поищем ярче лица -

Недостаточно поэт красив.-

Крикну я

                   вот с этой, 

                                      с нынешней страницы:

Не листай страницы! 

                                     Воскреси!





Я хочу быть понят моей страной,

А не буду понят -

                                        что ж,

По родной стране

                                   пройду стороной,

Как проходит 

                                    косой дождь.


Эй вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

             Глухо.

Пробую погрузить  учеников в водоворот разнообразных мнений о поэте:

1. "...дьявол. Антипоэт. Миссия в этом мире - подмена. Культуры - антикультурой, искусства - антиискусством, духовности - антидуховностью.

                                      Ю. Карабчиевский. Книга "Воскресение Маяковского"

2. " Стихотворения Маяковского выражают не столько мысли и чувства, сколько все те ухищрения и приёмы, с помощью которых эти мысли выражены. Трудом и потом пахнут эти строки. потом автора и потом читателя".

                                     Ю. Карабчиевский. Книга "Воскресение Маяковского"

3. "В. Маяковский грубым гунном ворвался в русскую поэзию. Не вошёл, а именно ворвался:

Я сразу смазал карту будня,

Плеснувши краской из стакана...

Это был вызов. Кому? Всем тем, кто не видел изнанку жизни, кто творил сладостную легенду, оберегая от сквозняков к тому времени довольно "душный зал" (А. Ахматова) русской поэзии. Это был вызов снобам и благонамеренным блюстителям литературных нравов. Как Пушкина в своё время не пустили бы на порог благороднейшего собрания с "Русланом и Людмилой", так Маяковского не пускали на порог редакций."

                               А. Михайлов.  Книга "Маяковский"

4. "Маяковского долго читать невыносимо от чисто физической растраты. После Маяковского нужно долго и много есть".

                         М. Цветаева

"Никакой державный цензор  так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с собой. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил..."

                        М. Цветаева

Надеюсь, теперь достаточно, чтобы задуматься, что за человек и поэт (или антипоэт) был В. Маяковский.

Если начало разговора происходит при дистанционном обучении, то продолжением может стать работа на одной из интерактивных досок, или в общем документе, или в коллективной презентации. 

Подберите стихотворение, которое проявляет особенности манеры В. Маяковского наиболее ярко, с вашей точки зрения. Выразите в комментарии к стихотворению своё отношение к поэту В. Маяковскому. Обдумайте строки, которые я привела в качестве автографов и при желании включите их в свой текст. Поэт В. Маяковский или анти поэт?

Если уроки идут в обычном формате, то каждый готовит небольшое выступление по этому плану. 

После более подробного разговора о творчестве В. Маяковского возможно провести дебаты или диспут. Главное - начать разговор не с привычного рассказа о жизни и творчестве поэта, а с представления разных, иногда противоположных мнений о нём. 

В. Маяковский в восприятии других поэтов

Можно начать или завершить разговор о Маяковском, обратившись к стихам о поэте. Я сделала подборку как из стихотворений  современников В. Маяковского, так и поэтов более позднего времени.

Работая в группах или парах, пусть ученики прочитают выразительно и прокомментируют стихотворения, зададут друг другу вопросы, может, подберут видеоряд, снимут видео или выполнят другую творческую работу. Так расширится их представление о поэтах и поэзии. Думаю, здесь будут затронуты и факты из его жизни, и особенности творческой манеры Маяковского. Разговор должен получиться интересный, пробуждающий интерес к личности поэта и его стихам.

Марина Цветаева
Маяковскому


Превыше крестов и труб,
Крещенный в огне и дыме,
Архангел-тяжелоступ --
Здорово, в веках Владимир!

Он возчик и он же конь,
Он прихоть и он же право.
Вздохнул, поплевал в ладонь:
-- Держись, ломовая слава!

Певец площадных чудес --
Здорово, гордец чумазый,
Что камнем -- тяжеловес
Избрал, не прельстясь алмазом.

Здорово, булыжный гром!
Зевнул, козырнул -- и снова
Оглоблей гребет -- крылом
Архангела ломового.

18 сентября 1921

М. Цветаева

Много храмов разрушил,
А этот — ценней всего.
Упокой, Господи, душу усопшего врага твоего.
1930

Б. Пастернак

Маяковскому


Вы заняты нашим балансом.
Трагедией ВСНХ,
Вы, певший Летучим голландцем
Над краем любого стиха.

Холщовая буря палаток
Раздулась гудящей Двиной
Движений, когда вы, крылатый,
Возникли борт о борт со мной.

И вы с прописями о нефти?
Теряясь и оторопев,
Я думаю о терапевте.
Который вернул бы вам гнев.

Я знаю, ваш путь неподделен,
Но как вас могло завести
Под своды таких богаделен
На искреннем вашем пути?
1922

Б. Пастернак

Смерть поэта


Не верили, считали — бредни,
Но узнавали от двоих,
Троих, от всех. Равнялись в строку
Остановившегося срока
Дома чиновниц и купчих,
Дворы, деревья, и на них
Грачи, в чаду от солнцепека
Разгоряченно на грачих
Кричавшие, чтоб дуры впредь не
Совались в грех, да будь он лих.
Лишь был на лицах влажный сдвиг,
Как в складках порванного бредня.

Был день, безвредный день, безвредней
Десятка прежних дней твоих.
Толпились, выстроясь в передней,
Как выстрел выстроил бы их.

Как, сплющив, выплеснул из стока б
Лещей и щуку минный вспых
Шутих, заложенных в осоку.
Как вздох пластов нехолостых.

Ты спал, постлав постель на сплетне,
Спал и, оттрепетав, был тих, —
Красивый, двадцатидвухлетний,
Как предсказал твой тетраптих.

Ты спал, прижав к подушке щеку,
Спал, — со всех ног, со всех лодыг
Врезаясь вновь и вновь с наскоку
В разряд преданий молодых.
Ты в них врезался тем заметней,
Что их одним прыжком достиг.
Твой выстрел был подобен Этне
В предгорьи трусов и трусих.
1930

А. Ахматова

Маяковский в 1913 году


Я тебя в твоей не знала славе,
Помню только бурный твой рассвет,
Но, быть может, я сегодня вправе
Вспомнить день тех отдаленных лет.
Как в стихах твоих крепчали звуки,
Новые роились голоса...
Не ленились молодые руки,
Грозные ты возводил леса.
Все, чего касался ты, казалось
Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, — разрушалось,
В каждом слове бился приговор.
Одинок и часто недоволен,
С нетерпеньем торопил судьбу, .
Знал, что скоро выйдешь весел, волен
На свою великую борьбу.
И уже отзывный гул прилива
Слышался, когда ты нам читал,
Дождь косил свои глаза гневливо,
С городом ты в буйный спор вступал.
И еще не слышанное имя
Молнией влетело в душный зал,
Чтобы нынче, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
1940

Василий Каменский

Маяковский


Радиотелеграфный столб гудящий,
Встолбленный на материке,
Опасный — динамитный ящик,
Пятипудовка — в пятерике.

И он же — девушка расстроенная
Перед объяснением с женихом,
И нервноликая, и гибкостройная,
Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок,
Сын современности — сверх-неврастеник,
И жружий — ржущий жеребенок,
Когад в кармане много денег.

И он — Поэт, и Принц, и Нищий,
Колумб, Острило, и Апаш,
Кто в Бунте Духа смысла ищет —
Владимир Маяковский наш.

Б. Слуцкий

Ботинки Маяковского

Сорок седьмой номер:
Огромные, как саяоги.
К ботинкам Маяковского
Не подобрать ноги.

Ботинки Маяковского
Носить не смог никто.
Кроме того, осталось
Его пальто.

Кроме того, остался
Его пример,
Но больше человеческого
Его размер.

В маленькой квартирке
Маленький музей:
Веши Маяковского,
Книги его друзей.

Чашечки Маяковского
На полочках стоят.
Сколько меду и яду
Чашечки таят?

Кроме того, ботинки,
Кроме того, пальто.
Чашу Маяковского
Не осушил никто.

Евгений Евтушенко

Мать Маяковского

В мягком стареньком кресле сидит она,
ласково глядя
на гостей молодых,
на веселье, на споры и пыл.
Угощает вареньем:
«Айвовое...
Из Багдади...
Обязательно кушайте...
Он его очень любил».
Для нее он всегда был худым и простуженным,
до варенья охотником и пастилы —
словом, просто Володей,
которому нужно
дать поесть,
чай согреть
и постель постелить.
Сразу было ей ясно,
когда тосковал он о ком-то,
но она не могла разобраться во многом другом
и ту самую страшную желтую кофту,
чуть вздыхая,
гладила утюгом.
Он гремел на эстрадах,
веселый и грозно остривший,
но она-то ведь знала,
как дома потом,
ей в колени упав головою остриженной,
он дышал тяжело
со стиснутым ртом.
Без него ей так трудно,
да и мало уж силы...
В мягком стареньком кресле
сидит она, руки сложив.
Ей сегодня гости опять про сына
говорят, что не умер,
что с ними,
что жив,
говорят про бессмертье,
про все такое...
Ну а ей бы —
припасть к нему просто на грудь,
его жесткую голову
медленно
тронуть рукою
и за то, что так часто он курит,
опять упрекнуть...

Евгений Евтушенко

Разве же можно,

чтоб все это длилось?

Это какая-то несправедливость...
Где и когда это сделалось модным:
"Живым - равнодушье,
внимание - мертвым?"
Люди сутулятся,
выпивают.
Люди один за другим
выбывают,
и произносятся
для истории
нежные речи о них -
в крематории...
Что Маяковского жизни лишило?
Что револьвер ему в руки вложило?
Ему бы -
при всем его голосе,
внешности -
дать бы при жизни
хоть чуточку нежности.
Люди живые -
они утруждают.
Нежностью
только за смерть награждают


Андрей Вознесенский

РАЗГОВОР С ЭПИГРАФОМ


Александр Сергеевич,
Разрешите представиться.
Маяковский



Владимир Владимирович, разрешите представиться!
Я занимаюсь биологией стиха.
Есть роли
более пьедестальные,
но кому-то надо за истопника...

У нас, поэтов, дел по горло,
кто занят садом, кто содокладом.
Другие, как страусы,
прячут головы,
отсюда смотрят и мыслят задом.

Среди идиотств, суеты, наветов
поэт одиозен, порой смешон —
пока не требует поэта
к священной жертве
Стадион!

И когда мы выходим на стадионы в Томске
или на рижские Лужники,
вас понимающие потомки
тянутся к завтрашним
сквозь стихи.

Колоссальнейшая эпоха!
Ходят на поэзию, как в душ Шарко.
Даже герои поэмы
«Плохо!»
требуют сложить о них «Хорошо!»

Вы ушли,
понимаемы процентов на десять.
Оставались Асеев и Пастернак.
Но мы не уйдем —
как бы кто не надеялся!—
мы будем драться за молодняк.

Как я тоскую о поэтическом сыне
класса «Ан» и 707-«Боинга»...
Мы научили
свистать
пол-России.
Дай одного
соловья-разбойника!..

И когда этот случай счастливый представится,
отобью телеграммку, обкусав заусенцы:
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
РАЗРЕШИТЕ ПРЕСТАВИТЬСЯ —
ВОЗНЕСЕНСКИЙ
1973

А. Рывлин

Цветы от Маяковского

Цветы от Маяковского
Париж говорит о ее осанке:
Русская, но парижской чеканки.
И взгляд ее как весна распахнут,
И чем-то она похожа на яхту.
А он - ледокол из страны советов,
Таранящий время и лед планеты.
И я себе никогда не представлю,
Что где-то и кем-то он был оставлен.
И что ледоколу льдинки ломкие,
И что ему буруны яростные,
Но от него уходит тонкая,
От него уходит парусная,
Уходит самая красивая, любимая,
Но мало любящая.
И сдерживать себя не в силах, я
Кричу ей в прошлое из будущего:
Не уходите, нет, не надо,
Ведь это флагман, и на вахте
Так важно, чтобы рядом маленькая
Яхта.
Был отказ ее как удар.
Он уехал в рассветном дыме.
Но парижский свой гонорар он
оставил
цветочной фирме.
И теперь то ли первый снег,
То ли дождь на стекле полосками,
В дверь стучится к ней человек,
Он с цветами: "От Маяковского".
Стук рассыльный как всякий стук.
Но нелепо, нежданно, странно:
Маяковский - и астры вдруг.
Маяковский - и вдруг тюльпаны.
Маяковский - и розы чайные.. .
Что в них - нежность или отчаянье?
Или ревность, что не расплескана,
Или рыцарство Маяковского?
Завидую обиде рубящей,
Когда цветы нежней, чем
Он шлет их даже и не любящей,
А я - не шлю и той, что любит.
А потом этой смерти бред.. .
Застрелился. Весна московская.
Маяковского - больше нет.
А букеты - от Маяковского.
Эти фирменные, усадебные,
Что вовек не будут свадебными,
Эти самые бесподобные,
Только все-таки не надгробные.
Жизнь ломает, ветер крут -
А букеты его идут.
Хоть Париж уже под фашистами,
А букеты его идут,
И дрожат лепестки росистые.
И чтоб выжить, она пока
Продает их - зима ли, лето ли,
Эти белые облака,
Эти черные облака,
Эти красные облака,
Что зовутся его букетами.. .
А потом несет букеты
Черных уголных брикетов,
И морковок двух букет,
Как когда-то нес поэт:
"Не домой, не на суп,
А к любимой в гости,
Две морковинки несу,
За зеленый хвостик".
Две морковинки, как чудо:
Может, он их на рассвете
Из двадцатого, оттуда,
Ей отправил в сорок третий.
И розы вдруг не пахнут розами,
Хоть, может, их недавно срезали,
А пахнут буднями и прозою,
Куда скорее, чем поэзией.
Или чашкою кофе, или запахом крема,
И букеты как строфы лепестковой
поэмы.
Но без этой поэмы очень многое
немо.
Без такого сияния, без такого
свечения,
Как нелепо собрание всех его
сочинений.
Вот уже и Берлин берут,
А букеты его идут,
Жены мертвых уже не ждут,
А букеты его идут.
Вот и старости лег маршрут,
Старость сумрачна и сурова,
А букеты его идут,
От живого,
От молодого.
Яхта, яхта! В глазах слеза,
И теперь через годы вижу я,
Был алыми паруса -
Стали крашенными и рыжими.
И равняться с ним, видно, нечего,
Но коль встречу судьбу такую,
Как же я долюблю ушедшее,
Чем же я тогда доревную?. ..