вторник, 22 апреля 2014 г.

Как написать портретный очерк?

Насколько мы интересны друг другу? Способны ли понять и принять тех, кто рядом с нами? Видим ли достоинства друзей, родных, знакомых?
Думаю, не все и не всегда. А попробуем присмотреться друг к другу и описать кого-то из знакомых в жанре портретного очерка.  Учиться я предлагаю, подчёркивая достоинства, а не недостатки, ибо недостатки бросаются в глаза, достоинства же не всегда удаётся разглядеть, даже если живёшь бок о бок не один год.

Что такое очерк?

Очерк - разновидность рассказа. Ему присущи документальность, точность, достоверность, описательность и использование средств выразительности.

Портретный очерк

Сначала все вместе определим цель.


Цель: попытаться раскрыть духовный облик человека, показать, чем он интересен.

Составим алгоритм действий для создания очерка:

1. Выбрать "счастливчика" - человека, к  которому вы относитесь неравнодушно. О нём интересно писать вам и интересно узнать другим. ( Мама, папа, друг, учитель, преподаватель танцев, живописи, технический работник, библиотекарь, тренер...) На протяжении очерка не бойтесь показывать своё отношение  к герою.

2. Понаблюдать за ним, обращая внимание на ОСОБЕННОСТИ внешности, на поступки, характерные для него. Выбираем только самые говорящие  детали. ("У него лицо овальное, глаза красивые, уши нормальные" - табу!)
Как он говорит? Как слушает? Как сидит? Как ходит? Как улыбается? Как сердится?

3. Побеседовать по возможности с этим человеком.  Что его интересует? Чем он любит заниматься в свободное время?

4.Как он относится к другим людям? А другие люди к нему?

5.Можете ли вы описать поступок, который раскрыл перед вами характер этого человека?

Обратите внимание! Добрый юмор всегда приветствуется: он делает очерк более живым и эмоциональным.

Это содержание. Теперь определимся с формой, в которую будем "наливать" содержание.
Прекрасное содержание должно быть в интересной форме. Не так ли?
Предлагайте!

1. Текст в тетради или на листе
2. Презентация
3. Текст на компьютере с фотографиями
4. Текст со своими иллюстрациями
5.
6.
7.
 Варианты 5, 6, 7  и так далее придумайте сами.



А теперь задавайте вопросы!

1. Можно ли работу выполнять в парах?
Попробуйте.
2.Можно ли описать свою младшую сестричку?
Можно.
3. Можно ли...
МОЖНО.
 И ваш  "любимый"  мною вопрос:
Какого объёма должен быть текст?
Любого : от страницы в школьной тетради ( если ты второй Чехов), до 3 страниц,( если ты будущий Толстой). Главное - достаточно глубоко раскрыть внутренний мир человека.

Для примера!!! Можете зайти по ссылке и познакомиться с очень интересным портретным очерком:
http://artageless.com/portrait-sketch-interesting-person-401

А пока домашнее задание: описать внешность человека так, чтобы в описании был виден его внутренний мир.  На уроке послушаем друг друга, что-то посоветуем друг другу и обсудим план дальнейших действий.

На следующем уроке обсуждаем портретные зарисовки.

Первая портретная зарисовка написана несколько лет назад ученицей нашей гимназии для рубрики "Кто есть кто?". Эта рубрика существовала наряду с другими ( не менее интересными) в школьном журнале "Зеркало".  В ней изображён учитель нашей школы. Узнаете его?


Это человек среднего роста. На лице его морщинки, свидетельствующие о жизненном опыте. Взгляд немного лукавый. По нему сразу можно сказать, что он человек мыслящий, серьёзный, интеллигентный. Это подчёркивает также его строгий костюм, который он надевает в торжественных случаях, а в обычные дни  носит аккуратную рубашку с короткими рукавами.
  Он уже взрослый человек, но его улыбка! Улыбка у него как у ребёнка. Когда этот человек улыбается, у него сияют глаза, и тогда лицо напоминает лицо озорного мальчика. Смеясь, он как бы возвращается в детство. Он и сам любит шутить, даже не всегда поймёшь, когда  шутит, а когда говорит серьёзно.
   Вообще-то это очень ответственный человек: ни один вопрос, заданный ему, не останется без ответа. Он также терпеливый и сдержанный. Его золотое правило - не повышать голоса на учеников. Никогда.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


Вторая зарисовка тоже об учителе, работающем в гимназии. И тоже из школьного журнала "Зеркало". 

Она невысокого роста, так что иногда заходишь в класс и не сразу замечаешь её в толпе учеников. Её проницательные глаза следят за каждым вашим движением. Оценивающий внимательный взгляд говорит об уме. Глядишь ей в глаза, и язык не поворачивается сказать неправду. У неё есть чувство юмора, и, улыбаясь или смеясь, она будто становится одной из нас. Слушая кого-нибудь, она смотрит в глаза, старается не пропустить ни одного слова и легонько кивает головой. Сразу видно, что мы ей интересны, и всё, что мы говорим, ей важно.
   Когда на уроке мы делаем письменные задания, она сидит за столом, что-то тоже обычно пишет, а ясные глаза и очаровательная улыбка говорят о том, что, какие бы мы ни совершали поступки, она всё равно нас любит. А иногда она так строго посмотрит, что даже страшно становится, особенно, когда отвечаешь и видишь, что учительница делает какие-то пометки. Неужели сейчас посыплется град вопросов? Ей удаётся быть строгой и весёлой, она не кричит, но никому в голову не придёт нарушать порядок на  её уроках.

Вопросы:

1.Что запоминается в зарисовке? 
2.Передаются ли черты характера через описание внешности? 
 3.Как автору удаётся передать отношение к своему герою?


А теперь читаем и обсуждаем зарисовки, написанные вами дома, с этой же точки зрения, обращая внимание на то, передаёт ли зарисовка особенности характера человека.
 К следующему уроку попробуем вспомнить и описать ОДИН поступок человека. Один, но такой, в котором ясно проявляется суть героя вашего очерка. 
Например:

  Есть в жизни моменты, которые всегда с тобой, до конца. Ты носишь их в себе молча, но наступает момент, когда они просятся наружу. Радостные и горькие, минуты счастья и отчаянья. 
Ленинград. Тогда ещё Ленинград. Незнакомая равнодушная улица, и я, такая одинокая в своей беде! Я вышла после трудного исследования из  Военно-медицинской академии. Болело тело, но эта боль была ничем по сравнению с приговором, который вынесли мне врачи. Слёзы катились по щекам, и не было никого, с кем я могла бы разделить страх и отчаянье. Чужой город, чужая улица, чужие лица.
    И вдруг я увидела знакомую фигуру! Глазам своим не верю! Навстречу мне шла моя сестра. Самый нужный мне в тот момент человек, самый родной и близкий. Она обняла меня, и я выплакала  отчаянье на её плече. И стала бороться дальше... И вот живу и помню то "чудное мгновенье",  когда "передо мной явилась ты", моя сестричка!  Какая сила привела тебя тогда ко мне? Как ты почувствовала этот страшный миг? Я так благодарна тебе! Если бы не ты, я вряд ли смогла бы выкарабкаться.
    Позже я узнала, как внезапно тебя пронзило ощущение, что надо срочно ехать ко мне в больницу. Просто почувствовала. Пошла к директору школы, чтобы отпроситься на несколько дней. Не отпустили. Тогда ты сказала: "Неважно, отпустите или нет, я всё равно уеду". И уехала, хотя привыкла к учительской дисциплине. Ничто не могло и никто не мог тебя остановить: в трудный для меня момент именно ты подставила своё плечо.  Так было в детстве и так было сейчас.

Ты мой самый родной человек, моя старшая заботливая сестра.

Слушаем и обсуждаем написанное вами, друзья.


Остаётся решить, каким может быть вступление и каким заключение.

Вступление
А зачем оно нужно? Можно ли обойтись без него?
Можно, конечно. Взять быка за рога. Молниеносно и неожиданно. Но это надо уметь! 
А для большинства читающих ваше сочинение требуется всё-таки 1-2 предложения, чтобы подвести к теме, а ещё лучше "заманить" в текст, заинтересовать, заинтриговать. Поэтому вступление не должно быть шаблонным. 
Сравним 2 варианта вступления:

Вариант 1. 
 Разумеется, у каждого в жизни есть дорогие люди. Я тоже не исключение. У меня тоже есть один особый человек, про которого я сейчас напишу.

Вариант 2.
 Он вошел в наш класс размашистой походкой уверенного человека. Оглядел класс строгим взглядом. Мы замерли. И вдруг он улыбнулся, да так озорно, что наш страх растаял. Такой я помню первую встречу со своим учителем литературы, а заодно и директором школы Геннадием Александровичем Горчаковым.

Заключение
А оно зачем нужно? Нельзя ли обойтись без него?  Вряд ли. Читатель же должен понимать, что из ваших рук никто насильно не вырвал тетрадь, оборвав вдохновенный труд на полуслове. Значит, нужен "замочек", закрывающий текст. Лучше всего соединить в нем самые важные мысли, прозвучавшие в сочинении. На всякий случай, для непонятливых, чтобы идея вашей работы прозвучала ещё раз.
Сравним 2 варианта заключения:

Вариант 1.
Таким простым способом этот непростой человек определил мою судьбу, а я только сейчас об этом догадалась. Как не быть признательной за то, что он открыл для меня счастье творчества и вдохновения, мой судьбоносный человек!  Через годы я говорю ему: "Спасибо, мой учитель литературы!"
Вариант 2.
Ещё долго можно было бы рассказывать об этом человеке. Я рада, что он у меня есть.

И, конечно, стоит придумать интересное заглавие. Всем известно, как назовёшь судно, так оно и поплывёт. Прочитаешь иное заглавие, и пропадает всякая охота к чтению. К счастью, случается и наоборот. Постарайтесь, чтобы было наоборот.

















4 комментария:

  1. Анонимный28.02.2017, 10:13

    Спасибо вам большое! Прочитала первые две-три строчки, и меня тут же осенило.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно! Даже любопытно мне стало, что же это за строчки. А хорошо, когда вдруг осенило! Удачи! Вдохновения!

      Удалить
  2. Анонимный24.03.2017, 7:00

    Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить

  3. Чтобы проще било работать со шрифтами посмотри на html5 шаблон , все станет понятно. Он работает и с другими программами.

    ОтветитьУдалить