вторник, 14 февраля 2017 г.

Мне есть кому дарить свои стихи


Мне есть кому дарить свои стихи,
А это, правда,   дорогого стоит.
Знать, тот, кто выше, мне простил  грехи,
Раз этим редким счастьем удостоил.
Родные не по крови - по душе,
Теперь я точно знаю: так бывает.
А нить меж нами не порвать уже,
Струна звенит, но не ослабевает.
О как мне радостно сегодня вам сказать:
- Мы встретили друг друга  не напрасно!
И вот  сейчас глядим глаза в глаза...
Мы друг у друга есть. И жизнь прекрасна!

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Стихотворение Ф.И. Тютчева "Не говори: меня он, как и прежде, любит"



  Стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде, любит» написано примерно в 1852 году ( в разных сборниках указаны разные даты написания стихотворения), при жизни Е. Денисьевой, когда роман между ней и Тютчевым был в самом разгаре. Известно, что Ф.И. Тютчев познакомился с Е.А. Денисьевой в июле 1850 года, и отношения продолжались до самой смерти Е. Денисьевой в 1964 году.   Стихотворение не имеет посвящения, но в примечаниях к сборнику стихотворений Тютчева обозначено: «Стихотворение написано от лица женщины (Е.А. Денисьевой)» (Сборник, изданный в 1978 году в издательстве «Современник», стр. 394).
  Стихотворение не имеет названия и с первой строчки звучит как крик тоскующей и страдающей, но любящей души. Обращаясь к кому-то, кто является свидетелем, вольным или невольным, взаимоотношений двух любящих людей, Она (назовём так условно героиню стихотворения) спорит («не говори», О нет!»), пытается объяснить, что чувствует, может быть, ждёт сострадания и понимания от того, кому кричит о своей боли.  Уже по первой строфе видно, что взгляд на взаимоотношения двух любящих людей разный.
  Кто-то третий считает, что Он по-прежнему любит её, по-прежнему ею дорожит, но Она убеждена: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит». И в следующей строфе она говорит (всё-таки кричит!) о своей горькой судьбе.  Кульминационной можно считать строчку:  «Я стражду, не живу…им, им одним живу я…». В ней соседствуют слова: «Я…не живу» и «живу я». Как это может быть? Скорее всего, не живу, когда его нет рядом? Потому что «…им одним живу я».
  Как же выглядит в стихотворении лирический персонаж, с чьей точки зрения мы видим взаимоотношения?
  Героиня «в гневе», «в слезах», она тоскует, страдает, её душа «уязвлена», героиня жалуется на горькую жизнь, в нем видит губителя, но отказаться от своего чувства не может и
признаётся: «…им одним живу я…»  Что же заставляет её им одним дышать?  Может быть, рок? Судьба?
  Не зря в стихотворении с красноречивым названием «Предопределение» Ф. Тютчев пишет в 1852 году (в том же, когда написано и стихотворение, о котором шла речь):
Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И…поединок роковой
Слова «рок» и «судьба», а также однокоренные с ними слова то и дело встречаются в разных произведениях поэта: «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «Чем ближе к ним, тем ближе к Року», «роковые дни», «страсти роковые».
  Трижды в стихотворении использовано местоимение Я и трижды местоимение Он. Вся первая строфа посвящена ему, вторая о ней, а третья как бы делится поровну: первая и вторая строки о нём, третья и четвёртая о ней.
Каким же предстаёт перед читателем Он, изображённый глазами любящей и страдающей женщины? Он губит её жизнь, не любит уже, как любил прежде, не дорожит её любовью, в руке губителя дрожит (?) нож. О чём говорит эта странная и страшная метафора?  Любовь в этом стихотворении выглядит как трагедия, смертельный поединок, почти как убийство. Тут же на память приходят знаменитые строчки из другого стихотворения Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
  Кроме того, вспоминается афоризм признанного острослова О. Уайльда: «Мы убиваем тех, кого любим». Заметим, что сказано это позднее Тютчева.
  Всё стихотворение состоит из оппозиций героев, из взглядов и чувств.
 Первая оппозиция – это взгляд на происходящее лирической героини и стороннего наблюдателя.
Вторая – это желание героини жить и любить и невозможность жить из-за невыносимых страданий.
Самая главная оппозиция – противопоставление женской души, которая полностью отдаётся чувству, и мужской, чья любовь не является всеобъемлющей.
Да и чувство, изображённое в стихотворении, содержит в себе как величайшую муку, так и величайшее блаженство, без которого невозможна жизнь. Нет гармонии и успокоения, всё буря и страсть. 
  Восприятие жизни (в том числе и любви) как бушующей страсти, как бури, как поединка характерно для мировоззрения поэта. Недаром в его произведениях так часто встречаются союзы, призванные противопоставлять -  союзы «но» и «а». В данном стихотворении союз «но» употреблён дважды, и это закономерно.
«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» - пишет Ф.И. Тютчев в стихотворении «Цицерон» (1830 год).  Вряд ли все с ним готовы согласиться. Гораздо лучше, наверное, жить в тишине и спокойствии, но Тютчеву ближе и понятнее мир в противоборстве, в вечном движении, борьбе чувств, мыслей, страстей.
  Стихотворение состоит из 3 строф, каждая из которых в свою очередь состоит из 4 рифмующихся строк, написанных ямбом.  Ямб, не везде точно выдержанный и выверенный, призван передать накал страсти, бурю чувств, благодаря чему стихотворение звучит не плавно, а прерывисто, напряжённо.  Рифма перекрёстная, достаточно простая, в первой строфе вообще рифмуются глаголы: любит-губит, дорожит-дрожит, что с точки зрения высоких требований выглядит не слишком изысканно и профессионально. Во 2 и 3 строфах рифмы также достаточно простые: негодуя – живу я,
уязвлена – она,
скудно – трудно,
врагу – могу. 
До филигранной ли отделки, когда бушуют страсти?  Кроме того, известно: Тютчев был уверен в невозможности выразить словом многогранную жизнь человеческой души:
«Боже мой, боже мой, да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем… страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит…».
В стихотворении «Есть и в моём страдальческом застое», написанном в 1865 году и посвящённом также Е.А. Денисьевой, Ф.И. Тютчев пишет:
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других… 
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.
  Перечитывая стихотворение, можно заметить, что в нём использованы и внутренние рифмы (тоскуя-негодуя, увлечена – уязвлена), и звукопись: в стихотворении преобладают шипящие звуки: прежде, дорожит, вижу, дрожит, в душе, стражду, живу, жизнь, дышу, уж, бесчеловечно, нож, увлечена, бережно.  Это придаёт строкам дополнительную напряжённость, звук прерывистого дыхания, борьбы. Недаром в стихотворении пять раз строки   прерываются многоточием и трижды восклицательными знаками.
  Читая стихотворение, понимаешь, что не всё поддаётся разуму. Мир в восприятии Тютчева – это стихия, душа – величайшая тайна, полная противоречий и страстей.  Здесь Тютчев, обгоняя своё время, приближается к Достоевскому с его представлением о человеке, сотканном из противоречий.  Любовь, а тем более страсть, несёт в самой себе опасность и разрушение.
  Люди, по убеждению Тютчева, не способны понять друг друга (стих. « Silentium»). Чем глубже личность, стремящаяся выразить себя в любви как в роковом поединке, тем труднее передать то, что она чувствует.
Женщина по своей природе более эмоциональна, беззаветна в любви, ранима и беззащитна, чем мужчина. Там, где женщина мучается, любит и страдает, там мужчина оказывается способным размышлять и даже смотреть на себя со стороны. Это характерно и для анализируемого стихотворения. Мужчина представляет, как он выглядит в глазах влюблённой в него женщины и как на их отношения смотрит кто-то третий. При этом мужчина способен строго себя судить, но изменить ни себя, ни взаимоотношения не может. Мне это кажется странным, потому что, читая письма Ф.И. Тютчева, видишь, как глубоки были его чувства. В письме А.И. Георгиевскому от 8 августа 1864 года читаем: « Всё кончено - вчера мы её хоронили… Что это такое? Что случилось? О чём я это вам пишу – не знаю… Всё во мне убито: мысль, чувство, память, всё… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто - мозг изнеможён». Здесь мы явно видим несовпадение его чувств в реальной жизни с тем, как это отражено в стихах, где он упрекает себя за неумение любить так глубоко, как любит она.
Любовь изображается как высшее счастье и высшая трагедия, взлёт человеческого духа. Тютчев и сам был человеком страстей. Его стихи мало похожи на гармоничные, светлые даже в печали стихотворения о любви А.С. Пушкина. Он ближе к Лермонтову с его трагическим восприятием жизни   и к Достоевскому. Строки стихотворений А.С. Пушкина более возвышенные и мелодичные, в них использованы слова, относящиеся к возвышенной поэтической лексике, оставшейся, к сожалению, в 19 веке. У Тютчева же в стихотворениях слова более понятны и близки современному человеку.
Так Тютчев, в чём-то споря и в чём-то соглашаясь с А. Пушкиным, создаёт свой поэтический мир в стихотворениях о любви.

Культура речи. 1 вариант. Проверочная работа.

1. Расставьте ударения 15 баллов
Алфавит аналог, аристократия, агент, баловать, балованный,
договор, диспансер,   дозвонишься, дефис, жалюзи, звонят, красивее, камбала, каталог, квартал, мышление,  медикаменты, маркетинг, некролог, намерение, 
партер, торты, столяр,   свекла,  украинский, ходатайство,  цемент, щавель, эксперт.

2. Запишите предложение. Все цифры писать словами. 5 баллов
Нашёл кошелёк с 58 296 евро.  

3.Запишите предложение. 7 баллов
  Купил 5 килограмм (ов)   апельсины, помидоры, а также несколько пар чулки, носки,  джинсы, туфли, сапоги 

4. Приведите по одному примеру:
оксюморон, тавтограмма, палиндром, авторский неологизм, эвфемизм 5 баллов

5. Отредактируйте предложения:
а) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.
б) В работе участвовали учёные и психологи.
в) Мечты имеют важную роль в жизни людей
г) К понедельнику надо написать отзыв на стихотворение.
д) На моё день рождение мама купила и мороженое, и пироженое.
е) Новый роман, недавно опубликованный и который рассказывает о подростках, очень интересный.
ж) Он пошёл по пути, проложенным его отцом.
з)  Студент, сумеющий скоро получить диплом, начнёт работать самостоятельно.
и) Я очень люблю кушать в ресторане.
к) Благодаря сильному урагану, урожай был загублен. 10 баллов

6. Речевой этикет.  5 баллов
1 вариант
 Напишите 5 табу с точки зрения речевого этикета.
2 вариант.
Напишите 5 рекомендаций с точки зрения речевого этикета.

7.  Можно ли использовать нецензурную лексику в СМИ, в кино, в театре, в художественной литературе? Аргументируйте своё мнение. 3 балла

50 баллов
 
Дополнительное задание. 2 балла
Дайте 2 рекомендации, как искоренить использование табуированной лексики в среде школьников?

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Распускались в душе незабудки

Много ли учителю для счастья нужно? Чтобы в душе расцвели незабудки?  Совсем, оказывается, немного.
Сегодня у меня праздник! Хотя надеюсь,  не только у меня. Но сомневаюсь насчёт некоторых учеников 11 класса. Хотя не всех.
Объясняю. Сегодня на уроках (а их было два) одиннадцатиклассники читали наизусть стихотворения поэтов первой половины 20 века.
 Перед уроком 3 человека из 20 попросили отсрочки, хотя времени на подготовку было дано немало. Думаю, что для них сегодняшние уроки не показались праздничными. Жаль! Как говорится, без комментариев.
Гораздо больше было тех, кто пытался узнать у меня значение некоторых слов или фраз. Вопросы ребят  меня всегда радуют, но иногда и ставят в тупик.
- "Взглянула с негой томной".  Это что значит, Эльвира Георгиевна?
Пробую показать.
- Понял?
- Не очень.
- Лиза, посмотри на него томно, чтобы объяснить. Наверное, у тебя лучше получится. Я уж навык потеряла.
- Понял теперь?
- Кажется, да.
Странно...
- "Вы ль за жизнь его сердцем не индевели"? Что значит "индевели"?
- Тревожились, переживали до холода в груди.
И так далее. И всё в последний момент!

Звонок. Судьба в моём лице при помощи красных бумажек с номерами устанавливает очерёдность. Начали!
Первая Даша Булкина. От первого всегда много зависит.  Как она читала! И Сашу Чёрного, и Анну Ахматову! По-разному, конечно, но с пониманием, артистично. Умница! Жаль, на видео не записали.
 Кстати, идея! Пусть каждый прочитает для этого одно, самое любимое. Представляете, лет через 10 на вечере встречи посмотрите и послушаете себя и своих друзей, юных, прекрасных?!  Согласны? 
Антон Башинский решил осуществить пришедшую на ум идею.
Затем читала Даша Токманцева. Её любимый поэт - Сергей Есенин. Впрочем, как и у Роберта Гранкина, и у Максима Гасанбекова, и у Семёна Овсянникова, и у Лизы Исаковой. Есенин явно вырвался на этих двух  уроках вперёд. Посмотрим, что будет дальше.
А дальше Георгий Бычихин представил нам не только стихи Саши Чёрного, но даже Аркадия Бухова. Читал великолепно.
Роман Макеев прочитал мастерски 5 стихотворений Николая Гумилёва.
Веста Налимова выбрала М. Цветаеву и А. Блока. 
А у меня в душе распускались незабудки и всякие другие чудесные цветы!  Так читают только любимые ученики!  Надеюсь, на следующем уроке праздник продолжится?
 
На следующем уроке читали тоже прекрасно.  Прозвучали стихи Б. Пастернака, З. Гиппиус, В. Брюсова.
 Своеобразный "конкурс" среди поэтов первой половины 20 века в 11 классе  закончился со следующими результатами:
С. Есенин  - 16 стихотворений, прозвучавших на наших уроках. Явный лидер!
Н. Гумилёв - 5 стихотворений
М. Цветаева - 4 стихотворения
А. Блок - 4 стихотворения
Саша Чёрный - 4 стихотворения
В. Брюсов - 3 стихотворения
А. Ахматова - 2 стихотворения
Б. Пастернак - 2 стихотворения
З. Гиппиус - 2 стихотворения
И. Северянин - 1 стихотворение
И. Бунин - 1 стихотворение
А. Бухов - 1 стихотворение


А вот и ссылка на стихи поэтов первой половины 20 века. Подборка сделана мной, чтобы облегчить старшеклассникам выбор. Может, пригодится не только моим ученикам.

http://www.dunaeva.info/2017/01/20.html

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Пушкин или Лермонтов?

"Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии". 
 Многим известны эти слова Д. Мережковского.
Если это так, то  стихотворения Лермонтова и Пушкина легко отличить друг от друга. Проверим на своих учениках?
А потом поговорим, как они (ученики) отличают строки Пушкина от строк Лермонтова. Так и возникнет ненавязчивый разговор о поэтическом мире двух великих поэтов.

1.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел.
 И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов.
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не смогли
Ей скучные песни земли.


2.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его. 
На них основано семейство
И ты, к Отечеству любовь.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них нам целый мир - пустыня,

Душа -  алтарь без божества.


3.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
     И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;     
Придет ли вестник избавленья
     Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,     
Поведать -- что мне бог готовил,
     Зачем так горько прекословил
     Надеждам юности моей.     
Земле я отдал дань земную     
Любви, надежд, добра и зла;     
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
     И тьмой и холодом объята
     Душа усталая моя;
     Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

    4.
     Слышу ли голос твой
     Звонкий и ласковый,
    Как птичка в клетке,     
    Сердце запрыгает;
    Встречу ль глаза твои
    Лазурно-глубокие,     
Душа им навстречу
Из груди просится,     
И как-то весело,     
И хочется плакать,
     И так на шею бы     
Тебе я кинулся.

5.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

6.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает
    И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
    Жилец не взором, но душой,
Есть чувство правды в сердце человека,
    Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
    Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом
    Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нём
    И в нём лишь буду я спокоен.


7.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.



Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.



8.
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.


9.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...



10.
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, всё равно.

 И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?


 Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и притом что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!



11.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.




Ключ
1. Лермонтов
2. Пушкин
3. Лермонтов
4. Лермонтов
5. Лермонтов
6. Лермонтов
7. Пушкин
8. Пушкин
9. Пушкин
10. Лермонтов
11. Лермонтов













среда, 1 февраля 2017 г.

Проверочная работа. Культура речи. 2 вариант

Задание 1.
Расставьте ударения.
Алфавит, квартал, некролог, договор, ходатайство, свекла, щавель, красивее, жалюзи, столяр, баловаться, позвонишь, цемент, украинский, камбала, каталог, диспансер, ремень, аристократия, партер.
20 баллов

Задание 2.
Запишите предложения в отредактированном виде.
1. Услышав новость, ему стало неприятно.
2. Покрывшие листья землю шуршали под ногами.
3. В своей недолгой  жизни я часто сталкиваюсь с нежностью.
4. Постепенно, читая одно стихотворение за другим, Цветаева стала любимым поэтом.
5. Я прочитал множество поэтов, но не всегда мне было интересно.
6. Стихотворения Маяковского неординарные и не всем понятны.
7. Сбежав из дому и предоставленный самому себе, мальчик попал в колонию.
8. Она воспитывалась в самых строжайших условиях.
9. Раскольников более впечатлительнее, чем Разумихин.
10. Я шла по улице то улыбаясь, то мои глаза наполнялись слезами.
10 баллов 

Задание 3.
Спишите предложение. Числительное запишите словами.
 В течение (полтора месяца) в социальных сетях я обычно общаюсь с ( 2 253 87) друзьями.
7 баллов 

Задание 4.
Приведите по одному примеру для иллюстрации каждого термина.
1. Оксюморон
2. Тавтограмма
3. Эвфемизм
4. Палиндром
5. Авторский неологизм
5 баллов 

Задание 5.
Перечислите  5 самых распространённых речевых ошибок. Приведите по одному примеру на каждый случай.
5 баллов 

Задание 6.
Добавьте к существительным прилагательные.
.............................................шампунь
.............................................мозоль
.............................................евро
3 балла


50 баллов
46-50 - "5"
36-45 - "4"
26-35 - "3"

Подражание сентименталистам

Иногда, чтобы ученики лучше разобрались в каких-то теоретических вопросах, мы  пишем стилизации. Стилизация хороша тем, что сразу показывает, уловил ли ученик особенности художественного направления или стиля писателя (поэта). К тому же, стилизация побуждает ребят к творчеству. Вот стилизация, отражающая представление Ирины Берсенёвой о сентиментализме.

Подражание сентименталистам

Берсенёва Ирина 10 класс

 Талый снег. Ни души.
Только крик ворон,
А в ушах до сих пор
Похоронный звон.
На могиле твоей
Шесть поникших роз,
И на этих розах
Капли горьких слёз!
Я пришла на  зов твой,
Зов издалека,
Нас разлучница-смерть
Делит, как река...
Были вместе... Выстрел!
Крик, и рвётся нить,
И никто не в силах 
Нас соединить.
Всё прошло, что было,
Словно страшный сон,
Уж сердца не будут
 Биться в унисон... 
На твоей могиле
Шесть поникших роз,
И на красных розах
Капли горьких слёз.

понедельник, 30 января 2017 г.

Жизнь удалась? Рассказ А.П. Чехова "Ионыч"

Известный рассказ  рассказ А.П. Чехова "Ионыч"... Написан в конце 19 века, а до сих пор актуален. Только как к нему подступиться, чтобы старшеклассники почувствовали, что рассказ-то о них? 
Я раздала своим взрослым ученикам  листы цветной бумаги. Тут же раздался вопрос:
- А зачем? Что мы будем делать?
Эх, люблю интриги! Особенно такие! Давно не работали с цветной бумагой!
- Представляете, что вам исполнилось уже 40 лет?
- Да!
- Нет!
- Придётся представить, тем более что ждать осталось не так уж и много - всего чуть более двух десятков лет. Пролетят молниеносно. А пока помечтайте и напишите текст (можно сопровождать его рисунками) на тему "Мне 40 лет". Не забудьте указать сегодняшнее число, месяц и год. Кабинет литературы 303.
- На оценку?
- Нет.
- А проверять будете?
- Нет. Можете писать-рисовать всё, что хотите. А я и так знаю, что вы напишете. Я ясновидящая!
 - А зачем пишем?
- Придёте домой, перечитаете, найдёте конверт, вложите в него свои мечты, запечатаете и подпишете: "Вскрыть, когда исполнится 40 лет". Место конверту определите сами.

Мечтают

Думают взрослые дети

Пишут, стараются. Счастливые! Всё у них ещё впереди, и путь за мечтой тоже.

- Написали? Тогда  я попробую проявить своё ясновидение. Смотрите на доску! Рисую как умею.

Дом роскошный (не домик!) на берегу самого синего моря. Поднимите руку, у кого есть?

Машина (не какая-нибудь, а дорогая) Правильно?

Муж (жена). Красивые, успешные, богатые. Снова угадала?

Дети. Мальчик и девочка. Именно двое. Верно? Послушные, тоже успешные, как и родители. Прекрасные!

Свой бизнес, приносящий прекрасный доход. Точно?

Кивают согласно. Всё верно. Даже странно, как совпало!
И вдруг слышу растерянный голос:
- А у меня всё не так! Я ни о чём материальном не писала.
Ничего не комментирую. Это лишь информация к самостоятельному размышлению о себе и о других. И о разных ценностях.


На следующем уроке размышляем о жизни молодого человека Дмитрия Старцева. 
- Сколько лет Д. С. в начале рассказа?
- А в конце?
По нашим подсчётам примерно 40 лет. Столько же, сколько родителям моих учеников. Плюс-минус. И автор говорит: "Вот и всё, что можно сказать про него".
- Изобразите в виде рисунка или схемы основные этапы жизни Дмитрия  Старцева. Лесенка, зигзаг, круг, стрела... Важно, чтобы  вы ответили на вопрос: "Жизнь удалась?" - и подтвердили  это конкретными деталями из рассказа.





  Слушаем друг друга, показываем рисунки, задаём вопросы, спорим...
Затем пытаемся подвести итоги, объединив сказанное.

Работа Дарины Липатовой и Анны Кульдкепп


Дмитрий Старцев. Какой он в свои двадцать пять - двадцать-семь лет?

Общительный
Тактичный
Отличающий пошлость и бездарность от искренности и таланта
Ищущий себя и своё место в мире
Активный
Читающий и желающий разговаривать о литературе
Любящий свою работу
Способный чувствовать
Испытывающий счастье жизни
 Совершающий необдуманные поступки

Ионыч

Уверенный в себе ("языческий бог")
Добившийся материального благополучия ( имение, 2 дома в городе, "и он облюбовывает себе ещё третий, повыгоднее", деньги на банковском счёте, тройка с бубенчиками и кучер Пантелеймон, тоже "пухлый и красный, с мясистым затылком".
Превративший любимую в молодости работу в средство для добывания разноцветных бумажек
Без семьи
Без друзей
Без здоровья (одышка, "не надо бы полнеть")
С примитивными увлечениями в виде игры в карты (по 3 часа каждый вечер!) и пересчитывания ассигнаций


"Вот и всё, что можно сказать про него". 
Открытый финал.

- Жизнь удалась?
- А теперь 2 самых важных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?", чтобы  подобное не произошло с вашей бесценной жизнью?
И снова мы разговариваем не только о Чехове, но и о себе. И у каждого из нас своя фигура, обозначающая движение жизни. Хотелось бы, чтобы можно было воскликнуть: "Жизнь удалась!" Я желаю этого своим восемнадцатилетним ученикам!

среда, 25 января 2017 г.

Стихи поэтов начала 20 века

История появления этой подборки стихотворений такова. 
 На одном из уроков литературы в 11 классе я читала наизусть стихотворения поэтов начала 20 века, читала те, что люблю сама. Слушали внимательно. На лицах и в глазах многих ребят я видела отклик.
 Вообще-то, мне кажется, стихи на уроках литературы должны  звучать как можно чаще, но то времени не хватает, то сил не остаётся. Я и сама не сразу решилась на такой "подвиг" - целый урок читать наизусть. Такое чтение  требует душевного напряжения, да и страшновато забыть строчку. И всё же я попыталась показать ученикам пример, чтобы с чистой совестью могла спросить и с них нечто подобное. После этого я сказала о том, что через месяц мы проведём урок, на котором они будут читать стихотворения наизусть.  Можно одного автора по своему выбору, можно разных, но не менее 80 - 100 строк. Вечно занятые более важными делами, ученики встретили мои слова без особого энтузиазма.  А через несколько дней ко мне подошёл юноша со словами:
- Эльвира Георгиевна! Я долго искал, что бы мне выучить наизусть, но стихотворения мне попадались в основном грустные, а я бы хотел выучить что-то весёлое, оптимистическое. Вы мне можете посоветовать?
Я призадумалась. Очень мне понравилась позиция этого юноши: он не захотел учить то, что первое нашёл в книге или на каком-то сайте, а решил сделать осмысленный выбор.  С 4 класса добивалась этого и всегда давала свободу выбора стихотворения, никогда не учили мы одно и то же всем классом, потому что уверена: если 20 раз подряд прочитать  и 20 раз услышать любое самое распрекрасное стихотворение, то и оно набьёт оскомину и вызовет отторжение. Поэтому каждый читает то, что выбрал. И отвечает за выбор. Не буду хвалиться, что это дало прекрасные результаты и что каждый мой ученик  - ходячая антология стихов. Нет, конечно, но кое-какие всходы всё же есть. И пример - попросивший моего совета юноша.
Для этого вдумчивого ученика (и ему подобных) я и сделала эту подборку. Я включила в подборку даже несколько детских стихотворений. А как же! Скоро, а некоторые очень скоро, семнадцатилетние и восемнадцатилетние юноши и девушки станут мамами и папами и будут читать их своим деткам. Я  верю в это!
Георгий! Надеюсь, я тебе смогла помочь.

Саша Чёрный

Пробуждение весны

Вчера мой кот взглянул на календарь
И хвост трубою поднял моментально,
Потом подрал на лестницу, как встарь,
И завопил тепло и вакханально:
       «Весенний брак! Гражданский брак!
       Спешите, кошки, на чердак...»

И кактус мой — о, чудо из чудес! —
Залитый чаем и кофейной гущей,
Как новый Лазарь, взял да и воскрес
И с каждым днем прет из земли всё пуще.
       Зеленый шум... Я поражен:
       «Как много дум наводит он!»

Уже с панелей смерзшуюся грязь,
Ругаясь, скалывают дворники лихие,
Уже ко мне забрел сегодня «князь»,
Взял теплый шарф и лыжи беговые...
       «Весна, весна! — пою, как бард, —
       Несите зимний хлам в ломбард».

Сияет солнышко. Ей-богу, ничего!
Весенняя лазурь спугнула дым и копоть,
Мороз уже не щиплет никого,
Но многим нечего, как и зимою, лопать...
       Деревья ждут... Гниет вода,
       И пьяных больше, чем всегда.

Создатель мой! Спасибо за весну! —
Я думал, что она не возвратится, —
Но... дай сбежать в лесную тишину
От злобы дня, холеры и столицы!

Весенний ветер за дверьми...
В кого б влюбиться, черт возьми!

 

Даниил Хармс

Физик, сломавший ногу

Маша моделями вселенной
Выходит физик из ворот.
И вдруг упал, сломав коленный
Сустав. К нему бежит народ,
Маша уставами движенья
К нему подходит постовой
Твердя таблицу умноженья,
Студент подходит молодой
Девица с сумочкой подходит
Старушка с палочкой спешит
А физик всё лежит, не ходит,
Не ходит физик и лежит.
1935


Я долго думал об орлах
И понял многое:
Орлы летают в облаках,
Летают, никого не трогая.
Я понял, что живут орлы на скалах и в горах,
И дружат с водяными духами.
Я долго думал об орлах,
Но спутал, кажется, их с мухами.
1939

Даниил Хармс

Бульдог и таксик

Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький,
С морщинками на лбу.

«Послушайте, бульдог, бульдог! —
Сказал незваный гость. —
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость».

Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!» —
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.

Бегут они вокруг столба.
Как лев, бульдог рычит.
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку
Не ваять уже никак.
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти.
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
1939

Даниил Хармс

Врун

    — Вы знаете?
    Вы знаете?
    Вы знаете?
    Вы знаете?

Ну конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
    Несомненно,
    Несомненно,
Несомненно знаете!

— Нет! нет! нет! нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!

— А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
было сорок сыновей.
Было сорок здоровенных
И не двадцать
И не тридцать,
Ровно сорок сыновей!

— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ещё двадцать,
Ещё тридцать,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок —
Это просто ерунда!

— А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
научилися летать?
Научились, точно птицы, —
Не как звери.
Не как рыбы, —
Точно ястребы летать!

— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы.
Ну, ещё туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы, —
Это просто ерунда!

— А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое,
Не тарелка.
Не лепёшка, —
А большое колесо!

— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, тарелка,
Ну, лепёшка,
Ну, ещё туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!

— А вы знаете, что ПОД?
А вы знает, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?
Часовой стоит под морем
(Не с дубиной,
Не с метелкой),
А с заряженным ружьем!

— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, с дубиной,
Ну, с метелкой,
Ну, ещё туда-сюда,
А с заряженным ружьем —
Это просто ерунда!

— А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
 
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врёшь! Врёшь! Врёшь! Врёшь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну, ещё туда-сюда,
А достать его руками —
Это —
Просто
Ерунда!
1930

Даниил Хармс

Из дома вышел человек

Песенка

Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком,
    И в дальний путь,
    И в дальний путь
Отправился пешком.

Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
    Не спал, не пил,
    Не пил, не спал,
Ни спал, ни пил, ни ел.

И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес
    И с той поры,
    И с той поры,
И с той поры исчез.

Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
    Тогда скорей,
    Тогда скорей.
Скорей скажите нам.
1937

Даниил Хармс


Ночь

Дремлет сокол. Дремлют пташки.
Дремлют козы и барашки,
А в траве в различных позах
Спят различные букашки.

Дремлет мостик над водой,
Дремлет кустик молодой.
Пятаков Борис Петрович
Дремлет кверху бородой.
1931

Александр Блок


Есть минуты



Есть минуты, когда не тревожит

Роковая нас жизни гроза.

Кто-то на' плечи руки положит,

Кто-то ясно заглянет в глаза...



И мгновенно житейское канет,

Словно в темную пропасть без дна...
И над пропастью медленно встанет

Семицветной дугой тишина...



И напев заглушенный и юный

В затаенной затронет тиши

Усыпленные жизнию струны

Напряженной, как арфа, души.


 Марина Цветаева


- Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.


— Ах, Вы похожи на улыбку Вашу!

— Сказать еще? — Златого утра краше!

--Сказать еще? — Один во всей вселенной!

Самой Любви младой военнопленный,

Рукой Челлини ваянная чаша.

Друг, разрешите мне на лад старинный



Сказать любовь, нежнейшую на свете.



Я Вас люблю. — В камине воет ветер.



Облокотясь — уставясь в жар каминный

— Я Вас люблю. Моя любовь невинна.

Я говорю, как маленькие дети.

Друг! Всё пройдет! Виски в ладонях сжаты,

 Жизнь разожмет! — Младой военнопленный,

Любовь отпустит вас, но — вдохновенный —

Всем пророкочет голос мой крылатый —

О том, что жили на земле когда-то Вы

— столь забывчивый, сколь незабвенный!
25 ноября 1918




Саша Чёрный


Экзамен


Из всех билетов вызубрив четыре,

Со скомканной программою в руке,

Неся в душе раскаяния гири,

Я мрачно шел с учебником к реке.

Там у реки блондинка гимназистка

Мои билеты выслушать должна.

Ах, провалюсь! Ах, будет злая чистка!

Но ведь отчасти и ее вина...

Зачем о ней я должен думать вечно?

Зачем она близка мне каждый миг?

Ведь это, наконец, бесчеловечно!

Конечно, мне не до проклятых книг.

Ей хорошо: по всем – двенадцать баллов,

  А у меня лишь по закону пять.

Ах, только гимназистки без скандалов
Любовь с наукой могут совмещать!
Пришел. Навстречу грозный голос Любы:
«Когда Лойола орден основал?»
А я в ответ ее жестоко в губы,
Жестоко в губы вдруг поцеловал.
«Не сметь! Нахал! Что сделал для науки
Декарт, Бэкон, Паскаль и Галилей?»
А я в ответ ее смешные руки
Расцеловал от пальцев до локтей.
«Кого освободил Пипин Короткий?
Ну, что ж? Молчишь! Не знаешь ни аза?»
А я в ответ почтительно и кротко
Поцеловал лучистые глаза.
Так два часа экзамен продолжался.
Я получил ужаснейший разнос!
Но, расставаясь с ней, не удержался
И вновь поцеловал ее взасос.
Я на экзамене дрожал, как в лихорадке,
И вытащил... второй билет!
 Спасен! Как я рубил! Спокойно, четко, гладко...
Иван Кузьмич был страшно поражен.
Бегом с истории, ликующий и чванный,
Летел мою любовь благодарить...
В душе горел восторг благоуханный.
Могу ли я экзамены хулить?

Аркадий Бухов


Легенда о страшной книге (о футуризме)



Ему надевали железный сапог
И гвозди под ногти вбивали.
Но тайну не выдать измученный смог:
Уста горделиво молчали.
Расплавленным оловом выжгли глаза
И кости ломали сердито.
Был стон, и струилась кроваво слеза,
Но тайна была не раскрыта.
Сидит инквизитор, бледней полотна:
«Еще отпирается?! Ну-ка!»
Горящая жердь палачу подана.
Готовится новая мука.
«Сожгите! Но тайну узнайте вы мне —
Пусть скажет единое слово».
Шипит человеческий жир на огне,
Но — длится молчание снова.
Заплакал палач и бессильно сложил
К работе привыкшие руки.
Судья-инквизитор слезу уронил.
Как выдумать лучшие муки?!
Конвой зарыдал, и задумался суд.
Вдруг кто-то промолвил речисто:
«О ваше сиятельство! Пусть принесут
Стихи одного футуриста.
И пусть обвиняемый здесь же прочтет
Страничку, какую захочет...»
Судья предложившему руку трясет.
Палач, умилившись, хохочет.
Велели — и книгу на стол принесли:
Такая хорошая книга...
Измученный молча поднялся с земли
В предчувствии страшного мига.
«Довольно! — сказал он. — Пытали огнем.
Подвергли ненужным обидам,
Я гордо и честно стоял на своем
И только твердил вам: «Не выдам!»
Но если стихи футуриста читать —
Нет: лучше ботинок железный...
Какую там тайну вам надо узнать?!
Пожалуйста — будьте любезны...»
И выдана тайна. В глухой полумгле
Рассказана чья-то интрига.
Свершилось. И грозно лежит на столе
Кровавая страшная книга...

1913 





Сергей Есенин

Заметался пожар голубой...


Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.



В первый раз я запел про любовь,



В первый раз отрекаюсь скандалить.



Был я весь - как запущенный сад,


Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил.

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали...

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.1923

 

Саша Чёрный

 ТИФЛИССКАЯ ПЕСНЯ


Как лезгинская шашка твой стан,
Рот – рубин раскалённый!
Если б был я турецкий султан,
Я бы взял тебя в жёны...

Под чинарой на пёстром ковре

Мы играли бы в прятки.

Я б, склонившись к лиловой чадре,

Целовал твои пятки.



Жемчуг вплёл бы тебе я средь кос!

Пусть завидуют люди...

Своё сердце тебе б я поднёс

На эмалевом блюде.



Ты потупила взор, ты молчишь?

Ты скребёшь штукатурку?

А зачем ты тихонько, как мышь

Ночью бегаешь к турку?



Он проклятый мединский шакал!

Он шайтан! Он невежа!

Третий день я точу свой кинжал,
На четвёртый – зарррежу!...

Искрошу его в мелкий шашлык...
Кабардинцу дам шпоры –
И на брови надвину башлык,
И умчу тебя в горы.

 1921 год

Александр Блок

Превратила всё в шутку сначала...


Превратила всё в шутку сначала,



Поняла - принялась укорять,



Головою красивой качала,



Стала слезы платком вытирать.



И, зубами дразня, хохотала,



Неожиданно всё позабыв.



Вдруг припомнила всё - зарыдала,



Десять шпилек на стол уронив.



Подурнела, пошла, обернулась,


Воротилась, чего-то ждала,

Проклинала, спиной повернулась,

И, должно быть, навеки ушла...

Что ж, пора приниматься за дело,

За старинное дело свое.

Неужели и жизнь отшумела,

Отшумела, как платье твое?

Марина Цветаева


Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все - как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
- Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем - что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?!-
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто - слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность -
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
- Послушайте!- Еще меня любите
За то, что я умру.


Саша Чёрный

Городская сказка




Профиль тоньше камеи,



Глаза как спелые сливы,



Шея белее лилеи



И стан как у леди Годивы.



Деву с душою бездонной,



Как первая скрипка оркестра,



Недаром прозвали мадонной


Медички шестого семестра.

Пришел к мадонне филолог,

Фаддей Симеонович Смяткин.

Рассказ мой будет недолог:

Филолог влюбился по пятки.

Влюбился жестоко и сразу

В глаза ее, губы и уши,

Цедил за фразою фразу,

Томился, как рыба на суше.

Хотелось быть ее чашкой,

Братом ее или теткой,

Ее эмалевой пряжкой

И даже зубной ее щеткой!..

"Устали, Варвара Петровна?

О, как дрожат ваши ручки!"-

Шепнул филолог любовно,

А в сердце вонзились колючки.

"Устала. Вскрывала студента:

Труп был жирный и дряблый.

Холод... Сталь инструмента.

Руки, конечно, иззябли.

Потом у Калинкина моста

Смотрела своих венеричек.

Устала: их было до ста.

Что с вами? Вы ищете спичек?

Спички лежат на окошке.

Ну, вот. Вернулась обратно,

Вынула почки у кошки

И зашила ее аккуратно.

Затем мне с подругой достались

Препараты гнилой пуповины.

Потом... был скучный анализ:

Выделенье в моче мочевины...

Ах, я! Прошу извиненья:

Я роль хозяйки забыла

- Коллега! Возьмите варенья,

- Сама сегодня варила".

Фаддей Симеонович Смяткин

Сказал беззвучно: "Спасибо!"

А в горле ком кисло-сладкий

Бился, как в неводе рыба.

Не хотелось быть ее чашкой,

Ни братом ее и ни теткой,

Ни ее эмалевой пряжкой,

Ни зубной ее щеткой!

 

Сергей Есенин


 Я спросил сегодня у менялы, 


Что дает за полтумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?



 Я спросил сегодня у менялы 

Легче ветра, тише Ванских струй, 

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»?



 

И еще спросил я у менялы,

В сердце робость глубже притая,

Как сказать мне для прекрасной Лалы,

Как сказать ей, что она «моя»?

 

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят...

 

Поцелуй названья не имеет,

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют,

Лепестками тая на губах.

 

От любви не требуют поруки,

С нею знают радость и беду.

«Ты — моя» сказать лишь могут руки,

Что срывали черную чадру.


Иннокентий Анненский


Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, что б я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.

3 апреля 1909

 Николай Гумилёв

Много есть людей, что, полюбив,
Мудрые, дома себе возводят,
Возле их благословенных нив.
Дети резвые за стадом бродят.

А другим — жестокая любовь,
Горькие ответы и вопросы,
С желчью смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют,
Как поют, и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют;
А иные любят, как танцуют.

Как ты любишь, девушка, ответь,
По каким тоскуешь ты истомам?
Неужель ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым?

Если ты могла явиться мне
Молнией слепительной Господней,
И отныне я горю в огне,
Вставшем до небес из преисподней.


О тебе


О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!
В человеческой, темной судьбе
Ты - крылатый призыв к вышине.

Благородное сердце твоё -
Словно герб отошедших времён.
Освящается им бытие
Всех земных, всех бескрылых племён.

Если звёзды, ясны и горды,
Отвернутся от нашей земли,
У нее есть две лучших звезды:
Это - смелые очи твои.

И когда золотой серафим
Протрубит, что исполнился срок,
Мы поднимем тогда перед ним,
Как защиту, твой белый платок.

Звук замрет в задрожавшей трубе,
Серафим пропадет в вышине...
...О тебе, о тебе, о тебе,
Ничего, ничего обо мне!

Владимир Маяковский




Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?

И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к Богу,
боится, что опоздал,
10 плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,

но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
20 "Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
30 загоралась хоть одна звезда?!

В. Маяковский

Что такое хорошо


Крошка сын
к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
10 слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.

— Если ветер
крыши рвёт,
если
град загрохал, —
каждый знает —
20  это вот
для прогулок
плохо.

Дождь покапал
и прошёл.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
30  и детям.

Если
сын
черне́е ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
40 Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Если бьёт
дрянной драчун
слабого мальчишку,
50 я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.

Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом! —
Этот мальчик
так хорош,
60 загляденье просто!

Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик
любит труд,
тычет
70  в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.

От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
80  просто трус.
Это
очень плохо.

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
90  пригодится.

Этот
в грязь полез
и рад,
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.

Этот
100  чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
это
каждый сын.
110 Знай
любой ребёнок:
вырастет
из сына
свин,
если сын —
свинёнок.

Мальчик
радостный пошёл,
и решила кроха:
120 «Буду
делать  хорошо,
и не буду —
плохо».

1925