вторник, 21 февраля 2017 г.

Дэниел Киз "Цветы для Элджернона"

Дэниел Киз

"Цветы для Элджернона"

Сразу скажу, что читаю я достаточно много, но в силу особенностей своего характера, непредсказуемого и спонтанного, хаотично (то густо, то пусто) и бессистемно. Мне лишь бы попалась интересная книжка, а там хоть трава не расти! Выпадаю из реальности на столько, сколько страниц в книге. И книги приходят ко мне разные и "по наводке" разных людей. Вот и это произведение я прочитала благодаря одному из своих умных  учеников и благодаря его маме, посоветовавшей сыну прочитать роман.
Когда Миша Михайлов (так зовут ученика 8 класса) на уроке рассказывал об этом романе, то я обратила внимание, что на обложке сообщалось: "Произведение для обязательного чтения в школах США".  Интересно... Не о всяком произведении так пишут...
- Миша! Это твоя книга или библиотечная?
- Моя.
- А родители позволяют давать книги другим?
- Так это моя книга.
- И ты можешь мне её дать?
- Конечно.


Впереди были выходные дни и надежда провести приятные часы с хорошей книгой в руках.
Через первые  страницы ("Атчёты") я продиралась с трудом. Даже подумывала, не ошиблась ли, предвкушая приятное чтение. Произведение написано в виде отдельных глав, которые  пестрят ошибками, потому что пишет их умственно отсталый человек, взрослый  тридцатисемилетний ребёнок.  Он очень хотел стать таким, как все, научиться писать и читать, но не мог учиться в обычной школе. Очень ярко и глубоко описывает автор, как ведут себя в этой ситуации его родные: мать, отец, младшая сестра.  Тут есть над чем задуматься. Способны ли мы принимать человека таким, какой он есть? Как вести себя, если его поведение и  образ жизни совсем не соответствуют нашим представлениям о том, "что такое хорошо и что такое плохо"? Книга вообще для вдумчивого читателя.


Произведение написано в жанре научной фантастики. Чарли Гордону (так зовут главного героя) делают операцию по увеличению интеллекта, и он становится гением, превосходящим по уровню интеллекта  профессоров, которые делали ему операцию. Но стал ли он при этом счастливее?
Финал книги печальный.   Долго я не могла прийти в себя после того, как перевернула последнюю страницу.
Нелёгкое чтение, но я советую всем, кто ещё не знаком с произведением и любит следить не только за сюжетом, но за мыслями автора, прочитать это произведение обязательно. не пожалеете.
врачей, которые его исцелили, и превосходит их в августе. Осенью начинается угасание, завершающееся в ноябре.



В понедельник, перед тем как вернуть книгу Мише, показываю её Вивее Рянкель, однокласснице Миши. Знаю, что она много читает.
- Вивея! Посмотри, какая книга!
- Да, знаю. Я её читала. Мне очень понравилась.
Что тут скажешь? Хорошо, что и я теперь прочитала. А ведь то и дело слышно:
- Сейчас никто ничего не читает.
- Не будьте так требовательны к ученикам. Времена изменились.
 А времена всегда одинаковые. Кто-то наслаждается чтением умных книг, а кто-то до сих пор считает, что "порядочный химик в двадцать раз полезнее любого поэта".

понедельник, 20 февраля 2017 г.

Ищу кругом души родной




1.

2

3


4

5

6

7


8
9
10

                                                                      11

            Перед вами работы учеников 8 класса, попытавшихся через ассоциации (рисунки, слова, строфы, элементы коллажа ) выразить своё представление о душе поэта М.Ю. Лермонтова.  Непростая задача! Тут и в своей-то не разберёшься. Но поэт - это человек, который имел и желание,  и смелость, даже бесстрашие, обнажить свою душу перед всем человечеством.  А уж поняли ли его, захотели ли слушать, этого никто предугадать не в силах.

 "Ищу кругом души родной",- писал Лермонтов. Нашёл ли? Родная душа  не всегда находится рядом, иногда она за тридевять земель и за тридевять времён. Главное, чтобы нашлась. А я лишь пытаюсь (иногда безуспешно) помочь в этом.
"Наедине с тобою, брат, хотел бы я побыть".  Как это важно, чтобы душа с душою, как "звезда с звездою", говорили  о вечном.

Рассмотрите, пожалуйста, внимательно эти работы и напишите в комментариях, какая работа вам кажется самой интересной. Просьба указать номер работы. Авторам интересно ваше мнение. Фамилии и имена авторов не указаны до поры до времени, чтобы ориентировались не на имена, а на работу.

вторник, 14 февраля 2017 г.

Мне есть кому дарить свои стихи


Мне есть кому дарить свои стихи,
А это, правда,   дорогого стоит.
Знать, тот, кто выше, мне простил  грехи,
Раз этим редким счастьем удостоил.
Родные не по крови - по душе,
Теперь я точно знаю: так бывает.
А нить меж нами не порвать уже,
Струна звенит, но не ослабевает.
О как мне радостно сегодня вам сказать:
- Мы встретили друг друга  не напрасно!
И вот  сейчас глядим глаза в глаза...
Мы друг у друга есть. И жизнь прекрасна!

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Стихотворение Ф.И. Тютчева "Не говори: меня он, как и прежде, любит"



  Стихотворение «Не говори: меня он, как и прежде, любит» написано примерно в 1852 году ( в разных сборниках указаны разные даты написания стихотворения), при жизни Е. Денисьевой, когда роман между ней и Тютчевым был в самом разгаре. Известно, что Ф.И. Тютчев познакомился с Е.А. Денисьевой в июле 1850 года, и отношения продолжались до самой смерти Е. Денисьевой в 1964 году.   Стихотворение не имеет посвящения, но в примечаниях к сборнику стихотворений Тютчева обозначено: «Стихотворение написано от лица женщины (Е.А. Денисьевой)» (Сборник, изданный в 1978 году в издательстве «Современник», стр. 394).
  Стихотворение не имеет названия и с первой строчки звучит как крик тоскующей и страдающей, но любящей души. Обращаясь к кому-то, кто является свидетелем, вольным или невольным, взаимоотношений двух любящих людей, Она (назовём так условно героиню стихотворения) спорит («не говори», О нет!»), пытается объяснить, что чувствует, может быть, ждёт сострадания и понимания от того, кому кричит о своей боли.  Уже по первой строфе видно, что взгляд на взаимоотношения двух любящих людей разный.
  Кто-то третий считает, что Он по-прежнему любит её, по-прежнему ею дорожит, но Она убеждена: «О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит». И в следующей строфе она говорит (всё-таки кричит!) о своей горькой судьбе.  Кульминационной можно считать строчку:  «Я стражду, не живу…им, им одним живу я…». В ней соседствуют слова: «Я…не живу» и «живу я». Как это может быть? Скорее всего, не живу, когда его нет рядом? Потому что «…им одним живу я».
  Как же выглядит в стихотворении лирический персонаж, с чьей точки зрения мы видим взаимоотношения?
  Героиня «в гневе», «в слезах», она тоскует, страдает, её душа «уязвлена», героиня жалуется на горькую жизнь, в нем видит губителя, но отказаться от своего чувства не может и
признаётся: «…им одним живу я…»  Что же заставляет её им одним дышать?  Может быть, рок? Судьба?
  Не зря в стихотворении с красноречивым названием «Предопределение» Ф. Тютчев пишет в 1852 году (в том же, когда написано и стихотворение, о котором шла речь):
Любовь, любовь – гласит преданье-
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И…поединок роковой
Слова «рок» и «судьба», а также однокоренные с ними слова то и дело встречаются в разных произведениях поэта: «Судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была», «Чем ближе к ним, тем ближе к Року», «роковые дни», «страсти роковые».
  Трижды в стихотворении использовано местоимение Я и трижды местоимение Он. Вся первая строфа посвящена ему, вторая о ней, а третья как бы делится поровну: первая и вторая строки о нём, третья и четвёртая о ней.
Каким же предстаёт перед читателем Он, изображённый глазами любящей и страдающей женщины? Он губит её жизнь, не любит уже, как любил прежде, не дорожит её любовью, в руке губителя дрожит (?) нож. О чём говорит эта странная и страшная метафора?  Любовь в этом стихотворении выглядит как трагедия, смертельный поединок, почти как убийство. Тут же на память приходят знаменитые строчки из другого стихотворения Тютчева:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
  Кроме того, вспоминается афоризм признанного острослова О. Уайльда: «Мы убиваем тех, кого любим». Заметим, что сказано это позднее Тютчева.
  Всё стихотворение состоит из оппозиций героев, из взглядов и чувств.
 Первая оппозиция – это взгляд на происходящее лирической героини и стороннего наблюдателя.
Вторая – это желание героини жить и любить и невозможность жить из-за невыносимых страданий.
Самая главная оппозиция – противопоставление женской души, которая полностью отдаётся чувству, и мужской, чья любовь не является всеобъемлющей.
Да и чувство, изображённое в стихотворении, содержит в себе как величайшую муку, так и величайшее блаженство, без которого невозможна жизнь. Нет гармонии и успокоения, всё буря и страсть. 
  Восприятие жизни (в том числе и любви) как бушующей страсти, как бури, как поединка характерно для мировоззрения поэта. Недаром в его произведениях так часто встречаются союзы, призванные противопоставлять -  союзы «но» и «а». В данном стихотворении союз «но» употреблён дважды, и это закономерно.
«Счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» - пишет Ф.И. Тютчев в стихотворении «Цицерон» (1830 год).  Вряд ли все с ним готовы согласиться. Гораздо лучше, наверное, жить в тишине и спокойствии, но Тютчеву ближе и понятнее мир в противоборстве, в вечном движении, борьбе чувств, мыслей, страстей.
  Стихотворение состоит из 3 строф, каждая из которых в свою очередь состоит из 4 рифмующихся строк, написанных ямбом.  Ямб, не везде точно выдержанный и выверенный, призван передать накал страсти, бурю чувств, благодаря чему стихотворение звучит не плавно, а прерывисто, напряжённо.  Рифма перекрёстная, достаточно простая, в первой строфе вообще рифмуются глаголы: любит-губит, дорожит-дрожит, что с точки зрения высоких требований выглядит не слишком изысканно и профессионально. Во 2 и 3 строфах рифмы также достаточно простые: негодуя – живу я,
уязвлена – она,
скудно – трудно,
врагу – могу. 
До филигранной ли отделки, когда бушуют страсти?  Кроме того, известно: Тютчев был уверен в невозможности выразить словом многогранную жизнь человеческой души:
«Боже мой, боже мой, да что общего между стихами, прозой, литературой, целым внешним миром и тем… страшным, невыразимо невыносимым, что у меня в эту самую минуту в душе происходит…».
В стихотворении «Есть и в моём страдальческом застое», написанном в 1865 году и посвящённом также Е.А. Денисьевой, Ф.И. Тютчев пишет:
Есть и в моём страдальческом застое
Часы и дни ужаснее других… 
Их тяжкий гнёт, их бремя роковое
Не выскажет, не выдержит мой стих.
  Перечитывая стихотворение, можно заметить, что в нём использованы и внутренние рифмы (тоскуя-негодуя, увлечена – уязвлена), и звукопись: в стихотворении преобладают шипящие звуки: прежде, дорожит, вижу, дрожит, в душе, стражду, живу, жизнь, дышу, уж, бесчеловечно, нож, увлечена, бережно.  Это придаёт строкам дополнительную напряжённость, звук прерывистого дыхания, борьбы. Недаром в стихотворении пять раз строки   прерываются многоточием и трижды восклицательными знаками.
  Читая стихотворение, понимаешь, что не всё поддаётся разуму. Мир в восприятии Тютчева – это стихия, душа – величайшая тайна, полная противоречий и страстей.  Здесь Тютчев, обгоняя своё время, приближается к Достоевскому с его представлением о человеке, сотканном из противоречий.  Любовь, а тем более страсть, несёт в самой себе опасность и разрушение.
  Люди, по убеждению Тютчева, не способны понять друг друга (стих. « Silentium»). Чем глубже личность, стремящаяся выразить себя в любви как в роковом поединке, тем труднее передать то, что она чувствует.
Женщина по своей природе более эмоциональна, беззаветна в любви, ранима и беззащитна, чем мужчина. Там, где женщина мучается, любит и страдает, там мужчина оказывается способным размышлять и даже смотреть на себя со стороны. Это характерно и для анализируемого стихотворения. Мужчина представляет, как он выглядит в глазах влюблённой в него женщины и как на их отношения смотрит кто-то третий. При этом мужчина способен строго себя судить, но изменить ни себя, ни взаимоотношения не может. Мне это кажется странным, потому что, читая письма Ф.И. Тютчева, видишь, как глубоки были его чувства. В письме А.И. Георгиевскому от 8 августа 1864 года читаем: « Всё кончено - вчера мы её хоронили… Что это такое? Что случилось? О чём я это вам пишу – не знаю… Всё во мне убито: мысль, чувство, память, всё… Я чувствую себя совершенным идиотом. Пустота, страшная пустота. И даже в смерти не предвижу облегчения. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то… Сердце пусто - мозг изнеможён». Здесь мы явно видим несовпадение его чувств в реальной жизни с тем, как это отражено в стихах, где он упрекает себя за неумение любить так глубоко, как любит она.
Любовь изображается как высшее счастье и высшая трагедия, взлёт человеческого духа. Тютчев и сам был человеком страстей. Его стихи мало похожи на гармоничные, светлые даже в печали стихотворения о любви А.С. Пушкина. Он ближе к Лермонтову с его трагическим восприятием жизни   и к Достоевскому. Строки стихотворений А.С. Пушкина более возвышенные и мелодичные, в них использованы слова, относящиеся к возвышенной поэтической лексике, оставшейся, к сожалению, в 19 веке. У Тютчева же в стихотворениях слова более понятны и близки современному человеку.
Так Тютчев, в чём-то споря и в чём-то соглашаясь с А. Пушкиным, создаёт свой поэтический мир в стихотворениях о любви.

Культура речи. 1 вариант. Проверочная работа.

1. Расставьте ударения 15 баллов
Алфавит аналог, аристократия, агент, баловать, балованный,
договор, диспансер,   дозвонишься, дефис, жалюзи, звонят, красивее, камбала, каталог, квартал, мышление,  медикаменты, маркетинг, некролог, намерение, 
партер, торты, столяр,   свекла,  украинский, ходатайство,  цемент, щавель, эксперт.

2. Запишите предложение. Все цифры писать словами. 5 баллов
Нашёл кошелёк с 58 296 евро.  

3.Запишите предложение. 7 баллов
  Купил 5 килограмм (ов)   апельсины, помидоры, а также несколько пар чулки, носки,  джинсы, туфли, сапоги 

4. Приведите по одному примеру:
оксюморон, тавтограмма, палиндром, авторский неологизм, эвфемизм 5 баллов

5. Отредактируйте предложения:
а) Ему стало легко, узнав, что занятий сегодня не будет.
б) В работе участвовали учёные и психологи.
в) Мечты имеют важную роль в жизни людей
г) К понедельнику надо написать отзыв на стихотворение.
д) На моё день рождение мама купила и мороженое, и пироженое.
е) Новый роман, недавно опубликованный и который рассказывает о подростках, очень интересный.
ж) Он пошёл по пути, проложенным его отцом.
з)  Студент, сумеющий скоро получить диплом, начнёт работать самостоятельно.
и) Я очень люблю кушать в ресторане.
к) Благодаря сильному урагану, урожай был загублен. 10 баллов

6. Речевой этикет.  5 баллов
1 вариант
 Напишите 5 табу с точки зрения речевого этикета.
2 вариант.
Напишите 5 рекомендаций с точки зрения речевого этикета.

7.  Можно ли использовать нецензурную лексику в СМИ, в кино, в театре, в художественной литературе? Аргументируйте своё мнение. 3 балла

50 баллов
 
Дополнительное задание. 2 балла
Дайте 2 рекомендации, как искоренить использование табуированной лексики в среде школьников?

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Распускались в душе незабудки

Много ли учителю для счастья нужно? Чтобы в душе расцвели незабудки?  Совсем, оказывается, немного.
Сегодня у меня праздник! Хотя надеюсь,  не только у меня. Но сомневаюсь насчёт некоторых учеников 11 класса. Хотя не всех.
Объясняю. Сегодня на уроках (а их было два) одиннадцатиклассники читали наизусть стихотворения поэтов первой половины 20 века.
 Перед уроком 3 человека из 20 попросили отсрочки, хотя времени на подготовку было дано немало. Думаю, что для них сегодняшние уроки не показались праздничными. Жаль! Как говорится, без комментариев.
Гораздо больше было тех, кто пытался узнать у меня значение некоторых слов или фраз. Вопросы ребят  меня всегда радуют, но иногда и ставят в тупик.
- "Взглянула с негой томной".  Это что значит, Эльвира Георгиевна?
Пробую показать.
- Понял?
- Не очень.
- Лиза, посмотри на него томно, чтобы объяснить. Наверное, у тебя лучше получится. Я уж навык потеряла.
- Понял теперь?
- Кажется, да.
Странно...
- "Вы ль за жизнь его сердцем не индевели"? Что значит "индевели"?
- Тревожились, переживали до холода в груди.
И так далее. И всё в последний момент!

Звонок. Судьба в моём лице при помощи красных бумажек с номерами устанавливает очерёдность. Начали!
Первая Даша Булкина. От первого всегда много зависит.  Как она читала! И Сашу Чёрного, и Анну Ахматову! По-разному, конечно, но с пониманием, артистично. Умница! Жаль, на видео не записали.
 Кстати, идея! Пусть каждый прочитает для этого одно, самое любимое. Представляете, лет через 10 на вечере встречи посмотрите и послушаете себя и своих друзей, юных, прекрасных?!  Согласны? 
Антон Башинский решил осуществить пришедшую на ум идею.
Затем читала Даша Токманцева. Её любимый поэт - Сергей Есенин. Впрочем, как и у Роберта Гранкина, и у Максима Гасанбекова, и у Семёна Овсянникова, и у Лизы Исаковой. Есенин явно вырвался на этих двух  уроках вперёд. Посмотрим, что будет дальше.
А дальше Георгий Бычихин представил нам не только стихи Саши Чёрного, но даже Аркадия Бухова. Читал великолепно.
Роман Макеев прочитал мастерски 5 стихотворений Николая Гумилёва.
Веста Налимова выбрала М. Цветаеву и А. Блока. 
А у меня в душе распускались незабудки и всякие другие чудесные цветы!  Так читают только любимые ученики!  Надеюсь, на следующем уроке праздник продолжится?
 
На следующем уроке читали тоже прекрасно.  Прозвучали стихи Б. Пастернака, З. Гиппиус, В. Брюсова.
 Своеобразный "конкурс" среди поэтов первой половины 20 века в 11 классе  закончился со следующими результатами:
С. Есенин  - 16 стихотворений, прозвучавших на наших уроках. Явный лидер!
Н. Гумилёв - 5 стихотворений
М. Цветаева - 4 стихотворения
А. Блок - 4 стихотворения
Саша Чёрный - 4 стихотворения
В. Брюсов - 3 стихотворения
А. Ахматова - 2 стихотворения
Б. Пастернак - 2 стихотворения
З. Гиппиус - 2 стихотворения
И. Северянин - 1 стихотворение
И. Бунин - 1 стихотворение
А. Бухов - 1 стихотворение


А вот и ссылка на стихи поэтов первой половины 20 века. Подборка сделана мной, чтобы облегчить старшеклассникам выбор. Может, пригодится не только моим ученикам.

http://www.dunaeva.info/2017/01/20.html

воскресенье, 5 февраля 2017 г.

Пушкин или Лермонтов?

"Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило русской поэзии". 
 Многим известны эти слова Д. Мережковского.
Если это так, то  стихотворения Лермонтова и Пушкина легко отличить друг от друга. Проверим на своих учениках?
А потом поговорим, как они (ученики) отличают строки Пушкина от строк Лермонтова. Так и возникнет ненавязчивый разговор о поэтическом мире двух великих поэтов.

1.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел.
 И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов.
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не смогли
Ей скучные песни земли.


2.
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его. 
На них основано семейство
И ты, к Отечеству любовь.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них нам целый мир - пустыня,

Душа -  алтарь без божества.


3.
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
     И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;     
Придет ли вестник избавленья
     Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,     
Поведать -- что мне бог готовил,
     Зачем так горько прекословил
     Надеждам юности моей.     
Земле я отдал дань земную     
Любви, надежд, добра и зла;     
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
     И тьмой и холодом объята
     Душа усталая моя;
     Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

    4.
     Слышу ли голос твой
     Звонкий и ласковый,
    Как птичка в клетке,     
    Сердце запрыгает;
    Встречу ль глаза твои
    Лазурно-глубокие,     
Душа им навстречу
Из груди просится,     
И как-то весело,     
И хочется плакать,
     И так на шею бы     
Тебе я кинулся.

5.
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем.
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

6.
Мой дом везде, где есть небесный свод,
    Где только слышны звуки песен,
Все, в чем есть искра жизни, в нем живет,
    Но для поэта он не тесен.
До самых звезд он кровлей досягает
    И от одной стены к другой
Далекий путь, который измеряет
    Жилец не взором, но душой,
Есть чувство правды в сердце человека,
    Святое вечности зерно:
Пространство без границ, теченье века
    Объемлет в краткий миг оно.
И всемогущим мой прекрасный дом
    Для чувства этого построен,
И осужден страдать я долго в нём
    И в нём лишь буду я спокоен.


7.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.



Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.



8.
Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошел! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас: нам страшней
И косогоры и овраги:
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И дремля едем до ночлега,
А время гонит лошадей.


9.
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.
Оно на памятном листке
Оставит мертвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.
Что в нем? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...



10.
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, всё равно.

 И знать вам также нету нужды,
Где я? что я? в какой глуши?


 Душою мы друг другу чужды,
Да вряд ли есть родство души.
Страницы прошлого читая,
Их по порядку разбирая
Теперь остынувшим умом,
Разуверяюсь я во всем.
Смешно же сердцем лицемерить
Перед собою столько лет;
Добро б еще морочить свет!
Да и притом что пользы верить
Тому, чего уж больше нет?..
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!



11.

Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,

Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного, —
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.

Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную —
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.




Ключ
1. Лермонтов
2. Пушкин
3. Лермонтов
4. Лермонтов
5. Лермонтов
6. Лермонтов
7. Пушкин
8. Пушкин
9. Пушкин
10. Лермонтов
11. Лермонтов













среда, 1 февраля 2017 г.

Проверочная работа. Культура речи. 2 вариант

Задание 1.
Расставьте ударения.
Алфавит, квартал, некролог, договор, ходатайство, свекла, щавель, красивее, жалюзи, столяр, баловаться, позвонишь, цемент, украинский, камбала, каталог, диспансер, ремень, аристократия, партер.
20 баллов

Задание 2.
Запишите предложения в отредактированном виде.
1. Услышав новость, ему стало неприятно.
2. Покрывшие листья землю шуршали под ногами.
3. В своей недолгой  жизни я часто сталкиваюсь с нежностью.
4. Постепенно, читая одно стихотворение за другим, Цветаева стала любимым поэтом.
5. Я прочитал множество поэтов, но не всегда мне было интересно.
6. Стихотворения Маяковского неординарные и не всем понятны.
7. Сбежав из дому и предоставленный самому себе, мальчик попал в колонию.
8. Она воспитывалась в самых строжайших условиях.
9. Раскольников более впечатлительнее, чем Разумихин.
10. Я шла по улице то улыбаясь, то мои глаза наполнялись слезами.
10 баллов 

Задание 3.
Спишите предложение. Числительное запишите словами.
 В течение (полтора месяца) в социальных сетях я обычно общаюсь с ( 2 253 87) друзьями.
7 баллов 

Задание 4.
Приведите по одному примеру для иллюстрации каждого термина.
1. Оксюморон
2. Тавтограмма
3. Эвфемизм
4. Палиндром
5. Авторский неологизм
5 баллов 

Задание 5.
Перечислите  5 самых распространённых речевых ошибок. Приведите по одному примеру на каждый случай.
5 баллов 

Задание 6.
Добавьте к существительным прилагательные.
.............................................шампунь
.............................................мозоль
.............................................евро
3 балла


50 баллов
46-50 - "5"
36-45 - "4"
26-35 - "3"

Подражание сентименталистам

Иногда, чтобы ученики лучше разобрались в каких-то теоретических вопросах, мы  пишем стилизации. Стилизация хороша тем, что сразу показывает, уловил ли ученик особенности художественного направления или стиля писателя (поэта). К тому же, стилизация побуждает ребят к творчеству. Вот стилизация, отражающая представление Ирины Берсенёвой о сентиментализме.

Подражание сентименталистам

Берсенёва Ирина 10 класс

 Талый снег. Ни души.
Только крик ворон,
А в ушах до сих пор
Похоронный звон.
На могиле твоей
Шесть поникших роз,
И на этих розах
Капли горьких слёз!
Я пришла на  зов твой,
Зов издалека,
Нас разлучница-смерть
Делит, как река...
Были вместе... Выстрел!
Крик, и рвётся нить,
И никто не в силах 
Нас соединить.
Всё прошло, что было,
Словно страшный сон,
Уж сердца не будут
 Биться в унисон... 
На твоей могиле
Шесть поникших роз,
И на красных розах
Капли горьких слёз.

понедельник, 30 января 2017 г.

Жизнь удалась? Рассказ А.П. Чехова "Ионыч"

Известный рассказ  рассказ А.П. Чехова "Ионыч"... Написан в конце 19 века, а до сих пор актуален. Только как к нему подступиться, чтобы старшеклассники почувствовали, что рассказ-то о них? 
Я раздала своим взрослым ученикам  листы цветной бумаги. Тут же раздался вопрос:
- А зачем? Что мы будем делать?
Эх, люблю интриги! Особенно такие! Давно не работали с цветной бумагой!
- Представляете, что вам исполнилось уже 40 лет?
- Да!
- Нет!
- Придётся представить, тем более что ждать осталось не так уж и много - всего чуть более двух десятков лет. Пролетят молниеносно. А пока помечтайте и напишите текст (можно сопровождать его рисунками) на тему "Мне 40 лет". Не забудьте указать сегодняшнее число, месяц и год. Кабинет литературы 303.
- На оценку?
- Нет.
- А проверять будете?
- Нет. Можете писать-рисовать всё, что хотите. А я и так знаю, что вы напишете. Я ясновидящая!
 - А зачем пишем?
- Придёте домой, перечитаете, найдёте конверт, вложите в него свои мечты, запечатаете и подпишете: "Вскрыть, когда исполнится 40 лет". Место конверту определите сами.

Мечтают

Думают взрослые дети

Пишут, стараются. Счастливые! Всё у них ещё впереди, и путь за мечтой тоже.

- Написали? Тогда  я попробую проявить своё ясновидение. Смотрите на доску! Рисую как умею.

Дом роскошный (не домик!) на берегу самого синего моря. Поднимите руку, у кого есть?

Машина (не какая-нибудь, а дорогая) Правильно?

Муж (жена). Красивые, успешные, богатые. Снова угадала?

Дети. Мальчик и девочка. Именно двое. Верно? Послушные, тоже успешные, как и родители. Прекрасные!

Свой бизнес, приносящий прекрасный доход. Точно?

Кивают согласно. Всё верно. Даже странно, как совпало!
И вдруг слышу растерянный голос:
- А у меня всё не так! Я ни о чём материальном не писала.
Ничего не комментирую. Это лишь информация к самостоятельному размышлению о себе и о других. И о разных ценностях.


На следующем уроке размышляем о жизни молодого человека Дмитрия Старцева. 
- Сколько лет Д. С. в начале рассказа?
- А в конце?
По нашим подсчётам примерно 40 лет. Столько же, сколько родителям моих учеников. Плюс-минус. И автор говорит: "Вот и всё, что можно сказать про него".
- Изобразите в виде рисунка или схемы основные этапы жизни Дмитрия  Старцева. Лесенка, зигзаг, круг, стрела... Важно, чтобы  вы ответили на вопрос: "Жизнь удалась?" - и подтвердили  это конкретными деталями из рассказа.





  Слушаем друг друга, показываем рисунки, задаём вопросы, спорим...
Затем пытаемся подвести итоги, объединив сказанное.

Работа Дарины Липатовой и Анны Кульдкепп


Дмитрий Старцев. Какой он в свои двадцать пять - двадцать-семь лет?

Общительный
Тактичный
Отличающий пошлость и бездарность от искренности и таланта
Ищущий себя и своё место в мире
Активный
Читающий и желающий разговаривать о литературе
Любящий свою работу
Способный чувствовать
Испытывающий счастье жизни
 Совершающий необдуманные поступки

Ионыч

Уверенный в себе ("языческий бог")
Добившийся материального благополучия ( имение, 2 дома в городе, "и он облюбовывает себе ещё третий, повыгоднее", деньги на банковском счёте, тройка с бубенчиками и кучер Пантелеймон, тоже "пухлый и красный, с мясистым затылком".
Превративший любимую в молодости работу в средство для добывания разноцветных бумажек
Без семьи
Без друзей
Без здоровья (одышка, "не надо бы полнеть")
С примитивными увлечениями в виде игры в карты (по 3 часа каждый вечер!) и пересчитывания ассигнаций


"Вот и всё, что можно сказать про него". 
Открытый финал.

- Жизнь удалась?
- А теперь 2 самых важных вопроса: "Кто виноват?" и "Что делать?", чтобы  подобное не произошло с вашей бесценной жизнью?
И снова мы разговариваем не только о Чехове, но и о себе. И у каждого из нас своя фигура, обозначающая движение жизни. Хотелось бы, чтобы можно было воскликнуть: "Жизнь удалась!" Я желаю этого своим восемнадцатилетним ученикам!