среда, 9 сентября 2015 г.

Поэты серебряного века. Работа в группах.

  Сегодня в 11 классе проводила урок о поэзии серебряного века и о  направлениях модернизма. После лекции работали в группах с текстами стихотворений.  Работая в группах, ученики пробуют определить, к какому направлению модернизма относится стихотворение, аргументируют свою точку зрения и готовят выступление перед одноклассниками (выразительно читают стихотворение, называют направление и объясняют своё мнение). Намеренно выбраны стихотворения, в которых направление узнать не очень сложно. Затем тексты стихотворений выводятся на экран, чтобы одноклассники не только слышали, но и видели, и идёт выступление групп. 
Учитель не говорит, верно ли группа определила направление, потому что во время выступления групп  каждый ученик на отдельном листочке ставит номер стихотворения и записывает направление, основываясь не только на аргументах выступающих, но и на своих представлениях, имея в виду, что группа может и ошибиться. Только после выступления групп, когда листочки с ответами уже собраны, учитель даёт свои комментарии к стихотворениям, называет направление модернизма и авторов. Учитель видит, усвоили или нет ребята материал. После такой тренировки можно проводить небольшую проверочную работу.

Однажды после знакомства с символизмом, акмеизмом и футуризмом я дала ученикам задание - сочинить несколько строк о любви в духе символизма, акмеизма и футуризма. Подписывать направление нельзя. Если большая часть класса и учитель определит направление, то ясно: человек с задачей справился.

Вот что получилось у Даши Гореловой. 

1.

 "Не смоют любовь
                ни ссоры, ни вёрсты",-
      баячил отец Маяковский.
Так зачем же
                    все эти
оскомнобьющие тосты:
"Да пребудет любовь!"
От малости слов
       не убудет любви!
Незыблемой
             Крепкой
                  Пламенной
                           Вечной
                                     Любви! 
2.

 Любовь - симфония души-
Гремит и умолкает...
То мы находимся в тиши,
То страстью вдруг пылаем.
И хор звучит на небесах,
Когда встречаются сердца,
И песнь хвалебная в псалмах
Возносит Господа Творца.

3.

Море лазурное, песок золотой...
Как же я счастлива рядом с тобой! 
Зелёные пальмы, чарующий бриз,
Но всё мимолётно, как женский каприз.

Море синеет, желтеет песок,
Ветер склоняет к земле колосок,
Парус трепещет... Но как ни зови,
Звуки замолкли первой любви.

По-моему, неплохо. Ясно, что девочка поняла суть.

А это стихотворения для работы в группах.


 1.

В тумане утреннем неверными шагами
Я шел к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Еще летали сны - и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам.

В холодный белый день дорогой одинокой,
Как прежде, я иду в неведомой стране.
Рассеялся туман, и ясно видит око,
Как труден горный путь и как еще далёко,
Далёко всё, что грезилося мне.

И до полуночи неробкими шагами
Всё буду я идти к желанным берегам,
Туда, где на горе, под новыми звездами,
Весь пламенеющий победными огнями,
Меня дождется мой заветный храм



2.


Девушка пугливо куталась в болото,
ширились зловеще лягушечьи мотивы,
в рельсах колебался рыжеватый кто-то,
и укорно в буклях проходили локомотивы.



В облачные па̀ры сквозь солнечный угар
врезалось бешенство ветряно̀й мазурки,
и вот я — озноенный июльский тротуар —
а женщина поцелуи бросает — окурки.



Бросьте города, глупые люди!

Идите голые лить на солнцепеке
пьяные вина в меха-груди,
дождь-поцелуи в угли-щеки.



3.



Дождёшься ль вечерней порой
Опять и желанья, и лодки,
Весла и огня за рекой?
Фет


Сумерки, сумерки вешние,
Хладные волны у ног,
В сердце - надежды нездешние,
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далёкая,
Но различить - не могу.
Плачет душа одинокая
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается,
Ты ли зовёшь вдалеке?
Лодка ныряет, качается,
Что-то бежит по реке.
В сердце - надежды нездешние,
Кто-то навстречу - бегу...
Отблески, сумерки вешние,
Клики на том берегу.

4.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй — пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило
Лицо.


5.



На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.

Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко,-

Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.



6.

Сжала руки под тёмной вуалью...
-Отчего ты сегодня бледна?
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру."
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

Авторы:
1. В. Соловьёв (символизм)

2. В. Маяковский (футуризм)

3. А. Блок (символизм)

4.В. Хлебников (футуризм)

5. О. Мандельштам (акмеизм)

6. А Ахматова  (акмеизм)





Комментариев нет:

Отправить комментарий