вторник, 15 декабря 2015 г.

Е. Замятин Роман "МЫ" как предупреждение


               Е. Замятин ( 1884-1937)


1. Постановка цели уроков по теме "Жизнь и творчество Е. Замятина" и создание кластера.
Е. Замятин - автор, о котором мы пока ещё не говорили. Что важно узнать о писателе   или поэте?
а) В какое время ему довелось жить?
б) Каковы основные события его жизни?
в) Какие произведения им написаны?
г) Какие проблемы его волновали и как они отразились в творчестве?
д) Что он представляет из себя как личность?

Где мы обычно находим ответы на подобные вопросы? 

Попробуем ответить на эти и другие вопросы, обратившись в автобиографии писателя, а затем и к его произведениям.

2.Знакомство с автобиографией Е. Замятина.

Евгений Замятин. Сочинения.  М., "Книга", 1988







   По самой середине карты -- кружочек: Лебедянь -- та самая, о какой писали Толстой и Тургенев. В Лебедяни -- родился (1884). Рос под роялем: мать -- хорошая музыкантша. Года в четыре -- уже читал. Детство -- почти без товарищей: товарищи -- книги. До сих пор помню дрожь от Неточки Незвановой Достоевского, от тургеневской "Первой любви". Это были старшие и, пожалуй, страшные; Гоголь -- был другом.
   Гимназию кончил в Воронеже (1902) с медалью; медаль скоро нашла себе место в петербургском ломбарде. После гимназии Петербургский Политехнический Институт (Кораблестроительный факультет). Зимой -- Петербург, летом -- практика на заводах и плавание. В эти годы -- самое лучшее из моих путешествий: Одесса -- Александрия (Константинополь, Смирна, Салоники, Бейрут, Яффа, Иерусалим, Порт-Саид). В Одессе был во время восстания "Потемкина", в Гельсингфорсе -- во время восстания в Свеаборге.
   Все это сейчас -- как вихрь: демонстрации на Невском, казаки, студенческие и рабочие кружки, любовь, огромные митинги в Университете и Институтах. Тогда был большевиком (теперь -- не большевик), работал в Выборгском районе; одно время в моей комнате была типография. Сражался с кадетами в студенческом Совете Старост. Развязка, конечно,-- в одиночке на Шпалерной.
   Политехникум кончил в 1908 г. и был оставлен при кафедре Корабельной Архитектуры. В том же году написал и напечатал в "Образовании" первый свой рассказ. Три следующих года -- инженерия, статьи в специальных технических журналах. Всерьез начал писать с 1911 г. ("Уездное" -- в "Заветах")
   В начале 1916 г. уехал в Англию -- строить русские ледоколы; один из самых крупных наших ледоколов "Ленин" (бывш. "Александр Невский") -- моя работа.
   Когда в английских газетах запестрели жирные заголовки: "Abdication of Tzar!", "Revolution in Russia" -- в Англии стало невмочь; и в сентябре 1917 г. вернулся в Россию. Практическую технику здесь бросил, и теперь у меня -- только литература и преподавание в Политехническом Институте.
   Сидел в одиночке пока всего только два раза: в 1905--6 году и в 1922 г.; оба раза -- на Шпалерной и оба раза, по странной случайности, в одной и той же галерее. Высылали меня трижды: в 1906 г., в 1911 г. и в 1922 г. Судили один раз: в Петербургском Окружном Суде -- за повесть "На куличках".
  

? Что можно сказать о личности писателя по его автобиографии?

3. Знакомство со сказками Е. Замятина "Церковь Божия" и "Арапы".
? Как эти сказки связаны с эпохой, в которую жил писатель? Есть ли связь с нашим временем?
? Что можно сказать о личности писателя по его сказкам?

4. История создания и жанр романа-антиутопии "Мы". Предшественники и последователи Е. Замятина в жанре утопии и антиутопии.

5. Продолжите фразу:
"Наш цивилизация несётся к..." 

6. Чтение по кругу. Задаём друг другу вопросы.


7. Вставьте  нужные слова
Ниже приведены цитаты из романа, которые многое проясняют в его проблематике. Интересно их прокомментировать, но предварительно можно провести небольшую проверочную работу на знание текста и на сообразительность, так как в самих цитатах есть подсказки на то, какое слово надо вставить. 


 1. "Вечером пришла ко мне О. Шторы не были спущены. Мы …………………….. из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли".

2. "Вот что: представьте себе —………………., живой прекрасный…………... И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете — ………….меньше всего бы в голову пришло говорить о том, что у него четыре угла равны: он этого уже просто не видит — настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все  время в этом ……………….. положении".


3.  "А почему у нас нет перьев, нет ……………— одни только лопаточные кости — фундамент для …………….? Да потому что …………. больше не нужны... …………… только мешали бы. …………………. — чтобы летать, а нам уже некуда".


4.  "Ножницы-губы сверкали, улыбаясь.
— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась ……………...
…………..?  Это странное, древнее, давно забытое слово.— Это очень опасно, — пролепетал я.
— Неизлечимо, — отрезали ножницы".



5.  "Но мы-то знаем, что …………. — это серьезная психическая болезнь".



6. "Но не ясно ли: блаженство и ……………. — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем".

7. Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или ………….. без свободы, или ………… без счастья — третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу, и что же: понятно – потом века тосковали об оковах.

8.   "...естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что  ты – …………….. и почувствовать себя миллионной долей тонны…"

9. "Не  смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: ………………... Не додуматься до наших Материнской и Отцовской Норм".



10. "Они могли творить, только доведя себя до припадков. «…………….» – неизвестная форма эпилепсии".


11. "Т ……     ………… мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда — понимаете: никогда — не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам . Ни колебаний, ни заблуждений".


12.  "Свобода и ……………… так же неразрывно связаны между собой, как... ну, как  движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает ……………….. Это ясно. Единственное средство избавить человека от …………….. — это избавить его от свободы".


                                         Ответы:


1. "Вечером пришла ко мне О. Шторы не были спущены. Мы решали задачи из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли".


2. "Вот что: представьте себе — квадрат, живой прекрасный квадрат. И ему надо рассказать о себе, о своей жизни. Понимаете — квадрату меньше всего бы в голову пришло говорить о том, что у него четыре угла равны: он этого уже просто не видит — настолько это для него привычно, ежедневно. Вот и я все  время в этом квадратном положении".



3.  "А почему у нас нет перьев, нет крыльев — одни только лопаточные кости — фундамент для  крыльев? Да потому что  крылья больше не нужны. Крылья только мешали бы. Крылья нужны — чтобы летать, а нам уже некуда".


4.  "Ножницы-губы сверкали, улыбаясь.
— Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа.
Душа?  Это странное, древнее, давно забытое слово.— Это очень опасно, — пролепетал я.
— Неизлечимо, — отрезали ножницы".



5.  "Но мы-то знаем, что сны — это серьезная психическая болезнь".


6. "Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем".

7. Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы, или свобода без счастья — третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу, и что же: понятно – потом века тосковали об оковах.

8.   "...естественный путь от ничтожества к величию: забыть, что  ты – грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…"

9. "Не  смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыбоводство (у нас есть точные данные, что они знали все это) и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы: детоводство.  Не додуматься до наших Материнской и Отцовской Норм".



10. "Они могли творить только доведя себя до припадков "вдохновения" – неизвестная форма эпилепсии".


11. "Таблица умножения мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда — понимаете: никогда — не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам . Ни колебаний, ни заблуждений".


12.  "Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как... ну, как  движение аэро и его скорость: скорость аэро=0, и он не движется; свобода человека=0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступления — это избавить его от свободы".





8. Класс делится на группы. Создание своей антиутопии или утопии. Наблюдая за процессами, которые происходят на ваших глазах, попробуем описать общество будущего и сравнить его с тем, как оно изображено в романе Е. Замятина "Мы".


1группа 
Государственное устройство
Как сделать страну процветающей? Предложите вариант государственного устройства, при котором возможно всеобщее благоденствие. Кто должен стоять во главе государства? Один человек? Коллективный орган? Что предпочтительнее - выборы или назначение? Что делать с инакомыслящими? Кто и как следит за порядком? Как распределяются материальные блага?  Нужны ли государству СМИ?  Сохранятся ли в будущем отдельные государства и национальные особенности?
Как устроено Единое государство в обществе  будущего (роман Е. Замятина "Мы")? Кто стоит во главе? Зачем нужен Газовый Колокол? Что такое Единая Скрижаль? Чем занимается Бюро Хранителей? Что происходит в День Единогласия?



2 группа 
Семья в обществе будущего
 Сохранится ли традиционная семья в обществе будущего? Если сохранится, то что станет её основой - любовь, материальное благополучие,  какой-то  расчёт? Дети будут рождаться обычным способом или появляться как результат научных достижений?  Где и как они будут воспитываться и получать образование? Сохранятся ли школы? Кто будет обучать? Как будет проходить процесс обучения?

Существует ли семья в Едином Государстве? Каковы взаимоотношения между представителями различных полов? Любовь или секс - основа их взаимоотношений? Чем занимается Сексуальное бюро? Все имеют право на рождение детей? Регулируются ли государством демографические процессы? Где воспитываются дети? Где получают образование? Что представляют из себя школы?


3 группа 
Наука и искусство
Сохранится ли искусство в обществе будущего? Будут ли люди ходить на концерты, посещать театры, картинные галереи,  читать книги, писать стихи, слушать музыку? Или искусство постепенно утратит свою роль и отомрёт?  Какую роль будет играть наука? Что для людей окажется важнее - искусство или наука?
Какова роль науки в Едином Государстве?  Что представляет собой искусство? Какова их значимость для людей?

4 группа
Человек будущего
Каков он - человек будущего? Где живёт? Чем занимается? Чем питается? Как одевается? Каков его внутренний мир? Сумеет ли он сохранить индивидуальность?

Как изображён человек будущего в романе Е. Замятина? Счастлив ли он? Какую формулу счастья вывели учёные в Едином Государстве? Считаете ли вы эту формулу правильной? Что нужно сделать, чтобы увеличить Блаженство и уменьшить Зависть? Можете ли вы предложить формулу счастья? "Или счастье без свободы - или свобода без счастья, третьего не дано". Как вы понимаете эту фразу?

5 группа 
Язык в обществе будущего

Какие процессы происходят в языке в связи с развитием современных средств коммуникации?  Мы являемся свидетелями развития или деградации языка? Попробуйте предсказать будущее языка.
Как говорят люди будущего в романе Е. Замятина? Каковы особенности их речи? Обратите внимание, от чьего лица ведётся повествование. Согласны ли вы с тем, что недостатком романа является его невыразительный язык?




               Обобщающие вопросы

1. Какая проблема поставлена в романе? Выскажите свою точку зрения или согласитесь с высказанной и приведённой ниже.

а) "Замятин имел в виду не конкретную систему, а логику развития индустриальной цивилизации".  " Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно выпустил из бутылки и не может загнать назад". (Писатель-фантаст Джордж Оруэлл)
б) "Этот роман - сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и государства" (Е. Замятин)
в) " Антиутопия "Мы" рисовала образ нежелательного будущего и предупреждала об опасности распространения казарменного коммунизма, уничтожающего во имя анонимной. слепой коллективности личность, разнообразие индивидуальностей". (Критик В. Шестаков)
г) Проблема романа - проблема человека  как существа, боящегося изменчивого непредсказуемого мира и стремящегося сделать его более простым, понятным, упорядоченным при помощи формул, таблиц, схем, то есть науки. (Ученик Сергей Бельских)

2. Каков смысл названия романа?

В завершение можно предложить написать миниатюру, нарисовать иллюстрацию, выполнить схему и так далее по выбору учащихся. Важно, чтобы в работе были отражены составляющие: Я
Моё время
 Будущее.

Примерные заглавия  миниатюр:

1. Я не могу в это поверить!
2. Верной дорогой идём, товарищи!
3. Куда несёмся мы?
4. Мембраны следят за каждым нашим шагом
5. Хвала Благодетелю!
6. В мире нумеров
7. Разум должен победить!
8. Зачем нам искусство?
9. Я придумал формулу счастья!
10. Что важнее - счастье или свобода?
11. Детоводство в нашей жизни
12. Будущее становится реальностью?



Иллюстрации

1. Житель  Единого Государства
  • Нет имени
  • Нет свободы
  • Нет фантазии
  • Нет души
  • Нет семьи
  • Нет зависти
  • Не имеет права по своему желанию завести и воспитывать ребёнка
  • Не видит снов
  • Не имеет права выйти за Зелёную стену
  • В школе его обучают не живые учителя, а роботы
  •  Живёт в стеклянном здании на виду у всех
  • Подчиняется Единой Скрижали
  • Его всюду сопровождают Хранители
  • Мембраны контролируют то, что он говорит
  • В любую минуту он может попасть под Газовый Колокол или в Операционное Бюро 
  • Ест искусственную пищу
  • Одет в унифу (как и все остальные)
  • Вместо любви занимается сексом по розовому талончику
  • Слушает механическую музыку, читает Единую газету и "Стансы о половой гигиене"
  • Не имеет права не чтить Благодетеля, который думает и решает за него всё.
  • Должен быть счастлив по формуле, выведенной учёными
  • Превыше всего чтит науку
  • Ощущает себя частью целого
Он счастлив?!



2. Улицы и дома в Едином Государстве



3. Государственное устройство







Комментариев нет:

Отправить комментарий