Книга и кино — друзья?
Около 5000 лет назад безвестный вавилонянин заметил, что если на сырой
глине что-нибудь изобразить заостренной палочкой, а затем дать глине засохнуть,
то нацарапанное будет видно все так же отчетливо. Твердый же кусок глины можно
без опаски хранить или транспортировать. Родилась клинопись.
Родилась книга.
Около века назад братья Люмьер,
французы, совершенно по-новому догадались использовать камеру-обскуру (темный закрытый ящик с
проделанной в стенке маленькой дырочкой) : они стали двигать перед дырочкой
прозрачной пленкой с нарисованный на ней картинками).
Родилось кино.
Они давно сосуществуют вместе —
целый век. 50-летняя бывалая женщина и годовалый малыш.
Вековые друзья.
Как можно быть друзьями при
такой разнице в возрасте? Что делать вместе? Как отдыхать? О чем говорить?
Как ни странно, эти двое находят
общий язык.
Во-первых, они все время заняты,
ни единой секунды отдыха: они развлекают людей. Поют им колыбельные, веселят
их, рассказывают им сказки , печалят, умиляют, восторгают — все, что душе
угодно. И, конечно, предоставляют им возможность предаваться самому
«интеллектуальному» и «элитному» времяпрепровождению — раздумьям. О бренности
всего сущего, о дзен-буддизме, о белках-летягах, о перипетиях в семье бедного
Дона Хуана — словом, обо всем.
Как двое не смогут подружиться
на фоне такого родства их деятельности?
Во-вторых, кино с книгой, как и
положено при крепкой дружбе, прекрасно дополняют друг друга. Сколько мы видели книг на основе фильмов (эта
практика особо распространена на Западе: выход любого мало-мальски крупного
фильма сопровождается выходом книги аналогичного содержания с фотографиями
актеров-героев)! Это такие книги как, например, «Темный рыцарь», «Доктор Хаус»,
«Семь жизней» и так далее. Фильмов, снятых по книгам, не меньше: «Властелин
колец», «Нарния», «Мастер и Маргарита», «Тихий Дон» . Коммерческая сторона
подобных мероприятий заключается в том, что рекламу новому продукту
обеспечивает его знаменитый исходник, а люди, заинтересованные в оригинале,
могут заинтересоваться и новым вариантом произведения.
Особенно интересны в этом
отношении так называемые «серии по вселенным»: произведения, посвященные одному
вымышленному фантастическому миру. Это «Матрица», «Властелин колец», «Нарния» —
таких много. Фильмы и книги поддерживают интерес почитателей «вселенной» на
должном уровне, чтобы те до выхода новой порции любимой «серии» покупали
пресловутые игрушки с продуктами.
Как им тут не сдружиться, при
таком-то симбиозе и сотрудничестве?
Ну и, конечно же, как и всякий
ребенок, кино не может обойтись без баловства или маленького обмана. Ведь кино
(только тс-с-с!) тоже построено на книге. Только на специальной книге — на
сценарии.
Так что, кроме всего прочего,
кино с книгой связаны и священными кровными узами.
Но не все так безоблачно в их
дружбе.
Как и в любых других людских
отношениях, препятствием становятся деньги. Появление в арсенале людских
развлечений кино означает неизбежный отток денег от книг. А раз кино — дело
весьма затратное (вспомним, как пафосно называют радиодикторы бюджет очередной
картины, исчисляющейся миллионами американских долларов), то деньги от книг
уходят весьма ощутимые.
Книга морщится, но терпит и
продолжает выпускаться многочисленными тиражами, а издательства все так же
процветают.
Также зачастую двое ссорятся
из-за своих подопечных — людей. Вернее, из-за их вечно
недостающего времени. Суть проблемы проста. Представим, что у меня в
распоряжении три часа свободного времени. Почитаю я книгу или схожу в кино? К несчастью для книги, повинуясь известному
еще с римских времен принципу «Хлеба и зрелищ», люди часто отдают предпочтение
кино .
И всё-таки книга с кино —
друзья. У них много общего, они занимаются одним и тем же делом, прекрасно друг
друга дополняют. Денежные разногласия, борьба за время зрителей (или читателей)
немного мешают их гармонии, но позволяют им сохранить «добрососедские»
отношения, тем более, что дружба проверена временем. Более века – это не так уж
мало.
Комментариев нет:
Отправить комментарий