воскресенье, 12 мая 2013 г.

Франсуа Вийон - бродяга и поэт...

Предварительное задание к уроку: сочинить стихотворение (или хотя бы четверостишие) по первой строке


От жажды умираю над ручьём

Задание связано с тем, что в эпоху средних веков нередко устраивали состязания поэтов. В одном из них принимал участие и Франсуа Вийон. Конечно, нет смысла сравнивать то, что сочинили ученики, со стихотворением Ф. Вийона, но слушать его они будут с большим интересом, а заодно узнают о традиции поэтических состязаний. Интересно, уловят ли они парадоксальность первой строчки?

Урок начинаем с чтения стихотворений, которые сочинили ученики.


От жажды умираю над ручьём,
От шёпота срываюсь с места,
Мне солнце будет чёрным палачом,
А слово доброе мне будет только лестью.
         Тярцус Катя

От жажды умираю над ручьём,
Любовь за маской ненависти прячу,
Рублю друзей предательства мечом...
От этой мысли я сейчас заплачу.
    Следова Наташа

От жажды умираю над ручьём,
Вдыхаю воздух - мне не надышаться.
Холодный снег, обдав меня огнём,
С вершины к облакам стал подыматься
     Кротова Юля

От жажды умираю над ручьём,
В лесу тенистом от жары я млею,
От песни, мне пропетой соловьём,
Я до сих пор несчастием болею.
На солнце глядя, вижу я луну,
А свет её - всего лишь тень, не больше,
И с радостью смотрю я на войну,
Которой длиться вечность, даже дольше.

    Зарицкая Юля

А Вот стихотворение, написанное Ф. Вийоном. Перевод поэта Сергея Петрова, выполненный около 1970 года.

От жажды умираю над ручьем.
Смеюсь сквозь слезы и тружусь, играя.
Куда бы ни пошел, везде мой дом,
Чужбина мне — страна моя родная.
Я знаю все, я ничего не знаю.
Мне из людей всего понятней тот,
Кто лебедицу вороном зовет.
Я сомневаюсь в явном, верю чуду.
Нагой, как червь, пышней я Всех господ.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Я скуп и расточителен во всем.
Я жду и ничего не ожидаю.
Я нищ, и я кичусь своим добром.
Трещит мороз — я вижу розы мая.
Долина слез мне радостнее рая.
Зажгут костер — и дрожь меня берет,
Мне сердце отогреет только лед.
Запомню шутку я и вдруг забуду,
Кому презренье, а кому почет.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Не вижу я, кто бродит под окном,
Но звезды в небе ясно различаю.
Я ночью бодр, а сплю я только днем.
Я по земле с опаскою ступаю,
Не вехам, а туману доверяю.
Глухой меня услышит и поймет.
Я знаю, что полыни горше мед.
Но как понять, где правда, где причуда?
А сколько истин? Потерял им счет.

Я всеми принят, изгнан отовсюду.
Не знаю, что длиннее — час иль год,
Ручей иль море переходят вброд?
Из рая я уйду, в аду побуду.
Отчаянье мне веру придает.
Я всеми принят, изгнан отовсюду.

Затем ученики получают распечатанное стихотворение

 Ф. Вийона без названия.Задания для работы в парах:


подготовить инсценировку или выразительное чтение по ролям, озаглавить стихотворение и быть готовыми отвечать на вопросы по содержанию.

Каждая пара на доске записывает заглавие и объясняет свой выбор. Затем читает стихотворение и отвечает на вопросы одноклассников и учителя.




– Кто это? – Я. – Не понимаю, кто ты?

– Твоя душа. Я не могла стерпеть.

Подумай над собою. – Неохота.


– Взгляни, подобно псу, – где хлеб, где плеть,

Не можешь ты ни жить, ни умереть.

– А отчего? – Тебя безумье охватило.

– Что хочешь ты? – Найди былые силы.

Опомнись, изменись. – Я изменюсь.

– Когда? – Когда-нибудь. – Коль так, мой милый,

Я промолчу. – А я, я обойдусь.



– Тебе уж тридцать лет. – Мне не до счета.

– А что ты сделал? Будь умнее впредь.

Познай! – Познал я все, и оттого-то

Я ничего не знаю. Ты заметь,

Что нелегко отпетому запеть.

– Душа твоя тебя предупредила.

Но кто тебя спасет? Ответь. – Могила.

Когда умру, пожалуй, примирюсь.

– Поторопись. – Ты зря ко мне спешила.

– Я промолчу. – А я, я обойдусь.



– Мне страшно за тебя. – Оставь свои заботы.

– Ты – господин себе. – Куда себя мне деть?

– Вся жизнь – твоя. – Ни четверти, ни сотой.

– Ты в силах изменить. – Есть воск и медь.

– Взлететь ты можешь. – Нет, могу истлеть.

– Ты лучше, чем ты есть. – Оставь кадило.

– Взгляни на небеса? – Зачем? Я отвернусь.

Ученье есть. – Но ты не научила.

– Я промолчу. – А я, я обойдусь.




Ты хочешь жить? – Не знаю. Это было.

– Опомнись! – Я не жду, не помню, не боюсь.

– Ты можешь все. – Мне все давно постыло.

– Я промолчу. – А я, я обойдусь.



Перевод Феликса Мендельсона.




СПОР СЕРДЦА И ТЕЛА ВИЙОНА



– Кто там стучится? – Я. – Кто это «я»?

– Я, Сердце скорбное Вийона-бедняка,

Что еле жив без пищи, без питья,

Как старый пес, скулит из уголка.

– Гляжу – такая горечь и тоска!..

– Но отчего? – В страстях не знал предела!

А ты при чем? – Я о тебе скорбело

Всю жизнь. – Отстань! Дай мне поразмышлять…

– И долго? – Жди, чтоб юность пролетела!

– Тогда молчу. – А мне… мне наплевать.



– Чего ты хочешь? – Сытого житья.

– Тебе за тридцать! – Не старик пока…

– И не дитя! Но до сих пор друзья

Тебя влекут к соблазнам кабака.

Что знаешь ты? – Что? Мух от молока

Я отличаю: черное на белом…

– И это все? – А ты чего хотело?

Коль непонятно, повторю опять.


– Погибло ты! – Держусь пока что смело.

– Тогда молчу. – А мне… мне наплевать.



– Мне горько, а тебя болезнь твоя

Измучила. Иного дурака

Безмозглого еще простило б я,

Но не пустая ж у тебя башка!

Иль жизнь тебе такая не тяжка?

Иль мало ты позора претерпело?

Что ж, отвечай! – Тебе-то что за дело?

Все кончится, как буду подыхать.

– Утешило, сколь мудро, сколь умело!

Тогда молчу. – А мне… мне наплевать.



– Мне больно… – Эта боль – судьба моя:

Гнетет Сатурна тяжкая рука

Меня всю жизнь! – Сужденье дурачья!

Всяк сам себе хозяин, жив пока,

И… вспомни Соломона-старика:

Он говорил, что мудрецу всецело

Послушен рок и что не в звездах дело…

– Вранье! Ведь не могу иным я стать,

Как никогда не станет уголь мелом!

– Тогда молчу. – А мне… мне наплевать.



– Ведь жить ты хочешь? – Мне не надоело.

– И ты раскаешься? – Нет, время не приспело.

– Людей шальных оставь! – Во как запело!


– Людей оставь… – А с кем тогда гулять?

– Опомнись! Ты себя загубишь, Тело!

– Но ведь иного нет для нас удела…

– Тогда молчу. – А мне… мне наплевать.



Перевод Юрия Корнеева.



СПОР В ФОРМЕ БАЛЛАДЫ МЕЖ ТЕЛОМ И

СЕРДЦЕМ ВИЙОНА



– Кто там стучит? – Я. – Кто ты? – Сердце я,

Которое живет в Груди твоей

И, видя, что без пищи и питья

Ты чахнешь, пса бездомного бедней,

Тебя жалеет что ни год сильней.

– Что я тебе? – Ты вздор несешь страшенный:

Ведь мы же нераздельны совершенно.

– Дай мне подумать. Жди. – И долго ль ждать?

– Пока я в возраст не войду степенный.

– Тогда смолкаю я. – А мне плевать.



– Чего ты ищешь? – Легкого житья.

– Лет тридцать прожил ты. К числу детей

Тебя не отнесешь, но блажь твоя

Тебе отстать мешает от друзей.

Что ты умеешь? – Ничего. Верней,

Мух отличать от молока мгновенно:

Они черны, оно бело и пенно.


– И это все? – Что мне еще сказать?

– Погибнешь ты. – Уж так ли непременно?

– Тогда смолкаю я. – А мне плевать.



– Бедняга ты, признаюсь, не тая.

Жить этак может только дуралей,

И будь ты вправду глупая свинья,

Тебя я извинило бы скорей,

Но ты ж других, пожалуй, поумней,

А вот себя бесчестишь откровенно,

Глумясь над общим мненьем дерзновенно.

Ответь же! – Полно попусту болтать.

– Ну, если ты грубишь мне столь надменно,

Тогда смолкаю я. – А мне плевать.



– Кто сбил тебя с пути? – Нужда моя.

Влияние Сатурна с юных дней

Гнетет меня. – Что за галиматья!

Лишь человек кузнец судьбы своей,

И Соломон писал не зря, ей-ей:

«Мудрец влиять способен, несомненно,

На роль светил небесных в жизни бренной».

– Не ври. Никто другим не волен стать.

– Неужто? – Да, таков закон вселенной.

– Тогда смолкаю я. – А мне плевать.



– Впредь жить ты хочешь лучше? – Неизменно.

– Изволь же… – Что? – Покаяться смиренно,


Лишь чтение любить самозабвенно,

Людей дурных бежать. – И тосковать?

– Опомнись, тело, иль пойдешь в геенну.

– Не все ль равно, коль я с рожденья тленно?

– Тогда смолкаю я. – А мне плевать.

А теперь ученики знакомятся с другими произведениями поэта.

Можно взять такие, как "Баллада примет", "Баллада о том, как варить языки клеветников", "Четверостишие, сложенное Вийоном, когда он был приговорён к смерти". 

Советую также послушать в исполнении Б. Окуджавы "Молитву Ф. Вийона".

 МОЛИТВА ФРАНСУА ВИЙОНА


Пока земля еще вертится,
Пока еще ярок свет,
Господи, дай же ты каждому,
Чего у него нет:

Мудрому дай голову,
Трусливому дай коня,
Дай счастливому денег...
И не забудь про меня.

Пока земля еще вертится, —
Господи, твоя власть! —
Дай рвущемуся к власти
Навластвоваться всласть,

Дай передышку щедрому,
Хоть до исхода дня,
Каину дай раскаяние...
И не забудь про меня.

Я знаю: ты все умеешь,
Я верую в мудрость твою,
Как верит солдат убитый,
Что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо
Тихим речам твоим,
Как веруем и мы сами,
Не ведая, что творим!

Господи мой Боже,
Зеленоглазый мой!
Пока земля еще вертится,
И это ей странно самой,

Пока ей еще хватает
Времени и огня,
Дай же ты всем понемногу...
И не забудь про меня.

Дальше на доске строим кластер, обмениваясь мнениями о том, что услышали на уроке.


                                Франсуа Вийон


                                Какой он?

  • ироничный

  • дерзкий

  • бесстрашный

  • бесстыдный

  • противоречивый

  • талантливый

  • странный

  • вызывающий удивление (отвращение)

После обмена мнениями можно попробовать написать миниатюру об этом удивительном поэте. Форма миниатюры может быть любой: монолог от лица поэта, монолог от лица читателя (почитателя), диалог с кем-то о поэте, диалог с поэтом и так далее.  Например, такой вот монолог от лица самого Франсуа Вийона:





Я Франсуа Вийон. Бродяга и поэт.
Отверженный. Отпетый. Дерзкий. Злой.
Разочарованный. Развратный. Нежный. Страстный.
Противоречия мне разрывают грудь.
Хочу взлететь и жажду жить в грязи.
Я - перекрёсток, грань между добром и злом.
Я шут и Гамлет. В колпаке шута философ.
Мне всё давно постыло! Всё познав, я ничего не знаю.
Я - грубость, зло, бесстыдство на устах.
Я - крик больной, как целый мир, души.
И, дерзко презирая смерть, смеюсь над ней, смеюсь и призываю.
И мёд, и яд, сливаясь, стекают с моего пера.

Ну, догадался ты, кто я ? Узнал?
Конечно, ты. Я - твой двойник,
То зеркало, в котором каждый
Разглядит кривое отраженье...
А впрочем, я знаю всё. Но только не себя.

После знакомства с творчеством поэта нужно, конечно, познакомиться с его биографией. Надеюсь, возникла потребность и желание узнать о Ф. Вийоне больше.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий