воскресенье, 8 января 2017 г.

Э.М. Ремарк. "Возлюби ближнего своего"

Во время каникул появляется долгожданное свободное время, и есть возможность прочитать хорошую книгу.  Так я прочитала роман Ремарка "Возлюби ближнего своего".


 Конечно, мне знакомы многие его произведения,  и провести несколько зимних вечеров в компании одного из любимых авторов - прекрасная перспектива. И я погрузилась в чтение.  И не могла оторваться, пока не дочитала.  Причём, когда читала, размышляла о событиях сегодняшнего дня, хотя, как известно, Ремарк писал о том, что происходило в первой половине 20 века. Но... эмигранты, беженцы, люди, вынужденные спасать свою жизнь вдали от родины, без работы, без документов, без крыши над головой, без будущего! Где? В цивилизованной Европе! Разве не то же происходит на наших глазах?


Главным героям произведения чуть больше двадцати лет. Людвиг Керн и Рут Голланд недавно были студентами, мечтали о длинной и счастливой жизни и, конечно, никогда не узнали бы друг о друге, если бы не оказались в одинаково плачевном положении изгнанников. Но теперь они вместе. Как всегда, Ремарк тонко и глубоко описывает  чувства своих героев. В его романах не найдёшь пошлых постельных сцен, но всей душой веришь, что любовь, нежность  есть на земле и помогают людям жить. Любовь, преданность, взаимовыручка спасают, но в романе изображены и другие люди, способные предать и продать. Такова жизнь в произведениях писателя. Но разве он погрешил против истины?


 С особенной симпатией изображена жизнь Йозефа Штайнера. Надо быть совсем без души, чтобы не проникнуться состраданием к его трагедии и трагедии его жены. Особенно в конце книги. Не хочу рассказывать подробно о сюжете, чтобы тому, кто решит прочитать книгу, было интересно.


В романе у каждого из героев своя история, и все они производят сильное впечатление. Казалось бы, можно привыкнуть к тому, что трудная, часто трагическая жизнь эмигрантов - тема не новая в творчестве Ремарка. И всё равно... Наверное, я чересчур впечатлительна и даже сентиментальна, но иногда слёзы наворачивались на глаза во время чтения.


- Что же изменилось с тех пор?  задавала я вопрос самой себе и вынуждена была ответить: "Ничего! Или не так уж много!"
Прочитала последнюю главу и включила телевизор.
- В Европе аномально холодная зима. Особенно плохо приходится людям без крыши над головой.
- В Болгарии от холода гибнут беженцы.
И картинка: закутанные во что попало люди пытаются согреться горячим супом прямо на улице.
Это  уже двадцать первый век. Горько, непонятно.
Вот эпизод, когда Керн в очередной раз предстал перед судом за нелегальное проживание:


Судья пожал плечами.
— Ничем не могу помочь. Я должен вас осудить. И самое легкое наказание в таких случаях — 14 дней. Таков закон. Мы должны защитить свою страну от потока беженцев.
— Знаю.
Судья полистал бумаги.
— Единственное, что я могу сделать для вас, это написать в Верховный суд, чтобы вам заменили судимость арестом.
— Большое спасибо, — ответил Керн. — Но мне безразлично, как это будет называться. Я уже давно забыл, что такое честолюбие.
— Но это все-таки не одно и то же, — с некоторой поспешностью добавил судья. — Ведь это очень важно для гражданских прав. Если вы отсидите только под арестом, вы не будете иметь судимость. Вы, наверное, этого не знаете?
Некоторое время Керн смотрел на этого наивного и добродушного судью.
— Вы говорите о гражданских правах, — сказал он. — А что мне делать с этими гражданскими правами? У меня вообще нет никаких прав! Я — тень, призрак, мертвец в гражданском отношении! Так разве могут меня интересовать такие, например, понятия, как гражданские права и прочее?!
Некоторое время судья молчал.
— Вы же могли бы достать какие-нибудь документы, — наконец сказал он. — Может быть, вы могли бы получить паспорт через немецкое консульство?
— Год назад чешский суд уже пробовал это сделать. Просьбу отклонили. Для Германии мы вообще больше не существуем. А для остального мира — только как нежелательные элементы.
Судья покачал головой.
— И Лига наций тоже ничего для вас не сделала? Вас же тысячи, и вы должны как-то существовать!
— Лига наций уже несколько лет решает вопрос о выдаче нам документов, и все это время каждая страна пытается выпихнуть нас в какую-нибудь другую. Видимо, это протянется еще несколько лет…
— Ну, а до тех пор…
— До тех пор? Вы сами видите, каково сейчас положение…
— О, боже ты мой! — довольно беспомощно произнес судья своим мелодичным голосом с мягким швейцарским акцентом. — Это же целая проблема! Что с вами будет?

Правда, как будто сегодня написано.
Когда кто-нибудь говорит о нынешних беженцах с ненавистью, я слушаю и не верю, что человек, у которого на родине есть работа и крыша над головой, вожделенно мечтает покинуть родные места, чтобы насладиться жизнью в Европе.  С риском для жизни переправляются по воде, едут тайно в  машинах....Единицы, десятки, сотни... Допускаю. Но чтобы целая лавина?!


Неужели люди так ничему и не научились почти за целое столетие!
"Возлюби ближнего своего!"  Оказывается, это очень трудно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий