понедельник, 17 сентября 2018 г.

Материалы к урокам о Грибоедове, в том числе интерактивные задания


                  Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829)


А.С. Грибоедов необыкновенно интересен не только как автор знаменитого произведения "Горе от ума", но и как многогранная личность, эрудированный человек с биографией, в которой немало  загадок. 
Советую перед изучением комедии посмотреть лекцию В. Мединского "Неизвестный Грибоедов". Её легко найти в интернете. Мне кажется, что интерес к личности замечательного писателя, музыканта, дипломата и полиглота возрастёт после просмотра и обсуждения этого материала. 
Вопросы для обсуждения могут быть самыми разными, как и в целом подходы к изучению биографий писателей.
1. Что вас удивило в жизни А.С. Грибоедова?
2.Что вызвало уважение и симпатию?
3. Насколько современен Грибоедов, если судить по фактам его жизни?
Ниже я даю некоторые материалы, которые, я думаю,  могут пригодиться, особенно начинающим учителям.

Основные даты жизни и творчества

1795  – родился в Москве, у отставного секунд-майора Сергея Ивановича Грибоедова (1758–1814) и жены его Настасьи Федоровны, урожд. Грибоедовой. Первоначальное воспитание Грибоедов получил дома под руководством гувернеров. В 1802 или 1803 г. он был определен в Московский университетский Благородный пансион, где учился до конца 1805 г. (все даты здесь даны по старому стилю)

1806, 30 января – поступает в Московский университет на словесное отделение философского факультета.

1808, 3 июня – получает степень кандидата словесных наук, но не оставляет университета, а переходит на этико-политическое (юридическое) отделение философского факультета.

1810, 15 июня – получает степень кандидата прав, но снова остается в университете для изучения математики и естественных наук.

1812, 26 июля – поступает добровольцем в армию; зачислен корнетом в Московский гусарский полк.


1817, 9 июля – зачислен на службу в Коллегию иностранных дел.
Середина июня – знакомство с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером.
12 ноября – дуэль В. В. Шереметева с А. П. Завадовским[5] с участием Грибоедова в качестве секунданта А. П. Завадовского.

1818,
Середина июля – Грибоедов назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.

 23 октября – дуэль Грибоедова с А. И. Якубовичем.

1819, 28 января – выезжает из Тифлиса в Персию.
3 февраля – приезжает в Эривань.


1820, 10 января – выезжает из Тифлиса в Персию.
Начало февраля – приезжает в Тавриз.

1821 , ноябрь – приезжает в Тифлис с донесениями А. П. Ермолову.
Декабрь – сближение Грибоедова с В. К. Кюхельбекером (находившимся в Тифлисе с декабря 1821 по май 1822 г.).

1822, 19 февраля – Грибоедов назначен чиновником «по дипломатической части» при А. П. Ермолове. Июнь – октябрь – трижды путешествует по Грузии.

1823, 20 февраля – получив длительный отпуск в Москву и Петербург, уезжает из Тифлиса.
Конец марта – приезжает в Москву и привозит с собой I и II акты «Горя от ума» в первоначальной редакции.
Апрель – возобновление знакомства с П. А. Вяземским; знакомство с В. Ф. Одоевским[8]; встречи с В. К. Кюхельбекером, композитором А. Н. Верстовским[9] и др.
29 июля – Грибоедов уезжает в тульское поместье С. Н. Бегичева, где работает над III и IV актами «Горя от ума».
20 сентября – возвращается в Москву.


1825 26 декабря – следственный комитет по делу декабристов выносит постановление об аресте Грибоедова.

1826, 22 января – Грибоедов арестован в крепости Грозной.
2 июня – Грибоедов освобожден из-под ареста с очистительным аттестатом.
6 июня – Грибоедов представляется Николаю I.
16 июля – начинается русско-персидская война.
Конец июля – Грибоедов выезжает из Петербурга в Москву.
Середина августа – выезжает из Москвы на Кавказ.
3 сентября – приезжает в Тифлис.

1827, 28 марта – И. Ф. Паскевич назначен командующим Отдельным кавказским корпусом и главноуправляющим Грузией.
4 апреля – Грибоедову предписано принять в свое ведение дела по дипломатическим сношениям с Турцией и Персией.
.

1828, 10 февраля – подписан Туркманчайский мирный договор[13] с Персией, в заключении которого Грибоедов, принимая ближайшее участие.
11 февраля – Грибоедов выезжает в Петербург.
14 марта – Грибоедов привез в Петербург текст Туркманчайского договора.

16 июля – делает предложение Нине Александровне Чавчавадзе.
17 июля – Грибоедов и П. Д. Завелейский подписали «Вступление» к проекту устава Российской Закавказской компании.
18 июля – Грибоедов выезжает из Тифлиса в главную квартиру Паскевича.
6 августа – возвращается в Тифлис.
22 августа – свадьба Грибоедова.
24 августа – парадный свадебный обед и бал у Грибоедова.
7 сентября – представлена Паскевичу записка о Российской Закавказской компании.
9 сентября – Грибоедов с женой, с чинами и служащими посольства и с конвоем выезжает из Тифлиса в Персию.
18 сентября – приезжает в Эривань.
25 сентября – выезжает из Эривани.
7 октября – приезжает в Тавриз.
9 декабря – оставив жену в Тавризе, выезжает в Тегеран для представления шаху.
24 декабря – последнее дошедшее до нас письмо Грибоедова (к жене, из Казвина).
29 или 30 декабря – Грибоедов с секретарями, врачом, переводчиками и казачьим конвоем приезжает в Тегеран.

1829, 30 января – разгром русского посольства в Тегеране. Убийство Грибоедова.
18 июля – похороны Грибоедова в Тифлисе, в ограде монастырской церкви св. Давида на горе Мтацминда.



Надежда Полякова

А княгине Нине  
Всего шестнадцать.
 А княгине Нине
 Сны не снятся.
 Молодой не спится
 В духоте Тавриза.
 Бессонница птицей
 Ходит по карнизу.
 И стучит бессонница
 То крылом, то клювиком:
 "Что беспокоиться -
 Любит, не любит ли"
 Любит, конечно,
 Вернётся назад.
 Темноты кромешной
 Темней глаза.

Тонкие ладони
 Прижала к вискам.
 Будто скачут кони
 Среди скал.
 А наутро ахнула,
 Рухнула на месте.
 Что там ночь со страхом
 Перед этой вестью!
 Суждено княгине
 Вдовой остаться,
 А княгине Нине
 Всего шестнадцать.
 Никого не видит,
 Не поднимет глаз
 На горе Давида
 Не напоказ.

Гроб в скале, как в раме,
 Сумеречный свет.
 Чёрный-чёрный мрамор
 Жарким лбом согрет.

Девочке что ведомо
 Про его судьбу?
 Тело Грибоедова
 Спрятано в гробу.
 Не зовут подруги
 В хоровод невест,
 Бронзовые руки
 Обхватили крест.
 И слова простые
 Яснее дня:
 "Ум твой - для России,
 Горе - для меня".
 У княгини молодость
 Прошла - прошла.
 Как скала на холоде,
 Голова бела.
 Будто бы живому
 До конца верна.
 Как ей по-иному,
 Если жизнь одна.

Утверждать боюсь я,
 Была ль права.
 Но на тебя молюсь я, 

 Вечная вдова.


Могила А.С. Грибоедова в Грузии



Письмо А.С. Грибоедова жене Нине Чавчавадзе

(с небольшими сокращениями)


Душенька. Завтра мы отправляемся в Тейран, до которого отсюда четыре дни езды. Вчера я к тебе писал с нашим одним подданным, но потом расчел, что он не доедет до тебя прежде двенадцати дней. Единственный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.
Пленные здесь меня с ума свели. Одних не выдают, другие сами не хотят возвратиться. Для них я здесь даром прожил, и совершенно даром.
Дом у нас великолепный и холодный, каминов нет, и от мангалов у наших у всех головы переболели.
Вчера меня угощал здешний визирь, Мирза Неби, брат его женился на дочери здешнего Шахзады, и свадебный пир продолжается четырнадцать дней, на огромном дворе несколько комнат, в которых угощение, лакомство, ужин, весь двор покрыт обширнейшим полотняным навесом вроде палатки и богато освещен, в середине театр, разные представления, как те, которые мы с тобою видели в Табризе, кругом гостей человек до пятисот, сам молодой ко мне являлся в богатом убранстве. Однако, душка, свадьба наша была веселее, хотя ты не шахзадинская дочь и я не знатный человек. Помнишь, друг мой неоцененный, как я за тебя сватался, без посредников, тут не было третьего. Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал, скоро и искренно мы с тобою сошлись, и навеки. Помнишь первый вечер, как маменька твоя и бабушка и Прасковья Николаевна сидели на крыльце, а мы с тобою в глубине окошка, как я тебя прижимал, а ты, душка, раскраснелась, я учил тебя, как надобно целоваться крепче и крепче. А как я потом воротился из лагеря, заболел и ты у меня бывала. Душка!..
Когда я к тебе ворочусь! Знаешь, как мне за тебя страшно, все мне кажется, что опять с тобою то же случится, как за две недели перед моим отъездом. Только и надежды что на Дереджану, она чутко спит по ночам и от тебя не будет отходить. Поцелуй ее, душка, и Филиппу и Захарию скажи, что я их по твоему письму благодарю. Коли ты будешь ими довольна, то я буду уметь и их сделать довольными.
Давеча я осматривал здешний город, богатые мечети, базар, караван-сарай, но всё в развалинах, как вообще здешнее государство. На будущий год, вероятно, мы эти места вместе будем проезжать, и тогда все мне покажется в лучшем виде.
Прощай, Ниночка, ангельчик мой. Теперь 9 часов вечера, ты, верно, спать ложишься, а у меня уже пятая ночь, как вовсе бессонница. Доктор говорит — от кофею. А я думаю — совсем от другой причины. Двор, в котором свадьбу справляют, недалек от моей спальной, поют, шумят, и мне не только не противно, а даже кстати, по крайней мере не чувствую себя совсем одиноким. Прощай, бесценный друг мой, еще раз, поклонись Агалобе-ку, Монтису и прочим. Целую тебя в губки, в грудку, ручки, ножки и всю тебя от головы до ног. Грустно.
Весь твой

А. Гр.
А. С. Грибоедов. Сочинения. М., Художественная литература. 1988.

А.С. Грибоедов - музыкант

https://www.youtube.com/watch?v=T08MbrI_ydg

Фильм "Ослепительно короткая жизнь"

https://www.youtube.com/watch?v=JeSpKIFEZ7E

Интерактивное задание по биографии А.С. Грибоедова:


Интерактивное задание "Афоризмы в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума":

https://www.dunaeva.info/2021/01/blog-post_10.html

Информация к размышлению...

Отрывок из статьи С. Шаргунова о комедии "Горе от ума" (из книги "Литературная матрица")

Инопланетный гость летит издалека…

В «Горе от ума» все выразительно, даже фамилии. Гости Фамусова – сплошной гротеск. Шесть писклявых сестер - княжон на выданье, глухой старый князь и глухая графиня-бабушка, которая и сквозь глухоту угадывает настроения верно, только с перехлестом («Как, Чацкого? кто свел в тюрьму?», «В солдаты. Шутка ли! Переменил закон!»), Платон Горич, вчерашний лихач-наездник, сегодня раб жены-наездницы, которая гонит его от всякого сквознячка в духоту опеки, или хват, плут, авантюрист и одиозный делец Антон Антоныч Загорецкий. Среди всего этого подросткового бурлеска первый комик -- сам Чацкий.
Отличник. Ага, вообразим его на минуточку, если не школьником, то студентом.
На первом-втором курсе он ухаживал за Соней, хорошенькой дочкой ректора, потом Саша укатил за границу, вернулся уже на пятый курс. Вроде бы заграничный дух пропитал его насмешливой вольностью, но Чацкий насмехается и над заграницей, особенно, над подражанием ей в институте, над граффити на кафеле в туалете, над сленгом в трепе, над Загорецким, который зловеще и заманчиво предлагает «красную таблеточку из Бронкса», над Репетиловым, который всех зазывает на «закрытые молодежные дебаты», «прямо, как на Западе» (тут у Чацкого, понятно, и элемент кичливости, мол, я-то лучше вас знаю, как там все устроено).
Соня, расцветшая, еще более пригожая, чем была, любит одногруппника Молчалина, родом из Саратова. Этот Молчалин прилежен, выслуживается перед ректором, угождает Соне. Хрупкие тусклые фарфоровые отношения. По желаниям своим, Леха Молчалин запал на Лизу, яркую девку, троечницу из бедной семьи. Лиза сидит за предпоследней партой с бедным студентом Петрушей, впрочем, и ректору Павлу Афанасьевичу Фамусову, она, кровь с молоком, давно уже приглянулась (он ее лично экзаменует, старый шалун). В друзьях у Фамусова -- полковник Скалозуб, «силовик», он инспектирует военную кафедру, глупый, но успешный, и Фамусов подумывает не выдать ли Соню за «силовика», у того много бабла. И тут возвращается студент Чацкий. Чтобы объявить войну – целому миру.
Точно бы он не из-за границы вернулся, а с другой планеты. Карета, в финале им требуемая, -- это звездолет, который унесет его обратно на ту планету.
Когда я писал в школе про «Горе от ума» или тренировался перед экзаменом-сочинением в Университет, я держался канонического суждения: Чацкий – отважный и благородный резонер, пытается объяснить дурным людям, что они дурные. В отместку его выставляют помешанным. Одиночка и толстокожее общество. Симпатии честного зрителя должны быть на стороне рыцаря. Такова прекраснодушная и иезуитская трактовка Ивана Гончарова, сквозь эту интерпретацию (статью «Мильон терзаний») и принято рассматривать пьесу.
Со временем я понял иное: Чацкий – маньяк. Он сумасшедший. Софья, распустившая слух, была недалека от правды.
...
Действие в пьесе случается в течение одного дня дома у Фамусова: раннее утро – поздняя ночь. Чацкий в этом спресованном времени и пространстве мелькает, как бешеная мотыга, разбивающая черепа.
Что Чацкому надо от Софьи? Он ее любит? Отсутствовал три года, ни весточки, и тут вломился в дом. За что он ее любит? За красоту? По крайней мере, эту красоту он алчно нахваливает ее отцу.
Вместо того, чтобы, как поступил бы вменяемый жених, захотевший брака, сговориться с отцом невесты (обрисовать имущественное положение, обещать, что девица не пропадет, показать себя основательным человеком), он устраивает балаган. По версии Гончарова, Чацкий ослеплен влюбленностью, ополоумел от чувства, вот и дерзит окружающим, включая ее отца. Три года пропадал, и с порога ополоумел? Чего же тогда он с порога говорит не о любви, а перебирает родню и близких Софьи с аппетитом трамвайного острослова? Разве можно в здравом уме полагать, что издевательства над отцом Софьи, московской барышни, верной этикету, должны тотчас разжечь ее страсть к «влюбленному», пропадавшему три года? Вероятно, Софья слышала все это и раньше, но успела стать равнодушна к Чацкому, и оскорблена его издевками, особенно -- над любезным ей Молчалиным, и за три года стала серьезнее. Серьезнее по меркам своего круга.
Соглашаясь с Пушкиным, продолжим перебирать симптомы неадекватности. Чацкий бранится с Фамусовым (на простейший вопрос: «Не хочешь ли жениться?», отбривает: «А вам на что?»), заявляет, что работать не намерен, потом, пропуская мимо ушей мольбы главы дома, издевается над полковником Скалозубом. И терпеливый Фамусов не вышибает негодника из своего дома (даже отступает, прячется)! Чацкий получает от Софьи внятный сигнал: люблю другого, Чацкий бросается к этому другому, Молчалину, агитируя послать весь мир в баню. Вечером на балу у Фамусова Чацкий гавкает налево-направо, грузит публику бредом, так, что все от него шарахаются.( ... ) Даже Гончаров согласен, что на балу Чацкий – псих, объясняет это Гончаров отчаяньем: поначалу герой вполне здрав, и лишь разуверившись в любви Софьи, впадает в протестный экстаз. Так ли это? Вряд ли. Всю пьесу, от и до, весь день Чацкий пребывает в экстазе. Под конец он на темной лестнице подслушивает домогательства Молчалина к служанке Лизе и возмущенный треск подслушавшей их Софьи. Появляется Фамусов со свечами и слугами, вспыхивает скандал… Для Чацкого все это повод для новых, более уверенных проклятий: «С кем был! Куда меня закинула судьба! / Все гонят! все клянут! Мучителей толпа…»

Повторение терминов
Афиша, драма, комедия, трагедия, сюжет и его элементы: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, драматургический конфликт, ремарка, афоризмы

Роль афиши
Экспозиция
Кто?
Где?
Когда?
Где завязка?
Что знаем о Чацком до его появления на сцене?

Появление Чацкого 7 явление 1 действия

Сколько лет Чацкому?
Зачем он вернулся в Москву?
Как себя ведёт при первом появлении?
Симпатию или антипатию он вызывает?
Производит ли впечатление умного человека?
Как его встречает Софья? Какие между ними взаимоотношения?
В какой момент она произносит фразу-приговор: "Не человек, змея!"
Действие 2
Комментарий к 1 явлению 
Составление календаря для Фамусова
Понедельник 
Вторник 
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Идеалы Фамусова в монологе  "Вот то-то..."
Объяснение слов: тупей, быть в случае
Идеалы Чацкого в монологе "А судьи кто?" (явление 5, действие 2)

Действие 3
Любовный треугольник
"Чуть свет - уж на ногах! - и я у ваших ног!
"И всё-таки я вас без памяти люблю!"

Какие достоинства Чацкий видит в Софии, что и 3 года не охладили его пыл?
Красота и скромность
" В 17 лет вы расцвели прелестно, неподражаемо, и это вам известно, и потому скромны, не смотрите на свет..."
"Как Софья Павловна  у вас похорошела!"
Она играет на фортепиано и флейте
Читает французские романы
Она романтична
"Возьмёт он руку, к сердцу жмёт, из глубины души вздохнёт..."
Она была первой любовью Чацкого. Это не так легко забыть.
? У неё решительный и сильный характер.
? Она добра.
? У Чацкого и Софьи похожее мировоззрение.
? Добродушна.

Нельзя любить кого-то только за достоинства. Помимо достоинств у неё есть и недостатки (наивность, ветреность), но он любит её всю, с достоинствами и недостатками.


Спектакль "Горе от ума" в постановке О. Меньшикова
https://www.youtube.com/watch?v=sr2Fj-OZzMc


Эссе по комедии "Горе от ума"
1. Разные принципы жизни героев комедии. Какая из них правильная?
2. Почему Чацкий не писал писем Софии?
3.  Где оскорблённому есть чувству уголок?
4.  Как автор относится к Чацкому? Сочувствует ему? Иронизирует? Смеётся?
5. Секрет вечной молодости комедии.
6. Вступительное слово режиссёра к актёрам, которые будут играть спектакль. (Можно к одному актёру). 
7. "Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом". Почему Фамусов так говорит?
8. О чём и почему мечтает София?

Комментариев нет:

Отправить комментарий