суббота, 28 октября 2017 г.

Как удержать, не расплескать...


Как удержать, не расплескать
Вкус бесконечности,
Облечь в слова, пересказать
Касание вечности?
Под напряжением провода -
Души парение,
Как будто путь открыт туда,
В то измерение.
Всё хрупко, словно чуткий сон...
Прикосновение -
И ты к земному пригвождён.
Прощай, мгновение!
Взмывая, радуясь, кружа,
Живи в стихах, моя душа!











четверг, 26 октября 2017 г.

Акмеизм в поэзии серебряного века. Г. Иванов "Кофейник, сахарница, блюдца..."

В 9 классе ребята знакомятся не только с символизмом ( я рассказывала, как мы с ребятами работали со стихотворением А. Блока "Я вам поведал неземное"), но и с акмеизмом.
https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=5774155676104683976#editor/target=post;postID=6930473656252260070;onPublishedMenu=allposts;onClosedMenu=allposts;postNum=2;src=postname
Снова решила оттолкнуться от конкретного, чтобы прийти к общему. Для примера обратились на уроке к стихотворению Г. Иванова.

Георгий Иванов


 Кофейник, сахарница, блюдца,
Пять чашек с узкою каймой
 На голубом подносе жмутся,
 И внятен их рассказ немой:
 Сначала — тоненькою кистью
Искусный мастер от руки,
Чтоб фон казался золотистей,
Чернил кармином завитки.
И щеки пухлые румянил,
Ресницы наводил слегка
 Амуру, что стрелою ранил
Испуганного пастушка.
И вот уже омыты чашки
Горячей, темною струей.
За кофием играет в шашки
 Сановник важный и седой.
 Иль дама, улыбаясь тонко,
Жеманно потчует друзей.
Меж тем, как умная болонка
На задних лапках служит ей.
 И столько губ и рук касалось,
Причудливые чашки, вас,
Над живописью улыбалось
Изысканною — столько глаз.
И всех, и всех давно забытых
 Взяла безмолвная страна,
И даже на могильных плитах,
Пожалуй, стерты имена.
 А на кофейнике пастушки
 По-прежнему плетут венки;
 Пасутся овцы на опушке,
Ныряют в небо голубки;
 Амур не изменяет позы,
И заплели со всех сторон
Неувядающие розы
 Антуанетты медальон.

Георгий Иванов 1914 - 1915



1.Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
Кармин - ярко-красная краска
Медальон - небольшое украшение, обычно овальной формы или в виде сердечка. Под открывающейся крышечкой обычно находится какой-то памятный предмет, чаще всего фотография. Носят чаще всего на цепочке, надевая на шею.
Задание
Перед вами лист бумаги в виде кофейника. Возьмите краски, карандаши и другие нужные вам инструменты и изобразите на бумажном кофейнике то, что изображено на кофейнике словесно в стихотворении Г. Иванова.

После выполнения сравниваем работы. Убеждаемся, что рисунки получились практически одинаковые у всех, кто внимательно читал и слушал стихотворение. У всех изображены:
пастушки, плетущие венки,
овечки, пасущиеся на лужайке,
голубки, ныряющие в небе,
Амур в своей неизменной позе охотника за сердцами.
И все это внутри медальона с неувядающими розочками. ( Хотя медальон почти у всех остался без внимания).
Работа Дарины Липатовой 9 а класс

Теперь, когда ребята "всмотрелись" в стихотворение, узнаем, как они поняли его смысл, а также сравним акмеизм и символизм на примере 2 стихотворений ("Я вам поведал неземное..." А. Блока и  "Кофейник, сахарница, блюдца" Г. Иванова).
Почему в стихотворении так много деталей? Зачем они нужны? 
О чём это стихотворение?
Чем стихотворения акмеистов отличаются от стихотворений символистов? Основывайтесь на сопоставлении двух стихотворений: "Я вам поведал неземное" А. Блока (вспомните прошлый урок) и "Кофейник, сахарница, блюдца" Г. Иванова.

Ответ на последний вопрос запишите на обратной стороне ваших рисунков. 


К следующему уроку выписала и собрала воедино важные мысли ребят. Поняла, что основное отличие усвоили практически все. Обсудили сделанные выводы:


1. Для символистов главное - музыка, звучание, а для акмеистов - предметность, конкретные , чёткие образы.
2. В стихотворениях символистов автор даёт волю воображению читателя, а стихотворения акмеистов рассказывают о том, что есть на самом деле, в реальной жизни.
3. Акмеизм отличается от символизма отсутствием символов и подтекста.  Такие стихотворения легче понять.
4. Стихотворения акмеистов менее эмоциональные.
5. В стихотворениях акмеистов возникает картина, одинаковая для всех, кто слушает или читает стихотворение, а в стихотворениях символистов  каждый видит своё. Там нет чёткой картины.
6. Акмеисты дают чёткую картинку. Иногда в ней много деталей.

  А теперь посмотрим, какие особенности акмеизма называют учёные.


Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».



Убеждаемся, что общими усилиями мы кое-что заметили, и наши представления об акмеизме довольно близки к тому, о чём пишут в учебниках.  Мы молодцы?!
А теперь можно рассказывать, не пугая детей непонятным словом  АКМЕИЗМ, углублять и расширять их представления о литературных течениях.  Д.ля верности стоит прочитать стихотворения поэтов-акмеистов

понедельник, 23 октября 2017 г.

А. Блок Я вам поведал неземное

 

А. Блок

Я вам поведал неземное.
Я всё сковал в воздушной мгле.
В ладье - топор. В мечте - герои.
Так я причаливал к земле.
Скамья ладьи красна от крови
Моей растерзанной мечты,
Но в каждом доме, в каждом крове
Ищу отважной красоты.
Я вижу: ваши девы слепы,
У юношей безогнен взор.
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!
И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами,
Летящим в облаке огня!

16 апреля 1905

Символизм... Трудное для ребят понятие. Я решила, что в 9 классе можно попробовать объяснить его на примере конкретного стихотворения А. Блока.

 Оттолкнёмся для начала от родственного слова "символ". Попробуйте продолжить фразы:
Небо - это символ .... 
Топор - это символ....
Ладья - это символ....
Кровь - это символ....
Бич - это символ...
(Некоторые из этих слов-символов есть в стихотворении А. Блока "Я вам поведал неземное", к попытке понимания которого мы подходим).

Убеждаемся, что полного совпадения ассоциаций (прочтения символов) нет.
- О чём это говорит? ( о субъективности восприятия, о невозможности единственно верного восприятия поэтического произведения, впрочем, как и музыкального, и живописного.)

"Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь"- считал Оскар Уайльд.
- Как вы понимаете эту мысль? 

А теперь обратимся к стихотворению.

Как стихотворение и услышать, и увидеть, и почувствовать? Особенно, если поэт - загадочный и непонятный А. Блок. Попробовали поступить так, как обычно делали в младших классах. Разделили страницу на 4 части, написав сверху эти 3 слова, и стали вслушиваться в поэтические строки. Читаю стихотворение 2 раза.
Что осталось непонятным, сформулировали в виде вопросов в 4 части. На них попробуем ответить все вместе. Как известно, одна голова хорошо, а двадцать лучше! Что не услышит один, то услышит другой. И увидит, и почувствует.
В результате получается картина.  Уже есть о чём поразмышлять, хотя поначалу стихотворение показалось трудным. Теперь можно писать комментарий.


Вижу (цвета, оттенки)
Синий (небо)
Красный (кровь)
Красные вспышки на чёрном фоне
Оранжевый
Яркие краски, в особенности красный, так как стихотворение держит в напряжении.
Коричневый, чёрный (земля, мгла, склепы)
Слышу
Звук воды
 скрип вёсел
 вздох
Чувствую
Расслабленность, как будто плыву или сплю, потом меня резко будят.
Стихотворение как будто пропитано душевной болью. Настроение напряжённое, так как автор пытается показать, что люди не правы, а они его не понимают.
Кто-то (любой человек? поэт?) ищет героев своей мечты, ищет отважной красоты, но у него ничего не получается.
Какая-то тяжесть и мрак повсюду. Мечты рухнули и лежат осколками у ног.


Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение. (А. Блок)

Выпишите слова или словосочетания, или целые предложения, которые вам  почему-то запомнились. Попробуйте объяснить самим себе, почему именно они остались в вашей памяти.
Слова (словосочетания, строки) - звёзды:
 мечта
 красота
 взоры
 ладья
 облако огня
 топор
кровь
 растерзанная мечта
  бич
склепы
безогненный взор
 девы слепые
Непонятно
Странно, зачем он причаливал  с топором?
Зачем людям бич?
Почему красота отважная?
О каких героях он говорит?


Вместе с ребятами пробуем ответить на эти вопросы.

После такой подготовки каждый в свободной форме пишет миниатюру о стихотворении А. Блока "Я вам поведал неземное". Можно сопроводить миниатюру иллюстрацией. Можно создать коллаж.
Каждый придумывает своё заглавие. Например:

  • Растерзанная мечта поэта
  •  Ищу отважной красоты
  • Кругом безогненные взоры
  • Красота должна быть отважной

 Знакомим друг друга с миниатюрами и иллюстрациями и только после этого углубляем представление о символизме. Обратите внимание, что восприятие стихотворения, отраженное в работах, очень разное, а это характерно для восприятия произведений символизма.

Вот одно из прочтений стихотворения А. Блока

Растерзанная меча поэта

Настоящий поэт - всегда проводник к иным мирам, связующее звено между земным, обыденным и потусторонним, вечным. Он стремится "поведать неземное". Вечный странник, он в вечной ладье причаливает к земле, чтобы рассказать о неземном, пробудить в душах людей жажду прекрасного.

 Мечтая о героическом, он готов не только созидать, строить, но и бороться  с пошлостью страшного мира. Для этого нужна отвага. Иногда нужен даже бич, чтобы поднять с колен, пробудить от сна.  Больно видеть вокруг юношей, у которых "безогнен взор", девушек, слепых и равнодушных ко всему прекрасному.  

Мелодия стихотворения наполнена кипучей энергией. В нём звучит и надежда, и жажда борьбы, и отчаяние, и предчувствие трагедии. Сочетание  скрежета, грохота и рёва создаётся звуками "З" и "С", "Р" и Ч":

Скамья ладьи красна от крови 

Моей растерзанной мечты... 

Мечта в стихотворении не просто утраченная, не просто разбитая, а именно растерзанная кем-то и зачем-то.

Борьба кроваво-красного с небесно-голубым создаёт тревожное настроение. К тому же огненно-оранжевый и чёрный несут  ощущение трагедии. Красная от крови ладья, растерзанная мечта,  глухие склепы... Спастись можно, только исчезнув в облаке огня, вернувшись туда, откуда пришёл в поисках отважной красоты. 

И всё же кто-то прозреет и увидит в облаке огня его,  у кого в мечте были герои. И строки, наполненные гласными "О", А", "И" звучат как отголосок дальних стихий, где живут надежда, красота и гармония.

Работа Полины Изотовой 9а класс

 


Работа Ольги Калашниковой 9а класс



Задание
На обратной стороне ваших рисунков напишите, в чём вы видите особенности стихотворения, написанного в духе символизма.
К следующему уроку собираю урожай умных мыслей, и все вместе комментируем полученное:
1. В стихотворениях символистов много символов. За привычным значением слова возникает другой смысл, более глубокий.
2. Стихотворение даёт простор воображению, не навязывая одного для всех представления, потому что символы не воспринимаются всеми одинаково.
3. Стихотворение как будто рвётся ввысь, прочь от земли и реального мира.
4. Произведение наполнено красками и звуками, создающими настроение.

Получается, что самое важное девятиклассники способны уловить самостоятельно. Теперь остаётся углубить их представление настолько, насколько сочтёте нужным, и это зависит прежде всего от возможностей класса.

воскресенье, 22 октября 2017 г.

Поэзия серебряного века

Дорогие девятиклассники! Вот вам простенький тест по теме "Поэзия Серебряного века". Каждому из вас по силам получить 100 процентов. Дерзайте! И вам воздастся!


среда, 30 августа 2017 г.

Макарова Елена Мой Гамлет

 Мой Гамлет

Макарова Елена

11 класс

За красотою пышных зал дворца,
Обманчивым спокойствием  покоев,
За идеальными созданиями Творца
Родился я, далёк от бед, разбоев.

Я жил, не зная мерзости вещей,
Чужой тем ужасам, что здесь творятся всуе,
Но наступил черёд тех злополучных дней,
И я познал интриги "прелесть" злую.

О как ужасно признаваться в том,
 Что миром правят алчность и бездушие,
А близкий человек становится врагом,
Им правит страсть, обман и равнодушие.

Жестокий мир коварства, зла и лжи,
Ты искалечил души многих смертных,
Приказываешь: "Раб, ты мне служи!"
И превращаешь в слуг своих надменных.

Как ни пытался изменить я страшный мир,
Стараясь сделать чище и гуманней,
Не смог. Лишь подлость - их кумир,
И участь наша всё темней, туманней.

До свидания, лето земляничное!


Самый дорогой букет от самого дорогого человека 
До свидания, лето земляничное,

Прибалтийское, прохладное, привычное.

При температуре в среднем плюс пятнадцать,

Смельчаки рискнули искупаться.

Выскочил из моря - сразу в шубу,

Чтобы не стучали громко зубы.

А над дачами дымок весёлый вьётся,

Он над оптимистами смеётся.

Греемся мы в баньке, у камина.

И уже огнём горит рябина!

Намекает вежливо, что осень...

Ну, а мы наивно лета просим.

Просим лета бабьего, как чуда...

Будет жарко, люди, верьте, будет!

Если снег не выпадет конечно,

Жаль, что лето на земле не вечно!

четверг, 24 августа 2017 г.

Стихи Натальи Смолы

Пришла я работать в Ивангородскую школу, если смотреть с высоты нынешнего моего возраста, неоперившимся, молодым и потому самоуверенным, "всё знающим, всё могущим" учителем. Но была у меня (и сейчас, надеюсь, остаётся) неуёмная жажда творчества, желание всё перевернуть с ног на голову, переиначить и сделать по-своему. Поручили мне тогда 10 б класс. Ребята там были как раз по мне:  доброжелательные, умные, талантливые. И стихи сочиняли, и вечера проводили, и журнал литературный выпускали, и кабинет литературы оформили, как нам нравилось (спасибо Юре Смоле). Как на всё времени хватало?! Почти всех их по именам помню, а лет прошло ох как немало. И вот перед вами, мои дорогие гости, подборка стихотворений Наташи Смолы, как раз из этого класса. Только они с Юрой, как вы могли ошибочно подумать, не брат и сестра, а муж и жена. Представляете? Школьная любовь бывает очень крепкой! Наташа сама стала преподавать,  человек она серьёзный, а вот стихи писать  продолжает, чему я очень рада. 
Однажды, когда я восторженно поделилась с коллегой радостью, какое прекрасное стихотворение сочинила девочка, где она была классным руководителем, то услышала от коллеги незабываемое: 
- Ну, Эльвира Георгиевна,  лучше Пушкина всё равно не сочинить! Зачем это?
А я вот до сих пор сочиняю, хотя не надеюсь превзойти всеобщего кумира. Зачем? Не знаю даже. И ученики некоторые сочиняют. Я рада. Разве плохо хоть изредка очищать душу дождём поэзии, своей или чужой - не так уж важно!

НАТАЛЬЯ СМОЛА

СТИХИ РАЗНЫХ ЛЕТ


Последний школьный апрель

Посвящается моей школе 


За окошком дождик тикает,
Всё как в сказе, как будто во сне…
Я хочу сказать слово тихое
О последней школьной весне.

Была грустной она и печальною,
Да, такой вспоминаю теперь.
Понимала, она – прощальная.
Кто же в мире живет без потерь?

Почему-то кричали чайки,
И откуда они взялись?!
Я бы крикнула так же отчаянно,
Чтоб с моим голоса их слились…

…А весна не скупилась на слёзы,
Дождик шёл, дождик шёл день и ночь.
Все молчали: дубы и берёзы,
И не ведали, как нам помочь.

Захотелось мне в лес или в поле,
Тишина там и нежный покой.
Я бы вспомнила, что было в школе,
Память, дай мне мгновенье, постой!

Вспоминается наш девятый...
Мы впервые зашли в тот класс,
Незнакомый, чужой нам когда-то
И до боли родной сейчас.

А весна задержаться пытались,
В чудо верила, чуда ждала.
Ей приснилось – она осталась,
Мы – остались!!! Она спала…

Чуда нет. Это всё. Мы уходим.
Как прекрасны в апреле дожди!
Слов не надо, мы их не находим,
Детство, стой, подожди, подожди…

Но оно уходило, детство,
Никому ничего не сказав.
Это был уход, а не бегство.
Без тоски и без боли в глазах.


Мы уходим, не надо печали,
Как последний звонок, капель…
Вот ещё один за плечами.
Наш последний школьный апрель


Ивангород, апрель 1980 год.

***

Вокруг одной выставки


На выставке полно людей,
Вдоль площади царит движенье.
Здесь воплощенье мыслей и идей
Открылось в слове «выраженье».

Вот алый мак, и кисточки сирени,
В тумане Темза, вверх летит собор,
А вот герой, слегка согнув колени,
Ведёт с подругой томный разговор…

Мне от картины глаз не отвести,
Я б оказаться там хотела б тоже,
Бродить в лугах, подсолнухом цвести,
На даму с зонтиком чуть-чуть бы стать похожей…

Мелодию услышу красоты,
Нежней тона, пронзительнее звуки,
Прекрасны лица и свежи цветы,
Так живы складки платья, тонки руки!

Какое чудо подарил он мне,
И это свет, и эти тени…
Талант. Художник. Клод Моне –
Не признанный при жизни гений.


Санкт-Петербург, май 2002 год.

***

О Женщине


Ах, Женщина! Женщина…Женщина, Женщина…
Не важно, кто ты :супруга иль дочь,
Ты, как природа,  капризна, изменчива,
Нежна и кротка, как июньская ночь.

Как май, пышноцветна, как август, богата,
Звонка, как апрель, как октябрь, тиха…
Ты можешь быть сильной, ты можешь заплакать,
Ты – мудрость поэмы и краткость стиха!



То вдруг пронесёшься грозою неистовой,
Сверкая, и всё сокрушая вокруг,
А то вдруг замрёшь, затаишься и выстоишь
Зелёным листком на холодном ветру!

Проснёшься весною ты лёгким подснежником,
Лицо умывая росой на заре,
Прекрасная, милая, чуткая, нежная –
Такою бывает она по весне…

А Женщина – осень будет печалиться.
Найдёт в той печали особый приют,
Сухою травой к земле будет кланяться,
И птицы ей песню, трубя, пропоют…

Такая ОНА! И простите ей многое!
Не потому, что грешна и слаба.
То, что дано, то подарено Богом ей –
Истина это, не просто слова.


Ивангород, март 2006 год. 


***
В честь Свято-Троицкой церкви (135 лет)

Хочу торжественно сказать
Хвалу в честь Троицкого храма,
Ещё раз истину познать
В стенах святых, где нет обмана.

Воздвиг барон сей Божий храм,
Чтобы было счастье верующим людям,
Чтоб было радостно всем нам,
Мы это помним, не забудем…

Страданья, боль он нёс в веках –
Погнутый крест, вода в могиле,
Но выжил в тяжких тех годах,
И муки церковь не сломили…

Не может жить без Бога человек,
Ведь он – Его великое творенье,
И вот настал уж двадцать первый век,
Но просим мы за всё прощенья…

Приду, отдам поклон святым,
Поставлю свечку, песнь услышу.
О самом главном здесь мы говорим,
Здесь всё святой молитвой дышит.



Пусть храм стоит, живёт в веках,
Пусть он становится всё краше,
На этих нарвских берегах
Российское богатство наше!


Ивангород, август 2010 год.

***

Моя осень


Есть осень Пушкина и осень Фета,
Уж сколько сказано прекрасных слов…
Вопрос: в чём прелесть осени? – и нет ответа,
И каждый свою осень воспевать готов.

Багряной, охристой и терракотовой
Пришла, накрыла всех своею красотой,
Запечатлею эту красоту на сотовый,
 И буду ею любоваться я зимой…



Наполнены сады богатством георгиновым,
И слёзы чище, и нежнее смех…
У осени свой вкус, он яблочно-рябиновый,
Свой звук, как треснувший каштан-орех.

Услышу в песне листопада
Звучанье арфы, скрипку и свирель,
Они играют Лунную Сонату,
Они поют про будущий апрель…

Не охватить всю прелесть многоликую,
И не собрать всех листьев золотых монет.
Вот ночь и улица, фонарь под липою –
Почти что блоковский сюжет…

Да, осень, ты – моя подруга,
С тобой острее чувства, звёзды ярче!
Всё это осени заслуга,
И для меня так просто твой открылся ларчик…

Откуда ж это наважденье,
И почему же, осень, так люблю тебя?
Всё просто: в сентябре мой день рожденья,
Я просто этой осени дитя…


сентябрь 2008 год. 


***

День рождения Петербурга


…А в Питере бушует май!
Всё ожило: сады и парки,
И новенькие иномарки,
Сверкают, как из печки каравай!

Вот крест на Спаса-на-Крови
Своим величием сияет,
И иностранцы воздыхают –
Они с прекрасным vis-à-vis.

На поле Марсовом сирень,
Её цветенье опьяняет,
И самолётик в небе тает,
И город празднует рожденья день.


28 мая 2008 год. 







***

Предчувствие весны


Вчера шепнула мне весна,
Что уже близко, уже рядом,
Уже очнулась ото сна,
И поджидать ее уж надо…

А за окном еще метет,
 Еще поземка низко стелется,
Но снег уже не тот, не тот,
И скоро все совсем изменится…

Чуть звонче спела свиристель,
И голубь ворковал басисто.
Коту причудился апрель-
Мяукать начал голосисто…

Все ждет начала перемен
И просыпается природа,
Придет весна зиме в обмен-
Вот будет радость для народа!!!
Встряхнет от спячки и тоски
И тронет душу, тронет нервы,
Когда раскроет лепестки
Лазоревый подснежник первый…


апрель 2013год. 


***

Моя деревня


Моя деревня. Маленькая родина,
К тебе я возвращаюсь вновь
Где столько прожито и столько пройдено,
Где дом, и бабушка, и детская любовь…

Вот, кажется, сейчас за поворотом
Увижу я знакомый силуэт,
Как хочется мне повстречать кого-то,
Того, кого на этом свете нет…

Знакомый звук скрипучей двери
В избе разбудит вновь меня
Глаза закрою и себе не верю,
Что ничего не хочется менять…

А ничего и так не изменилось,
Все те же звуки, голоса…
Такой вот сладкий сон приснился,
Такие вот случились чудеса…

Пойду тропинкой за деревню к озеру
Оно все то же, как и в детские года,
Плохое все с себя я сбросила,
Я – маленькая девочка, и мне неведома беда…

Руками трогаю прохладу чистую,
Прозрачность темную воды...
Вокруг деревья, мощные, ветвистые, 
И чувствуешь себя как прежде, молодым…

А тишина…Она такая звонкая!
От этой тишины восторг, испуг…
Как будто по небу провел иконкою
Господь.  И успокоил все вокруг…

И в поле василек, в саду смородина,
Шепнут, что я приехала ДОМОЙ!
…Моя деревня. Маленькая родина
Ты навсегда останешься со мной.


апрель 2013г. 


***

Молитва о дочерях


Молюсь за дочерей своих.
Молитва матери – сильная самая!
И Чудо Божье сотворив,
Творец услышит слово мамы…

Пошли им, Господи, терпения,
Пошли любви, чтоб через край,
И твоего благословения…
А если надо – силы дай!

Всесилен Ты и всемогущ,
Закрой крылом своим Вселенным
От бед, несчастий, и от туч,
Что в жизни будут непременно…

Я знаю, Ты их сбережешь,
Поможешь, правильно направишь
Простишь, полюбишь и поймешь
И в час печали не оставишь…

Молю, незримо рядом будь –
Тогда и мне спокойней будет
Я знаю, что, пройдя весь путь,
Тебя вовек уж не забудут…


2013г. 


***

Пока еще живы


Цените друг друга, пока еще живы…
Забудьте расчетливость, злобу, наживу.
Любите, хвалите, жалейте, прощайте
И невозможное пообещайте!

Молитесь, как можете: дома иль в храме,
О близких, о детях, о муже, о маме…
Просите защиты и благословенья,
Просите направить на путь всепрощенья…

Прощать – это сложно, быть добрым непросто,
И все ж постарайтесь без лишних вопросов
Помочь и услышать, простить и понять,
Порой невозможное к сердцу принять

Чтоб с камнем не жить, не терзать свою душу.
При жизни любимых старайтесь послушать…
Конечно, у Бога все живы, и все же,
Любите! Прощайте! Пока еще можно…

Ноябрь 2014г. 


***

Мужские слезы


Вот женщина плачет – и это понятно,
Ей даже, быть может, бывает приятно,
Ее пожалеют, ее приласкают,
От слов, от участья она затихает…

Что женские слезы? Они беспричинны,
Бывают и правдой, бывают личиной…
Бывают прикрытьем, оружием грозным,
Но часто наличие их несерьезно.

Поплачет от счастья и от печали
О днях безвозвратных, что в дальние дали
Она не вернется, ушла красота,
Поплачет, что в 40 она уж не та…

Но если заплакал мужчина – вот горе!
Мужская слеза абсолютно в миноре…
Здесь редко проявится фальшь или ложь,
И, глядя на них, пробивается дрожь…



Мужчине неловко за слезы бывает,
Но как их унять, если сил не хватает?!
Такая слеза очень дорого стоит,
Не просто он плачет, а, кажется-воет!

Не характерна слеза для мужчины,
И есть для нее крайний повод, причина:
Предательство друга, а может, утрата:
Потеря любимой, совсем, безвозвратно…


Ноябрь 2014г. 


***

Теракт на Технологической


Эту боль ощутила физически
Я сегодня на Технологической.
 9 дней прошло, 9 дней,
 Как не стало девчат и парней.
Муж жену потерял, дочку-мать,
Не понять это все, не понять.
 Кто? За что? Почему и зачем?
Разве мирными быть разучились совсем?
 Им бы только мечтать,
 Жить! Любить! и домой возвращаться.
 Им бы деток рожать, да рассветы встречать,
А пришлось навсегда попрощаться...
 Город встретил погодой плаксивою,
То ли снег, то ли дождь - не пойму,
И обычно безумно красивый,
Он с тоской погрузился во тьму...
Питер! Питер...Прекрасный! Ужасный...
Не прошла стороною беда.
Этот день, горький, скорбный, несчастный,
Ты запомнишь теперь навсегда.

Санкт-Петербург 13.04.2017 

среда, 14 июня 2017 г.

Игры. Игра по теме "Древнерусская и западноевропейская литература ".

Игра включает в себя следующие произведения или отрывки из них:

1. "Поучение  Владимира Мономаха"
2. Повесть о Петре и Февронии муромских"
3. "Сказание о Борисе и Глебе"
4. Житие протопопа Аввакума"
5. "Домострой"
6. "Песня о нибелунгах"
7. "Тристан и Изольда"

РАЗМИНКА 

ТЕРМИНЫ

 Ответы  (термины) учащиеся, работая группой, пишут на листочках.
 10 баллов.

1.Произведения назидательного характера, касающиеся вопросов поведения человека, всего его образа жизни и христианского благочестия. (поучение)

2.Строгие требования, правила, которые предъявляются к тому или иному жанру. (канон)

3.Учение, проповедующее самоотречение, борьбу с чувственными влечениями тела в целях достижения нравственного совершенства. (аскетизм)

4.Особенность сознания русского человека после принятия христианства, заключающаяся в принятии новой веры и сохранении старой. (двоеверие)

5. Биография человека, написанная им самим. (автобиография)

6.Тексты, не включенные в церковный канон, но основанные на церковных сюжетах. (апокрифы)

7.Произведения, где в хронологической последовательности объективно описываются события. (летописи)
8. Откровенная поучительность в литературном произведении. (дидактизм)
9. Особенность древнерусской литературы, заключающаяся в том, что в большинстве случаев нельзя точно назвать автора произведения. (анонимность)
10. Философское утверждение, что человек состоит из тела и духа.  (дуализм)


Тур "Серебряный сундучок"

 Догадайтесь, какой предмет спрятан в сундучке. Группам по жребию достаётся один из вариантов. За правильный ответ группа получает 2 балла,


1.Перед тем как послать весть об одновременном преставлении именно этот предмет держала в руках одна из любимых героинь древнерусской литературы.
/иголка с ниткой /
2."...возложил руку правую над этим предметом один из авторов древнерусской литературы и держал, донедже не угасло злое разжежение". Что это за предмет?
/свечка /
3.Этот предмет, по мнению авторов одного из произведений древнерусской литературы, должен быть в каждом доме для поддержания порядка. Перед тем, как его использовать, надо было рубашку содрать.
/"...рубашку содрав, плеткой тихонько побить"./
4.Из-за этого предмета два человека вступили на путь гибельный, с которого не сойти им вовеки. О боже, что за предмет?
/любовный напиток/
5.Этот предмет послужил доказательством страшного позора героини одного из произведений. Для нее этот день стал самым черным днем.
/Кримхильда ей: "Дорогу! Ответ на ваш вопрос
Дает вот этот перстень, что Зигфрид мне принес
В ту ночь, когда на ложе вы с ним взошли вдвоем"
Да, для Брюнхильды этот день стал самым черным днем"/
6.Благодаря этому предмету дочь древолазца стала женой князя"
/ мазь из хлебной закваски /

Вставьте пропущенные слова 5 баллов

1. Сказать, что было дальше, я не сумею вам.
Известно лишь, что долго и дамам, и бойцам
Пришлось по ближним плакать, не осушая глаз,
Про гибель ................................ окончили рассказ. (нибелунгов) "Песня о нибелунгах".

2. Научись, верующий человек, очам управлению, .............воздержанию,  ..................смирению, ......................подавлению. (языка, ума, гнева ) "Поучение Владимира Мономаха".

3. ...................   моя мне дороже всего". (душа) "Поучение Владимира Мономаха".

Из какого произведения эти строки?

3 балла

1. "Сын или дочь сами себя погубят и не доживут до конца дней своих, если прогневят отца или досадят матери".  ("Домострой")
2. "Пойди, сядь в Киеве на отчий княжеский престол - ведь все воины в твоих руках". Он же отвечал: "Не могу я поднять руку на брата своего, к тому же ещё и старшего, которого чту я как отца".  ("Сказание о Борисе и Глебе") 
3. "Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите". ("Поучение Владимира Мономаха") 

Подведение итогов


пятница, 9 июня 2017 г.

Облик души

Книжечка с чудесным названием "Облик души"



У каждого учителя, наверное, есть ученики, которые запоминаются на всю жизнь.
- Это тот класс, где училась (учился)  Маша? Даша? Петя? ) И называешь того, кого забыть невозможно.
Так и с Кристиной Маслаковой. Конечно, она не одна такая. Будто души проникают друг в друга, и возникает их созвучие. Говоришь-то, кажется, всем одно и то же, но мимо ушей некоторых всё пролетает, не оставив ни малейшего следа, а чья-то душа откликнется, отзовётся. Это и есть счастье для учителя и самая лучшая поддержка "во дни сомнений и тягостных раздумий".

Каждую четверть я своим ученикам выставляю одну оценку за самостоятельно прочитанную книгу или прочитанное наизусть стихотворение, сопровождённое небольшим комментарием. Некоторые рассказывают с удовольствием, некоторые без энтузиазма. В разных классах по-разному. На этот раз к концу года чувствую: поднадоело, устали. Решила внести разнообразие.

Когда я предложила восьмиклассникам в 4 четверти самим выбрать и подготовить что-нибудь творческое, интересное, откликнулись многие. В их числе Кристина Маслакова.
Итак, представляем свои работы на уроках.
Две группы (Лиза Андержанова и Аня Короткова, Маша Борисова, Арсений Тимофеев и Вика Назарова) приготовили инсценировки.
 Рейн Мюллер сочинил музыку на прекрасные стихи и исполнил перед одноклассниками.
Дарина Липатова нарисовала иллюстрацию к стихотворению.
Мириам-Мишель Никитина и Рита Крупнова попробовали в своей книге описать характеры своих одноклассников  и сделать подходящие иллюстрации.
Три "сладкие парочки" (Ангелина Коноплёва и Люба Иванова, Юля Прокофьева и Даша Новожилова, Аниана Лещук и Марианна Гвасалия) подготовили и провели три интересные литературные игры.
А Кристина создала книгу  и придумала прекрасное название - "Облик души". В ней любимые стихи, любимые афоризмы и лирические миниатюры. И сама книжечка оформлена с любовью. Явно не для оценки и не ради галочки. Интересуемся:
- Для чего, Кристина, ты выбрала такое творческое задание?
- Для того, чтобы лет этак через 20-30 я могла взять книжечку в руки и вспомнить не то, как я выглядела в 14 лет, а то, какой была моя душа.
А душа у Кристины богатая. Заглянув в книжечку, убеждаешься в этом. На первой странице сонет В. Шекспира, а дальше стихи В. Набокова,  Н. Заболоцкого, Е. Евтушенко и других прекрасных поэтов. Душа просит поэзии, а это что-нибудь да значит!


Ого! На первой странице - сонет Шекспира!

Если бы ты, Кристина, спросила:
- Эльвира Георгиевна! Для чего Вы создаёте этот пост, то я бы ответила:
- Я пишу этот пост:
 1. Для тебя, чтобы восхититься твоей работой и рассказать гостям блога, какая ты умница.
2. Для твоих родителей, потому что в их "саду" вырос не сорняк, а чудесный цветок. Пусть гордятся тобой.
3. Для твоих одноклассников, чтобы они следовали твоему примеру.
4. Для всех творческих людей. Вдруг кто-то, как и ты,  захочет не в фотографиях, а в стихах сохранить облик своей души. Или придумает что-то  ещё более интересное.
Создатель книги - умница, красавица ученица 8 класса Маслакова Кристина

четверг, 8 июня 2017 г.

Предали учителей!

На Фейсбуке  опубликовали крик души учительницы.  Интересно, а что вы думаете по этому поводу? Как себя чувствует учитель в сегодняшнем мире?  Обратите внимание на бурный всплеск эмоций в комментариях к статье. Значит, наболело и у тех, и у других. Тема не новая, но, видно,  не устаревающая с годами.

http://pressa.tv/read/64195-vy-predali-uchiteley-lyudi.html