Решила опубликовать анализ стихотворения А. Фета, выполненный в ходе написания исследовательской работы учеником 11 класса. Может, кто-нибудь из ребят, затрудняющихся в написании комментария к стихотворению, посмотрит, как это делается, и создаст свой комментарий на основе другого стихотворения. Просьба не "срисовывать" бездумно.
Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих» было написано А. Фетом 2 апреля 1886 года, когда поэту было уже 66 лет. По мнению исследователей, оно входит в знаменитый цикл стихотворений, посвящённых М. Лазич - возлюбленной поэта.
Как мы видим, произведение навеяно воспоминаниями об утраченном счастье. Оно состоит из трёх строф, в которых радость и боль сменяют друг друга.
Первая строфа - воспоминания о снах, преследующих и мучающих лирического героя. В снах "вопли рыданий", "голос обиды", "бессилия плач". Это ключевые слова первой строфы, рисующие трагическую картину расставания. Невозможно не заметить, что снились не просто рыдания, а "вопли рыданий", и это более ярко показывает всю глубину переживаний. Возникает вопрос: " Кем была обижена женщина? Перед чем они оба оказались бессильны?" Поэт не даёт нам конкретных ответов на вопросы, преображая конкретный факт своей биографии в поэтическую картину. Себя он называет здесь несчастным палачом. Что же заставляет его стать палачом, если сам он от этого несчастен? Вероятно, те обстоятельства, о которых А. Фет писал в письме в марте 1849 года близкому другу И. Борисову: "Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего... " Возникает невольно ощущение, что он не только судит себя за то, что оттолкнул любящего человека, но и пытается оправдать, называя не просто палачом, а несчастным палачом. Особенно ясно это звучит во втором четверостишии, где он говорит, что ему "пришлось уходить", что его "уносило" в неизвестную даль". Использованные автором глаголы подчёркивают зависимость поступка (разрыва с любимой) от каких-то неведомых сил.
Вторая строфа звучит не так трагично, как первая, в тот момент, когда автор описывает былые отношения, наполненные взаимной любовью. "Расцветала улыбка", - вспоминает он. Для А. Фета, поэта-импрессиониста, характерно использование слов, казалось бы, в несвойственном для них значении, слов, вступающих в странные сочетания. Так улыбка в его стихах "расцветает, а печаль грустит".
Третья строфа вновь рисует читателю картину прощания и последний разговор возлюбленных. "Слёзы и холодная дрожь" - характерные детали, показывающие, как тяжелы были её страдания в этот момент. Вопрос, который она задаёт, очень краток. Это всего одно слово: "Идёшь?" Оно ясно показывает, что между ними всё уже решено, ничего нельзя изменить. Его страдания впереди, тогда, когда он поймёт, как много он потерял в те минуты. Его "бессонные ночи" будут длиться долгие годы. А. Фет не дает индивидуальных образов женщины и мужчины; они лишены социально-бытовой и характерологической конкретности. Фет живописует чувства, переживания, но не тех, кто их переживает.
Автор на протяжении стихотворения рисует два пласта времени: настоящее с его бессонными ночами и мучительными воспоминаниями и прошлое, когда они сначала "умели любить", а потом вынуждены были расстаться.
Передать угнетенное состояние лирического героя помогают выразительные средства, использованные поэтом. Их не так много в стихотворении, но они передают глубокие переживания героев. Это и повтор: "Долго, долго...", - подчёркивающий длительность страданий, и близкие по смыслу и построению фразы: "Проходили года", "проносились года", и необычные эпитеты у слов "палач" (несчастный) , "дрожь" ( холодная), и упомянутые выше сочетания: "Расцветала улыбка, грустила печаль".
Ключевые слова стихотворения создают смысловые оппозиции. С одной стороны, мы видим слова: радостный миг, улыбка, а с другой стороны: рыдания, обида, плач, слёзы, бессилие, холодная дрожь, печаль. Заметно, что слов, передающих трагическое ощущение, гораздо больше. Причина этого ясна: лирический герой долгие годы страдает от ощущения вины и утраты.
Стихотворение "Долго...." написано четырёхстопным анапестом с мужскими рифмами и перекрёстной рифмовкой. Это придаёт произведению напряжённость, лишая его лёгкости и напевности, так как речь в нём идёт не о гармонии счастливой нежной любви, а о трагедии разрыва. Звуки Ч (плаЧ, палаЧ, Щ (неСЧастный), С (СнилиСь, беССилие) заставляют стихотворение звучать не так, как звучит успокаивающая лёгкая мелодия, а так, как звучит музыка тревоги и отчаяния.
Таким образом, «Долго.........» Фета – трагически звучащее произведение, посвященное утраченной любви и последующему одиночеству героя. Построенное на метафорах, с широким использованием фонетических изобразительных средств, это стихотворение погружает нас во внутренний мир человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, была когда-то настоящая любовь, на долгие годы сохранившаяся в сердце.
Стихотворение «Долго снились мне вопли рыданий твоих» было написано А. Фетом 2 апреля 1886 года, когда поэту было уже 66 лет. По мнению исследователей, оно входит в знаменитый цикл стихотворений, посвящённых М. Лазич - возлюбленной поэта.
Как мы видим, произведение навеяно воспоминаниями об утраченном счастье. Оно состоит из трёх строф, в которых радость и боль сменяют друг друга.
Первая строфа - воспоминания о снах, преследующих и мучающих лирического героя. В снах "вопли рыданий", "голос обиды", "бессилия плач". Это ключевые слова первой строфы, рисующие трагическую картину расставания. Невозможно не заметить, что снились не просто рыдания, а "вопли рыданий", и это более ярко показывает всю глубину переживаний. Возникает вопрос: " Кем была обижена женщина? Перед чем они оба оказались бессильны?" Поэт не даёт нам конкретных ответов на вопросы, преображая конкретный факт своей биографии в поэтическую картину. Себя он называет здесь несчастным палачом. Что же заставляет его стать палачом, если сам он от этого несчастен? Вероятно, те обстоятельства, о которых А. Фет писал в письме в марте 1849 года близкому другу И. Борисову: "Это существо стояло бы до последней минуты сознания моего передо мною — как возможность возможного для меня счастия и примирения с гадкой действительностью. Но у нее ничего, и у меня ничего... " Возникает невольно ощущение, что он не только судит себя за то, что оттолкнул любящего человека, но и пытается оправдать, называя не просто палачом, а несчастным палачом. Особенно ясно это звучит во втором четверостишии, где он говорит, что ему "пришлось уходить", что его "уносило" в неизвестную даль". Использованные автором глаголы подчёркивают зависимость поступка (разрыва с любимой) от каких-то неведомых сил.
Вторая строфа звучит не так трагично, как первая, в тот момент, когда автор описывает былые отношения, наполненные взаимной любовью. "Расцветала улыбка", - вспоминает он. Для А. Фета, поэта-импрессиониста, характерно использование слов, казалось бы, в несвойственном для них значении, слов, вступающих в странные сочетания. Так улыбка в его стихах "расцветает, а печаль грустит".
Третья строфа вновь рисует читателю картину прощания и последний разговор возлюбленных. "Слёзы и холодная дрожь" - характерные детали, показывающие, как тяжелы были её страдания в этот момент. Вопрос, который она задаёт, очень краток. Это всего одно слово: "Идёшь?" Оно ясно показывает, что между ними всё уже решено, ничего нельзя изменить. Его страдания впереди, тогда, когда он поймёт, как много он потерял в те минуты. Его "бессонные ночи" будут длиться долгие годы. А. Фет не дает индивидуальных образов женщины и мужчины; они лишены социально-бытовой и характерологической конкретности. Фет живописует чувства, переживания, но не тех, кто их переживает.
Автор на протяжении стихотворения рисует два пласта времени: настоящее с его бессонными ночами и мучительными воспоминаниями и прошлое, когда они сначала "умели любить", а потом вынуждены были расстаться.
Передать угнетенное состояние лирического героя помогают выразительные средства, использованные поэтом. Их не так много в стихотворении, но они передают глубокие переживания героев. Это и повтор: "Долго, долго...", - подчёркивающий длительность страданий, и близкие по смыслу и построению фразы: "Проходили года", "проносились года", и необычные эпитеты у слов "палач" (несчастный) , "дрожь" ( холодная), и упомянутые выше сочетания: "Расцветала улыбка, грустила печаль".
Ключевые слова стихотворения создают смысловые оппозиции. С одной стороны, мы видим слова: радостный миг, улыбка, а с другой стороны: рыдания, обида, плач, слёзы, бессилие, холодная дрожь, печаль. Заметно, что слов, передающих трагическое ощущение, гораздо больше. Причина этого ясна: лирический герой долгие годы страдает от ощущения вины и утраты.
Стихотворение "Долго...." написано четырёхстопным анапестом с мужскими рифмами и перекрёстной рифмовкой. Это придаёт произведению напряжённость, лишая его лёгкости и напевности, так как речь в нём идёт не о гармонии счастливой нежной любви, а о трагедии разрыва. Звуки Ч (плаЧ, палаЧ, Щ (неСЧастный), С (СнилиСь, беССилие) заставляют стихотворение звучать не так, как звучит успокаивающая лёгкая мелодия, а так, как звучит музыка тревоги и отчаяния.
Таким образом, «Долго.........» Фета – трагически звучащее произведение, посвященное утраченной любви и последующему одиночеству героя. Построенное на метафорах, с широким использованием фонетических изобразительных средств, это стихотворение погружает нас во внутренний мир человека, опустошенного страданием и тоской, но в жизни которого, однако, была когда-то настоящая любовь, на долгие годы сохранившаяся в сердце.
Комментариев нет:
Отправить комментарий