"Патриотизм - это религия бешеных". Слова известного острослова О. Уайльда.
"Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством".
А это знаменитый критик, живший в 19 веке, В.Г. Белинский.
"Всякая благородная личность глубоко сознаёт свои кровные связи с отечеством".
А это знаменитый критик, живший в 19 веке, В.Г. Белинский.
Кто прав?
Устарело это понятие в эпоху глобализации или по-прежнему актуально?
Поищем опору в авторитетах.
А.С. Пушкин
Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
<октябрь 1830?>В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир — пустыня,
Душа — алтарь без божества.
Мнение Л.Н. Толстого менялось не раз.
Вспомним, каким патриотом он был, когда создавал роман "Война и мир".
А вот что он писал в одном из писем в 1896 году:
"Производит войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать. (Л.Н. Толстой. Письма. 05.01.1896)
Переходим к 20 веку.
Марина Цветаева
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что — мой,
Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —
В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведём без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!
(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен...)
Двадцатого столетья — он,
А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все — равны, мне всё — равно,
И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты — как рукой сняло:
Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина...
В. Маяковский в 1926 году мечтал, помнится, в мире без Россий, без Латвий жить единым человечьим общежитьем". ("Товарищу Нетте, пароходу и человеку")
А вот популярный ныне католический священник и писатель Энтони де Мелло и его притча "Изгнание" .
Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей. Ученики поинтересовались, тоскует ли он по родине.
Мастер ответил:
- Нет.
- Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
- Стоит обнаружить, что твой дом - Вселенная, и уже никогда не будешь чувствовать себя изгнанником.
А что думаете Вы, живущие в 21 веке, о патриотизме ? Очень трудный и актуальный вопрос для споров и размышлений, не правда ли? Может, даже болезненный.
Комментариев нет:
Отправить комментарий