вторник, 7 декабря 2021 г.

Роль интонации в речи

"Помните, что ваша интонация - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания".

                                                                                                Б.Н.Головин
1. Записка с текстом "Ушла в магазин"
Муж, вернувшись домой, видит записку жены: "Ушла в магазин".

2. Зависимость содержания от интонации.

1. Соседи мои - учителя. Соседи - мои учителя.
2. Она -  или Таня, или Тамара. Она, или Таня, или Тамара.
3. Июнь был жаркий. Июнь был жаркий.
4. Последний раз мы его видели в апреле.

3. Произнести фразу: "Не хочу учиться, хочу жениться"
То же самое можно сделать с короткими словами "Да" и "Нет". Их можно произносить десятки раз с разными интонациями, меняя при этом смысл и чувство.
  • нежно
  • раздражённо
  • весело
  • как просьбу
  • насмешливо
  • грустно
  • устало
  • издевательски
  • как приказ
  • небрежно
  • почти плача
  • вопросительно
  • кокетливо
  • сквозь смех
  • торжественно
  • с усмешкой
  • устало
4.  Как в художественной литературе автор показывает интонацию?
Представьте, что вам нужно написать диалог двух героев в следующей ситуации: муж изменил жене и чувствует себя (каким?) . Он хочет добиться прощения во что бы то ни стало.
С какими интонациями он будет говорить?
С какими интонациями будет говорить обиженная и униженная жена?

Муж:  тихо, виновато, просительным тоном, пытаясь оправдаться
Жена: раздражённо, сквозь слёзы, срываясь на крик, обличительным тоном



Из какого произведения этот отрывок?


                -Что вам нужно? -- сказала она быстрым, не своим, грудным голосом.

-- Долли! -- повторил он с дрожанием в голосе. -- Анна приедет сегодня.

   -- Ну что же мне? Я не могу ее принять! -- вскрикнула она.

   -- Но надо же, однако, Долли...

   -- Уйдите, уйдите, уйдите! -- не глядя на него, вскрикнула она, как будто крик этот был вызван физическою болью.

  -- Боже мой, что я сделал! Долли! Ради бога! Ведь... -- он не мог продолжать, рыдание остановилось у него в горле.

   Она захлопнула шифоньерку и взглянула на него.

   -- Долли, что я могу сказать?.. Одно: прости, прости... Вспомни, разве девять лет жизни не могут искупить минуты, минуты...

   Она опустила глаза и слушала, ожидая, что он скажет, как будто умоляя его о том, чтобы он как-нибудь разуверил ее.

   -- Минуты... минуты увлеченья... -- выговорил он и хотел продолжать, но при этом слове, будто от физической боли, опять поджались ее губы и опять запрыгал мускул щеки на правой стороне лица.

   -- Уйдите, уйдите отсюда! -- закричала она еще пронзительнее, -- и не говорите мне про ваши увлечения, про ваши мерзости!

   Она хотела уйти, но пошатнулась и взялась за спинку стула, чтоб опереться. Лицо его расширилось, губы распухли, глаза налились слезами.

   -- Долли! -- проговорил он, уже всхлипывая. -- Ради бога, подумай о детях, они не виноваты. Я виноват, и накажи меня, вели мне искупить свою вину. Чем я могу, я все готов! Я виноват, нет слов сказать, как я виноват! Но, Долли, прости!

   Она села. Он слышал ее тяжелое, громкое дыхание, и ему было невыразимо жалко ее. Она несколько раз хотела начать говорить, но не могла. Он ждал.

   -- Ты помнишь детей, чтоб играть с ними, а я помню и знаю, что они погибли теперь, -- сказала она, видимо, одну из фраз, которые она за эти три дня не раз говорила себе.

   Она сказала ему "ты", и он с благодарностью взглянул на нее и тронулся, чтобы взять ее руку, но она с отвращением отстранилась от него.

   -- Я помню про детей и поэтому все в мире сделала бы, чтобы спасти их; но я сама не знаю, чем я спасу их: тем ли, что увезу от отца, или тем, что оставлю с развратным отцом, -- да, с развратным отцом... Ну, скажите, после того... что было, разве возможно нам жить вместе? Разве это возможно? Скажите же, разве это возможно? -- повторяла она, возвышая голос. -- После того как мой муж, отец моих детей, входит в любовную связь с гувернанткой своих детей...

   -- Но что ж делать? Что делать? -- говорил он жалким голосом, сам не зная, что он говорит, и все ниже и ниже опуская голову.

   -- Вы мне гадки, отвратительны!-- закричала она, горячась все более и более. -- Ваши слезы -- вода! Вы никогда не любили меня; в вас нет ни сердца, ни благородства! Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! -- с болью и злобой произнесла она это ужасное для себя слово чужой.

   Он поглядел на нее, и злоба, выразившаяся на ее лице, испугала и удивила его. Он не понимал того, что его жалость к ней раздражала ее. Она видела в нем к себе сожаленье, но не любовь. "Нет, она ненавидит меня. Она не простит", -- подумал он.

   -- Это ужасно! Ужасно!-- проговорил он.



Фильм А. Зархи "Анна Каренина" 1967 год
Диалог с 5 минуты

Домашнее задание:
1. Составить диалог двух действующих лиц. Речевую ситуацию придумайте сами. Главное - прописать интонацию.
2. Озвучить фрагмент мультфильма.




























































Комментариев нет:

Отправить комментарий