вторник, 14 апреля 2020 г.

Рассказ Ф. Тугласа "Ёжик"

1. Прочитайте рассказ эстонского писателя Ф. Тугласа.

2. Ответьте на вопросы, пройдя по ссылке.
Не забудьте указать имя и фамилию.
Отвечать несколько раз нельзя.

Оценки:
9 и 10 правильных ответов  - оценка 5
7 и 8 правильных ответов - оценка 4
5 и 6 правильных ответов - оценка 3

Ответить на вопросы должны все, а не по желанию.

https://wordwall.net/play/1417/131/678

понедельник, 13 апреля 2020 г.

Суффиксы К и СК в именах прилагательных.

Суффиксы К и СК в именах прилагательных.

1.Орфографическая разминка

Стари...ное кольцо
Стари...ный друг
Серебря...ное ожерелье
Исти...ный друг
Ветре...ный человек
Белокоча...ная капуста
Ками...ные часы
Деревя...ная игрушка
Глиня...ная чашка
Румя...ое лицо
Ю...ный друг
Безветре...ная погода
Стекля...ный стакан
Ветря...ная мельница
Соломе...ная крыша
Каме...ная стена
Болезне...ный вид
Утре...ний кофе
Шерстя...ная нить
Оси...ная талия
Ути...ная походка
Торжестве...ный сбор

Эти прилагательные надо напечатать в письме и отослать мне на проверку следующим ученикам: Анисимов Алексей, Эриксон Роберт, Осипов Артур, Осовик Александра, Подповедкин Степан, Прикулис Владислав.

Суффиксы К и СК в именах прилагательных
Прочитай правило на стр. 36.
Я записала его кратко так:

Основа на К Ц Ч + есть краткая форма = суффикс К
Рыбак - рыбацкий
Молодец - молодецкий
Ткач - ткацкий
Резок  (краткая форма) - резкий
В остальных случаях пиши суффикс СК
Русь - русский
Эстония - эстонский
Нарва - нарвский


Выполни  устно упражнения 83 и 84.

Пройти тест по ссылке:


https://saharina.ru/tests/test.php?name=test34.xml

Евгений Замятин Жизнь и творчество

                         Евгений Замятин

                                           1884 - 1937

                     Жизнь, личность, творчество



 "Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка   говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется    правдой".   

                                                                               Евгений Замятин    

  Задание

Познакомьтесь с биографией и автобиографией писателя, прочитайте 2  его сказки, написанные в 1920 году.

Составьте кластер, в котором   должны быть ответы на вопросы:

1. В какую эпоху жил Е. Замятин? Свидетелем каких исторических событий он был?

2. Каким было отношение Е. Замятина к событиям, которые происходили в России и в мире?

3. Что можно сказать о личности писателя на основе биографии, автобиографии и сказок?

         

                                  Евгений Замятин

                                      Биография

Родился Евгений Замятин 20 января 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедянь. Первое образование в биографии Евгения Замятина было получено в местной гимназии. Затем, стремясь повысить свой уровень, Евгений поступил в Воронежскую гимназию. Это учебное заведение в биографии Замятина было окончено с золотой медалью в 1902 году. Особенно интересовался Евгений русским языком и литературой. Далее поступил на кораблестроительный факультет, в политехнический институт Санкт-Петербурга.
1906 год в биографии Замятина Евгения Ивановича приносит новые увлечения – идеями большевиков. Но окончить Санкт-Петербургский институт будущему писателю удалось не сразу, поскольку в 1906 году его арестовывают, после чего отправляют обратно в родной город – Лебедянь. Лишь вернувшись нелегально, он завершает высшее образование.
В краткой биографии Замятина как писателя особо выделяется 1908 год. Именно тогда он написал свой первый рассказ. Второй рассказ Замятина привлек внимание критиков. Создав несколько повестей после возвращения из Англии, Замятин организовывает группу «Серапиновы братья», в которую входили известнейшие писатели того времени.
Одними из лучших произведений в биографии Е. Замятина являются: «Мы» (1920), «Ловец человеков» (1921), «На куличках» (1913), «Я боюсь» (1921), «Бич Божий» (1935).




Начиная с 1931 года, Замятин живет за границей, преимущественно в Париже. Там же и скончался писатель, 20 марта 1937 года.

                               Евгений Замятин 

                             Автобиография

Вы все-таки непременно хотите от меня автобиографию. Но ведь вам придется ограничиться только наружным осмотром и разве слегка взглянуть в полутемные окна: внутрь я редко кого зову. А снаружи вы увидите немного.
Вы увидите очень одинокого, без сверстников, ребенка на диване, животом вниз, над книгой — или под роялью, а на рояли играет мать Шопена. Два шага от Шопена — и уездное — окна с геранью, посреди улицы — поросенок привязан к колышку и трепыхаются куры в пыли. Если хотите географии — вот она: Лебедянь, самая разрусская — тамбовская, о какой писали Толстой и Тургенев; хронология: конец 80-х, 90-е годы. А потом — Воронеж, гимназия, пансион, скука, на большой Дворянской бешеные собаки. И одна такая — тяпнула меня за ногу. Я тогда очень любил производить над собой опыты и решил посмотреть: взбешусь или нет. А главное, было очень любопытно: что я буду чувствовать, когда подойдет срок беситься (две недели после укуса). Чувствовал много, но через две недели не взбесился, а потому заявил инспектору, что я — бешеный, и меня — тотчас же в Москву, делать прививки.
В гимназии я получал пятерки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума. В мае 13 лет назад (в этом мае на цветы выпал снег) я одновременно кончал свои дипломные проекты и кончил свой первый рассказ. Рассказ тогда же был напечатан в старом «Образовании». Ну — что ж: значит, я могу сочинять рассказы и их будут печатать, а поэтому три следующих года я писал только… о ледоколах, теплоходах, рефулерах, о «Теоретическом исследовании работы землечерпательниц». Никак иначе было нельзя: я был оставлен при кафедре корабельной архитектуры и занимался преподаванием на кораблестроительном факультете (занимаюсь и теперь).
Если я что-нибудь значу в русской литературе, то этим я целиком обязан Петербургскому Охранному Отделению: в 1911 году оно выслало меня из Петербурга, и я года два очень безлюдно жил в Лахте. Там от белой зимней тишины и зеленой летней — я написал «Уездное». После чего покойный Измайлов решил печатно, что я — в высоких сапогах, уездный, лохматый, с толстой палкой — и был очень удивлен, когда я оказался совсем не таким.
Впрочем, совсем не таким я стал после Англии, где во время войны прожил около двух лет. Там — строил корабли, смотрел развалины замков, слушал, как бахают бомбы с немецких цеппелинов, писал повесть «Островитяне». Очень жалко, что не видел февральской революции и знаю только октябрьскую (как раз к октябрю, все время в спасательном поясе с потушенными огнями мимо немецких подводок — я вернулся в Петербург). Это все равно, что никогда не знать влюбленности и однажды утром проснуться женатым, уже лет этак десять.
Сейчас пишу немного — вероятно, оттого, что становлюсь к себе все требовательнее. Три новых тома («На куличках», «Островитяне» и «Сказки») — три года лежат в издательстве Гржебина и начинают печататься только теперь.
Четвертым будет этот роман «Мы» — самая моя шуточная и самая серьезная вещь.
А пожалуй, самые серьезные и интересные романы не написаны мной, но случились в моей жизни.
1922

        Сказки Евгения Замятина 

                 Арапы


Арапы На острове на Буяне – речка. На этом берегу – наши, краснокожие, а на том – ихние живут, арапы. Нынче утром арапа ихнего в речке поймали. Ну так хорош, так хорош: весь – филейный. Супу наварили, отбивных нажарили – да с лучком, с горчицей, с малосольным нежинским… Напитались: послал Господь! И только было вздремнуть легли – воп, визг: нашего уволокли арапы треклятые. Туда-сюда, а уж они его освежевали и на углях шашлык стряпают. Наши им – через речку: – Ах, людоеды! Ах, арапы вы этакие! Вы это что ж это, а? – А что? – говорят. – Да на вас что – креста, что ли, нету? Нашего, краснокожего, лопаете. И не совестно? – А вы из нашего – отбивных не наделали? Энто чьи кости-то лежат? – Ну что за безмозглые! Да-к ведь мы вашего арапа ели, а вы – нашего, краснокожего. Нешто это возможно? Вот, дай-ка, вас черти-то на том свете поджарят! А ихние, арапы, – глазищи белые вылупили, ухмыляются да знай себе – уписывают. Ну до чего бесстыжий народ: одно слово – арапы. И уродятся же на свет этакие!
1920 год
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/137635/read-skazki-evgenij-zamyatin/~12

     Церковь божия 

Порешил Иван церковь Богу поставить. Да такую – чтоб небу жарко, чертям тошно стало, чтоб на весь мир про Иванову церковь слава пошла. Ну, известно: церковь ставить – не избу рубить, денег надо порядочно. Пошел промышлять денег на церковь Божию. А уж дело было к вечеру. Засел Иван в логу под мостом. Час, другой – затопали копыта, катит тройка по мосту: купец проезжий. Как высвистнет Иван Змей Горынычем – лошади на дыбы, кучер – бряк оземь, купец в тарантасе от страху – как лист осиновый. Упокоил кучера – к купцу приступил Иван: – Деньги давай. Купец – ну клясться-божиться: какие деньги? – Да ведь на церковь, дурак: церковь хочу построить. Давай. Купец клянется-божится: «сам построю». А-а, сам? Ну-ка? Развел Иван костер под кустом, осенил себя крестным знамением – и стал купцу лучинкою пятки поджаривать. Не стерпел купец, открыл деньги: в правом сапоге – сто тыщ да в левом еще сто. Бухнул Иван поклон земной: – Слава тебе, Господи! Теперича будет церковь. И костер землей закидал. А купец охнул, ноги к животу подвел – и кончился. Ну что поделаешь: Бога для ведь. Закопал Иван обоих, за упокой души помянул, а сам в город: каменщиков нанимать, столяров, богомазов, золотильщиков. И на том самом месте, где купец с кучером закопаны, вывел Иван церковь – выше Ивана Великого. Кресты в облаках, маковки синие с звездами, колокола малиновые: всем церквам церковь. Кликнул Иван клич: готова церковь Божия, все пожалуйте. Собралось народу видимо-невидимо. Сам архиерей в золотой карете приехал, а попов – сорок, а дьяконов – сорок сороков. И только, это, службу начали – глядь, архиерей пальцем Ивану вот так вот. – Отчего, – говорит, – у тебя тут дух нехороший? Поди старушкам скажи: не у себя, мол, они на лежанке, а в церкви Божией. Пошел Иван, старушкам сказал, вышли старушки; нет: опять пахнет! Архиерей попам мигнул: заладили все сорок попов; что такое? – не помогает. Архиерей – дьяконам: замахали дьякона в сорок сороков кадил: еще пуще дух нехороший, не продохнуть, и уж явственно: не старушками – мертвой человечиной пахнет, ну просто стоять невмочь. И из церкви народ – дьякона тишком, а попы задом: один архиерей на орлеце посреди церкви да Иван перед ним – ни жив ни мертв. Поглядел архиерей на Ивана – насквозь, до самого дна – и ни слова не сказал, вышел. И остался Иван сам-один в своей церкви: все ушли, не стерпели мертвого духа. 1920 

Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/book/137635/read-skazki-evgenij-zamyatin/~14


Урок 2

Жанр романа "Мы" 

1920 год

Что такое утопия?

УТОПИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ (от греч. ou – не, нет и topos – место) – литературно-художественное произведение, содержащее картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства.

Платон "Государство"

Томас Мор "Утопия"

Кампанелла "Город солнца"


Что такое антиутопия?

Д. Оруэлл "1984" , "Скотный двор"

Д. Брэдберри "451 градус по Фаренгейту"



Жанр романа - антиутопия

Дневник строителя "Интеграла". Конспекты.


Когда происходят события романа? 
"Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства, весь земной шар".
После двухсотлетней войны

В чём особенность языка произведения?

"Моё привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм".


Что  из предсказанного Е. Замятиным уже сбылось?



Напишите в общем документе об одной черте, которую вы видите в нашей жизни.

https://docs.google.com/document/d/1NjHh3qPVrAfvnYRlsozTzb9jTvUa-JMoXBoCoeYwPPY/edit?usp=sharing


Трейлер фильма "Мы" по роману Е. Замятина

https://www.youtube.com/watch?v=sm9j-4fRjo0


Прилагательные полные и краткие

1. С какой частью речи связано имя прилагательное ?
2. Изменяются ли прилагательные по падежам?
3. Изменяются ли прилагательные по родам?
4 Как мы узнаём, какое окончание надо писать в прилагательном?
5. Как изменяются имена прилагательные  во множественном числе?
Упражнение 29 на стр. 18 выполнить устно.
Упражнение 20 на стр. 14.
6. Как определить падеж имени прилагательного?
Самостоятельно выполнить упражнение 39.  Обязательно указать падежи прилагательных.

6. Чем отличаются прилагательные?
Умный - умён
Болтливый - болтлив
Старый - стар
Юный - юн
Красивый - красив
Каким членом  предложения обычно бывает  прилагательное?

Мальчик  ловок.       Девочка болтлива.

Изменяются ли краткие прилагательные по падежам?
А полные?
Какое правило правописания кратких прилагательных вы знаете?

Выполнить упражнение 46. Стр. 24.

А.С. Пушкин "Сказка о попе и работнике его Балде"

 1. Прочитайте "Сказку о попе и работнике его Балде" А.С. Пушкина или посмотрите мультфильм.

https://www.youtube.com/watch?v=nGYt_IiOUYs

2. Проверьте, насколько внимательно вы прочитали сказку, прослушали её или посмотрели видео.
Поиграйте здесь:

https://wordwall.net/play/1415/431/712

Не забудьте, пожалуйста, ввести имя и фамилию.

Работа в группах по поэме Гоголя "Мёртвые души"


Герои поэмы “Мёртвые души” Н.В. Гоголя

Работа в группах

  1. Выберите группу по желанию в зависимости от героя и даты, когда вы будете представлять свою работу на конференции. В каждой группе должно быть 5 человек, кроме последней. Там работает пара. 
  2.  Когда вы поймёте, какой тип характера представлен автором, перенесите его в наши дни и создайте работу в любом  формате: страничка в социальных сетях, заметка в газете “Город” и т.п., интервью с героем, история с участием этого героя, комиксы, его монолог и всё, что вам подскажет фантазия, хоть песня от лица героя.
  3. Более подробно можете посмотреть в блоге:

Манилов 21 апреля
1.
2.
3.
4.
5.

Коробочка 21 апреля
1.
2.
3.
4.
5.

Собакевич 28 апреля
1. Подтыченко Элина
2.Зверева Карина
3.Клим Карина
4.Ильина Карина
5. Исхакова Ариана

Ноздрёв 28 апреля
1.
2.
3.
4.
5.

Плюшкин 5 мая
1. Барган Полина
2. Разгоняева Евгения
3. Дмитриева Дарина
4. Кооп Эвелина
5. Девадзе Анастасия

Дама просто  приятная и дама приятная во всех отношениях 5 мая
1. Склянная Алиса
2. Гратий Стефания.

Записаться можно в документе:

https://docs.google.com/document/d/1_e8zlaGKNSGNXtZ3HO4RXuvOSGqGxk45a7j6i6_fmkU/edit?usp=sharing


воскресенье, 12 апреля 2020 г.

По следам работы "Поэты серебряного века"

Что было задумано?

1. Общими усилиями и творческими порывами освежить в памяти известное и дополнить новым тему "Поэзия серебряного века".
2. Каждая пара или группа по замыслу работала на благо всех, отбирая самое важное и интересное.
3. Слайды презентации ни в коем случае не должны быть простыми копиями.
4. Они должны быть краткими и сопровождаться наглядностью.
5. Каждое направление должно сопровождаться декларацией, в которой лаконично, точно и даже броско (ведь представители разных направлений, имея противоположные точки зрения, спорили, конкурировали и достаточно жёстко отстаивали своё мнение).

 Что получилось?

 1. Получилась интересная,  глубокая общая творческая работа, хорошо оформленная.
2. Некоторые слайды представляют информацию чересчур подробно, без выделения главного.
3. В комментариях стихотворений не всегда чётко и ясно отражены особенности поэтического направления.
4. Портреты не сопровождаются подписями (пародии и пародисты).
5. В основном  работы очень творческие и интересные.
Жалко, что не приняли участия в работе Андержанова Лиза (а заявка была такая интересная - сочинить небольшие стихотворения в духе символизма, акмеизма и футуризма), Андреев Даниил,  Сиразитдинов Тимур и Кайдалов Александр.

В общем, молодцы! 


Кто ясно мыслит, ясно излагает

Выдержки из презентации


1. Маяковский описывает ночь тяжёлыми словами. (Бывают и лёгкие?)

2. Видно, что то, что на картине, не то, что автор хотел изобразить. (Я ничего не поняла. Услышала только то, что не то, что).

3. Насколько позволяет одноимённый синдром, надо было покопаться в поисках глубокого смысла, то есть абстрагироваться от и не упоминать мнение других людей. (Это о чём?)

4. Особенного смысла в стихах я не нашла, но заметила форму стихосложения, что свойственно футуризму. (Присуще футуризму? А что за форма стихосложения? У любого поэтического произведения есть форма стихосложения, не только у футуристов.)

5. Автор ясно выделил метафоры, эпитеты и сравнения, что говорит о том, что использованы художественные приёмы футуризма. (Эпитеты, метафоры и сравнения использовали и используют все поэты. Это не является особенностью поэзии серебряного века).

6. Было бы лучше сначала описать, что характерно футуризму. ( Характерно для футуризма. Присуще футуризму).

7. Благодаря такому анализу стиха, легко запомнить одни из основных черт символизма. ( Одну из ... Одни - это сколько? Надо: легко запомнить основные черты).

Орфографические и пунктуационные ошибки

1. Заглавие, определённо, соответствует данным, расположенным на слайде. ( Нет вводного слова).
2. По моему мнению работа выполнена очень хорошо.(Не обособлено вводное слово).
3. Видно, что девушки перерыли ни один источник информации. (Ни один = нисколько, не один = несколько, много).
4. Однако, не хватает иллюстраций по теме. ( Однако =но. Это противительный союз, а не вводное слово, так как может быть заменено союзом НО и находится не в середине, а начале предложения.)


Вот и кончилась линия жизни

Вот и кончилась линия жизни,
Унеслась в непроглядную даль...
Брат мой, где ты? Откликнись, окликни!
Мне оттуда свой голос подай!

Как терпел, постепенно слабея,
Как страдал у последней черты
И о чём промолчал рядом с нею,
Это знаешь единственный ты.

Пожалел ли о ком-то далёком,
С кем проститься хотел, но не мог...
Видел что затухающим оком,
Знаешь ты и, наверное, Бог.

Мы уходим всегда в одиночку,
Каждый сам себе Бог и судья...
Кто там ставит бестрепетно точку,
Может, ты теперь знаешь - не я.

Брат родной, я от горя немею,
Но зажгу пред иконой свечу,
Помолюсь за тебя, как умею,
Как смогу. А потом помолчу

среда, 8 апреля 2020 г.

Зачётная работа по разделу "Орфография". 10 класс

Ребята!
Зачётная работа будет состоять из прохождения 3 тестов на разные правила. На основании 3 этих оценок я выставлю зачётную оценку по разделу "Орфография".
При прохождении теста обязательно в нужной строке указывайте не только имя, но и фамилию. Не должно быть никаких псевдонимов.  Тест вы проходите только один раз в определённое время. Цифры вводите без пробелов и без запятых.
Результаты присылать не надо, так как я увижу их на сайте.

1. Н и НН в разных частях речи.

httаголоps://saharina.ru/tests/test.php?name=test508.xml

2. Окончания глаголов, суффиксы причастий и деепричастий
Задание 12, вариант 4.


https://saharina.ru/tests/test.php?name=test408.xml

3. Правописание корней

Задание 9, вариант 2

https://saharina.ru/tests/test.php?name=test514.xml