суббота, 28 ноября 2020 г.

Стихотворение Тютчева «О, не тревожь меня укóрой справедливой…»

Попытка  ученицы 10 класса Крюковой А. прокомментировать стихотворение поэта 19 века Ф.И. Тютчева
Стихотворение Ф.И. Тютчева "О, не тревожь меня укорой справедливой" написано в 1852 году, в самом начале непростых взаимоотношений с Е. Денисьевой. Оно входит в знаменитый цикл стихотворений, посвящённых этой женщине.
В произведении  «О, не тревожь меня укóрой справедливой…» монолог ведется от лица мужчины, который не только соглашается с укорами женщины, но и пытается ее успокоить, говоря, что она находится в лучшем положении в их отношениях, чем он. Это можно наблюдать в самых первых строках стихотворения:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидней часть твоя…
В следующих же строках он объясняет, почему он так считает, и упрекает себя, говоря, как ему досадно, что и он не испытывает таких же глубоких чувств. Второе четверостишие является очень загадочным, и с первого раза его  сложно понять. Смысл заключён в словах, выраженных будто бы из вымышленного мира:
И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою —
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Скорее всего, он говорит о любви словно о созданном им новом мире, в котором он более не властен, который он покинул и стоит будто бы перед входом в него, но войти не в состоянии. Стоя перед вратами в этот мир, он видит в нем отражение себя нынешнего, чего он ныне стыдится. Он больше не верит в созданный им мир и сожалеет об этом. В этом стихотворении та же оппозиция, что и в предыдущем:
ОНА любит искренно и пламенно, у неё живая душа, поэтому, как он считает, она имеет право укорять его.
ОН стоит без веры, глядит с досадою ревнивой, краснеет, сознаёт со стыдом себя лишь безжизненным кумиром её живой души, хоть и чародеем, но жалким.
Оппозиция ощущается и в лексике стихотворения: любовь и досада, живая душа и безжизненный кумир, укора и оправдание. Использован противительный союз «А», противопоставляя лирических героев стихотворения. «Ты любишь», а я «гляжу с досадой». Герой  создал волшебный мир, но сам теперь не верит в него.
Произведение состоит всего из двух строф, рисующих трудные взаимоотношения двух любящих и страдающих людей. Стихотворение написано шестистопным ямбом. Чётные строки звучат более твёрдо, так как в них использованы  мужские рифмы, а нечётные – более мягко за счёт женских.  Рифмовка опоясывающая.
Главное в этом стихотворении – ощущение вины Его перед Ней.

среда, 18 ноября 2020 г.

Э. Хемигнуэй "Старик и море"


Э. Хемингуэй (1899 - 1961)

   Старик и море
   1952 год

Нобелевская премия 
1954 год

"Я пытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море, и настоящую рыбу, и настоящих акул. И, если мне удалось сделать достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному"
                      Э. Хемингуэй
Жанр произведения
Повесть? Рассказ? Притча?

Повесть - эпическое произведение, в котором представлен ряд эпизодов из жизни одного или нескольких героев.

Рассказ - прозаическое произведение небольшого объёма. В нём обычно рассказывается об одном важном событии в жизни героя.

При́тча — это  поучительный рассказ в аллегорической форме .

Метод айсберга

«Надо выкидывать всё, что можно выкинуть… Если писатель хорошо знает то, о чём он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует всё опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом». 
Э. Хемингуэй

После вступительного слова о писателе и особенностях его произведения можно предложить ученикам совместную работу работу на одной из интерактивных досок.  Пусть они выпишут из текста те фразы, которые звучат афористично и заставляют задуматься о глубине смысла. Совместная работа поможет увидеть, что почти каждая фраза, являясь вершиной айсберга, прочитывается не в бытовом, а в философском плане. Вот что примерно может получиться:

Особенности языка. 
Афористичность. Краткость. Философская глубина.

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Теперь не время думать о том, чего у тебя нет. Подумай о том, как бы обойтись с тем, что есть.

Океан стоит того, чтобы рассказать, что такое человек.

Счастье приходит к человеку во всяком виде, разве его узнаешь? Я бы, положим, взял немножко счастья в каком угодно виде и заплатил за него все, что спросят.

 Конечно, хорошо, когда человеку везет. Но я предпочитаю быть точным в моем деле. А когда счастье придет, я буду к нему готов.

 А как легко становится, когда ты побежден! — подумал он. — Я и не знал, что это так легко… Кто же тебя победил, старик? — спросил он себя…

 — Никто, — ответил он. — Просто я слишком далеко ушел в море.

Человек - это не бог весть что рядом с замечательными зверями и птицами.
Как хорошо, что нам не приходится убивать звёзды!
Приведи свои мысли в порядок и постарайся переносить страдания, как человек...Или как рыба.
Сначала просишь в долг, потом просишь милостыню.
Не нужно думать, старик. Плыви по ветру и встречай беду, когда она придёт.
Нельзя, чтобы в старости человек оставался один.
Глупо терять надежду. Тебе ещё может привалить счастье.
Символ - это всегда многозначный образ, имеющий обобщающий смысл. Символ не  может быть прочитан одинаково всеми. Символ имеет почти всегда переносное значение. Его невозможно раскрыть до конца.
Тем интереснее посмотреть, как читаются символы произведения разными читателями.  Таким образом мы обогащаем восприятие друг друга. 

        Символы в произведении Э. Хемингуэя "Старик и море"


МОРЕ - бесконечность. Смотришь в голубую даль и знаешь, что там что-то есть, неизведанное, как сама жизнь. Для кого-то это противник, а для кого-то союзник. Иногда дарит милости, а иногда отказывает в них. Море постоянно проверяет человека. Символ непостоянства. У него единственная постоянная - его изменчивость. Никогда не знаешь, что уготовано тебе. Это наша жизнь, которая то несёт по течению, то проверяет штормом, то приносит, то уносит. Символ одиночества, пустоты и печали, ожидания чего-то важного. Символ вечно изменяющейся жизни, дарующей и отнимающей, несущей счастье и несчастье, волнующей, непостоянной и бесконечной. Море, как и жизнь, всегда тайна.


АКУЛЫ - символ власти и превосходства. Если на земле король лев, то в море - акула. Это трудности в жизни. препятствия, с которыми приходится бороться. Только поборешь одну акулу, тут же появляется другая, часто более кровожадная. Это сильный противник. Он может загнать в тупик и отобрать все шансы на победу. Символ  страха, потери и разочарования, боли и обиды. У каждого в жизни есть враги. К тому же акулы кажутся подлыми рыбами, ведь пока старика тащила рыба, они не появлялись. Но как только Сантьяго поймал рыбу, они тут же стали отдирать от неё куски. Поймать такую рыбу было мечтой старика,  акулы же эту мечту уничтожили. Трудности и лишения не отстают от человека. идут след в след и при первой возможности атакуют его. Они могут отнять у тебя даже жизнь. Акулы как страх, который человек должен побороть, иначе он поглотит любого. Море полно акул, как и жизнь полна капканов,  которые могут отнять счастье.

львы - манящая неизведанность, которая  порой бывает губительной для человека. Часто хочется приблизиться к чему-то новому, думая о том, что именно там нас ждёт счастье. Символ мужества и молодости.  Когда старик был молод, то он ходил под парусом,  охотился в Африке на львов. Символ утраченной яркости жизни, дерзости. Не зря старику снились львы, которые резвятся, как котята. Воспоминание, которое остаётся с человеком на всю жизнь, вытесняя остальные.


РЫБЫ - подарок от моря, от судьбы, за который надо бороться, который нужно заслужить. Это счастье, которое то и дело пытаются отнять. Упорство и вера в себя- вот что нужно. Это трудное счастье. Оно неудержимо и мимолётно. Рыба - это цель.  Большая рыба может достаться только большими усилиями.


ЗВЁЗДЫ - это нечто божественное.  Они видят всё происходящее на земле и обо всём знают. Но звёзды не делятся увиденным с земными обитателями, зато могут указать верный путь. Старик видел в звёздах своих друзей. Звёзды - символ того прекрасного, что ещё не тронуто человеком. Это напоминание о вечности, о бесконечном существовании, недоступном человеку. Далёкие друзья. Когда они появились, старик очень обрадовался, потому что он не чувствовал себя одиноким, Они были с ним, освещали путь, и он говорил: "Хорошо, что нам не приходится убивать звёзды!"

Старик - старость,  мудрость, завершение жизни, опыт, одиночество, воспоминания.

Мальчик - начинающаяся жизнь, будущее, юность, неопытность, перекличка и связь поколений...

Результатом может быть эссе о притче Э. Хемингуэя. Тут уж, я думаю, должна быть индивидуальная работа. Каждый почерпнёт столько, сколько сумеет, увидит лишь вершину айсберга или нырнёт глубоко. Пусть каждый придумает своё заглавие, а может быть, и форму. 
Вот одна из самых простых работ, которая, однако, показывает, что совместная работа помогает даже не самым сильным ученикам понять непростое произведение. 

ПОЧЕМУ ПРОИЗВЕДЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ "СТАРИК И МОРЕ"?


Я думаю, что притча названа именно так потому, что суть её заключается не в том, что старик отправился на рыбалку и потерпел неудачу. Море ассоциируется с жизнью, с течением времени, в ходе которого мы что-то находим, а что-то теряем. Старик же ассоциируется с мудростью. И в притче он борется с неудачами жизни и с самим собой.
Море жизни относится ко всем одинаково, и     если  даже человек стар, это не значит, что не надо больше бороться за свою "рыбу". Любой другой возненавидел бы жизнь, любой другой, только не он. Пусть  руки все в шрамах, и лицо покрыто морщинами, но глаза у него молодые, и душа светится изнутри. Он воспринимает море как друга или как достойного соперника. 
 Сантьяго выходит на борьбу с морем один на один, рядом нет никого. Только он, море, звёзды и рыба. Море - главное испытание для старика. Море принимает вызов, и начинается схватка между человеком и стихией. Поединок закончился, а жизнь продолжается.  Море  пыталось защитить своих обитателей, а старик спасает свою жизнь, убивая акул и поедая рыб. Судьбы старика и моря похожи.
 Притча учит не сдаваться, а двигаться дальше, к цели. Название этой притчи зародило в моей голове мысль о том, что  притча об одиночестве. Старики обычно одиноки, а море бесконечно. Если объединить два этих понятия, то получится "Одиночество и Жизнь". Никогда не знаешь, что поджидает тебя в будущем, с чем придётся расстаться, а что останется навечно. Произведение заставляет задуматься о любом старике, о любом мальчике, о любом человеке и их поединке с морем и с самим собой.

Ссылка на мультфильм по произведению Э. Хемингуэя "Старик и море"


https://www.youtube.com/watch?v=OQfwyNGf5D0




Старые слова в сказках А.С. Пушкина.

вторник, 17 ноября 2020 г.

Объяснение Татьяны и Евгения в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

        Вопросы для работы в парах

1.  Татьяна Ларина в деревне и Татьяна Ларина в столице  -  одна и та же личность? Или она изменилась внутренне?

2. Онегин на балу такой же, каким когда-то приехал в деревню?

3. Помнит ли Татьяна урок, который когда-то преподнёс ей Онегин?

4. Поверила ли Татьяна, получив письмо Онегина, в его глубокую любовь? А вы верите?

5. Татьяна действительно любит Онегина спустя годы? Вы верите в её слова о любви к Онегину в момент объяснения?

6. Если Татьяна говорит, что по-прежнему любит Онегина, то что заставляет её отказаться от него?

7. Чего добивается Онегин от Татьяны своими письмами?

8. Поступок Онегина в конце романа – это поступок любящего человека или поступок эгоиста?

Объяснение Онегина и Татьяны в конце романа
Театр Вахтангова
Постановка Туминаса
1 час 30 минут
https://www.youtube.com/watch?v=yO3IzDgmzZA

Два письма в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Интересно сравнить два письма, которые есть в романе Пушкина "Евгений Онегин".


Домашнее задание к  уроку (или урокам)  даю отдельно для девушек и для юношей.
Прошу прочитать и осмыслить письмо Татьяны Лариной (девушки) и письмо Евгения Онегина (юноши).
                                                        Худ. Д. Белюкин
На следующем уроке одна из девушек садится с пером и письмом в руках, преображается в пушкинскую Татьяну и выразительно (хорошо бы наизусть) читает текст письма. 
Все остальные задают ей вопросы, связанные с её письмом к Онегину. Она отвечает, не выходя из образа Татьяны. Важно не просто фантазировать, а попытаться глубоко проникнуть в текст письма, понять характер героини и время, в которое она жила.

Можно пригласить по очереди  несколько человек. 
Вопросы были такие:

1. На каком языке написано письмо?
2. Что испытывала Татьяна, когда писала письмо?
 4. Уверена ли она в своих чувствах?
5. Можно ли считать письмо Татьяны ошибкой?
6.  Почему Татьяна пишет: "Вообрази: я здесь одна"? Но ведь рядом мать и сестра - два родных человека? 
7. Письмо устарело? Или оно звучит современно?

На следующем уроке разговор идёт о письме Онегина. Читает письмо и отвечает на вопросы кто-то из юношей.
1. Понимал ли Онегин душу  Татьяны, когда писал письмо?
2. Что для Онегина оказалось в своё время дороже любви? Как он объясняет это в письме?
3. Можно ли сказать, что перед нами письмо любящего человека?
4. Какую формулу любви вывел для себя Евгений Онегин? Соответствует ли она вашему представлению о любви?

На следующем  уроке интересно сопоставить письмо Онегина с письмом Татьяны, причём сделать это так, чтобы получилась перекличка, диалог.


Задание: составьте, работая в парах (желательно, чтобы пару составили девушка и юноша), из двух писем диалог. Придумайте мизансцену и приготовьте выразительное чтение диалога.

Ответьте на вопросы:
1. В чём сходство писем?
2. В чём их различие?
3. В чём эти 2 письма перекликаются?

Вот примерный диалог, который может получиться:

Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу ещё сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Предвижу всё: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Всё думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюблёнными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой всё ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
И я лишён того: для вас
Тащусь повсюду наудачу;
Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
И так уж тягостны они.
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я...
Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слёзы лью,
Твоей защиты умоляю...
Вообрази: я здесь одна,
Никто меня не понимает,
Рассудок мой изнемогает,
И молча гибнуть я должна.
Я жду тебя: единым взором
Надежды сердца оживи,
Иль сон тяжёлый перерви,
Увы, заслуженным укором!
Кончаю! Страшно перечесть...
Стыдом и страхом замираю...
Но мне порукой ваша честь,
И смело ей себя вверяю...
Боюсь: в мольбе моей смиренной
Увидит ваш суровый взор
Затеи хитрости презренной
 — И слышу гневный ваш укор.
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени,
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Всё, всё, что выразить бы мог,
А между тем притворным хладом
Вооружать и речь и взор,
Вести спокойный разговор,
Глядеть на вас весёлым взглядом!..
Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Всё решено: я в вашей воле,
И предаюсь моей судьбе.

Если этот диалог инсценировать, то очевидной и очень наглядной (даже без подробного комментария) станет зеркальная композиция романа и этих писем. Они словно отражаются одно в другом. Ключевые слова и фразы перекликаются, как и чувства, которые они в себе заключают.
Завершением инсценировки может быть горькая фраза:
А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но...
Дальше я ставлю значительное многоточие и задаю вопрос для самостоятельного письменного размышления:
"Что стоит за громадой этого НО? Чья-то вина? Судьба? Почему возможное счастье не случилось?"
На следующем уроке будем продолжать разговор, основываясь на самостоятельных размышлениях ребят, их попытках ответить на поставленный вопрос.
Можно также поработать в парах. Смотрите ссылку:
https://www.dunaeva.info/2020/01/blog-post_95.html

воскресенье, 15 ноября 2020 г.

Литературные забавные картинки Н. Поваляевой.

 Натальи Поваляева – автор этих забавных иллюстраций. Рассматривая их, мы узнаём литературные произведения, их героев и, конечно, авторов - русских и зарубежных.  Интересно, а вы догадаетесь, о каких писателях, произведениях и героях идёт речь?

Жду ваших комментариев!
















 






1. А.П. Чехов продает продукцию своего подсобного хозяйства.
2.Лев Николаевич Толстой одиноко вспахивает пашню в окрестностях Ясной Поляны, а крестьянин наблюдает за барином.
3. Александр Блок ночью идет в дежурную аптеку.
4. Э. Хемингуэй прощается с оружием.
5. У К. Чуковского зазвонил телефон. Кто говорит?
6. В. Маяковский и его широкие штаны с паспортом
7. Ананасы в шампанском, как любил И. Северянин.
8. Выпьем с горя! Где же кружка? - спрашивает Пушкин. Вот же она!
9. О. Уайльд пишет портрет Дориана Грея
10. Ф. Кафка  превратился в жука.
 
 

Мифы Древней Греции можно читать по-разному

 


Как много интересного можно найти в социальных сетях! На днях попало мне на глаза шутливое сообщение, посвящённое чтению мифов Древней Греции, и комментарии к нему.  Комментаторы покорили меня своим остроумием, прекрасным чувством языка и познаниями в греческой мифологии. Комментарии сыпались как из рога изобилия, и я не смогла удержаться, чтобы не добавить свои. 

Вот некоторые из них:

  • С мифами о Троянской войны сражалась 10 лет. Победила.
  • Миф об Икаре - настоящий улёт!
  • Глянула на Полифема одним глазком и окосела
  • Про циклопа не в бровь, а в глаз.
  • От мифа о Нарциссе глаз не оторвать
  • Читала про Орфея и Эвридику - просто песня!
  • Парис попал в яблочко!
  • Читала про Ариадну... Нить всё время ускользает.
  • Считаю, что миф о Прокрусте надо укоротить. Или продолжить. Но что-то надо делать!


А эти комментарии  не мои. Очень остроумные и все в точку:
  • Прочитал легенду о Прометее. Просто огонь!
  • Про Сизифа не знаю сколько раз перечитывал - бесполезно.
  • В мифе про Ахиллеса нашёл слабое место.
Думаю, что это можно приспособить к урокам по мифам Древней Греции.  Хотя бы в игровой форме на заключительном уроке.  Пусть попробуют  создать по этому образцу свои варианты. Или в этих фразах можно пропустить имена героев, пусть вставят, исходя из контекста.
А вы могли бы  придумать свой комментарий? Поделитесь, пожалуйста!

Правописание слов слитно, раздельно и через дефис

четверг, 5 ноября 2020 г.

Роль словообразования в русском языке. Глокая куздра...

Вариант 1. Начинаем с глокой куздры.

Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка. 
Конечно, все мы знаем эту искусственную фразу, созданную академиком Л.В. Щербой. Смысл её у каждого будет свой, но части речи легко определяются. Почему? 
Этот замечательный пример позволит начать разговор о морфемах и их роли в образовании огромного количества слов в русском языке.

Вариант 2. Начинаем с пусек бятых.

      Л. Петрушевская

    ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. 
    А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! 

Вариант 3.  А знаете ли вы? Начинаем с вопросов и даём ответы..

Сколько приставок в русском языке? Пробуем перечислить и подсчитать.
Сколько суффиксов в русском языке? 
А зачем так много?
В чём заключается морфологический принцип русского языка?

По подсчётам лингвистов, примерно 90 процентов слов в русском языке являются производными. В русском языке  около  4, 5   тысяч корней, примерно 500 суффиксов и около 100 приставок.

Выполним несколько заданий.

Смотрим, как приставки и суффиксы влияют на стилистическую окраску слов:

Определите стилистическую принадлежность слов и взаимосвязь стиля с морфемами.
Библиотекарша
Докторица
Врачиха
Низвергать
Толкотня
Болтовня
Контригра
Плохонький
Чрезмерный

Выпишите однокоренные слова из предложений. Укажите автора.
1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
2. Послушайте ж меня без гнева: сменит не раз младая дева мечтами лёгкие мечты.
3. Но мой Онегин вечер целый Татьяной занят был одной, не этой девочкой несмелой, влюблённой, бедной и простой.
4. Какая радость: будет бал! Девчонки прыгали заране.

Дополните перечень выписанных слов. Определите разницу в значении и употреблении.
Девочка, дева, девушка, девица, деваха, девка, девулька, девчонка, девчушка.


Поработаем в группах
Девочки. Кто больше вспомнит слов с корнем МУЖ


Мужчина, мужчинка, мужик, мужлан, мужичок, мужичишка, мужичонка, мужество, мужененавистница, мужественный, мужской, мужицкий, замужний, замужем, возмужать, мужаться,  мужеложество, мужиковатый и другие.


Юноши. Кто больше вспомнит слов с корнем ЖЕН
Жена, жёнка, жёнушка, женщина, жених, женишок, женатик, женоненавистник, женолюб, женофоб, женоубийца, женилка, женский, женственность, женственный, по-женски, жениться, обженить, женихаться, поджениться, разжениться и другие

Домашнее задание. Объясните, что, по вашему мнению, могут означать слова: летовать, землинка, обезбородить, подстольник, пуговичник, долинец, отземлиться, слонство. Объясните устно, по аналогии с какими словами вы определили их значение. 

Займёмся весёлым  словообразованием


А теперь чуть-чуть похулиганим! Поиздеваемся над словом таракан.  Попробуем не только вспомнить, но и "сочинить" как можно больше родственных слов с этим корнем. Но сочинять слова будем по аналогии с уже существующими в языке словами, используя знакомые морфемы.

                                          Таракан



Тараканск
Тарананград
Тараканизм
Таракановед
Тараканище
Тараканиеводство
Тараканоид
Тараканофоб
Тараканолюб
Тараканоид
Тараканодром
Тараканомат
Тараканомойка
Тараканопад
Таракановедение
Тараканоед
Притараканить
Натараканиться
По-таракански
По-тараканьи
Стараканить
Оттараканить

и так далее, насколько хватит фантазии.

Сочиним историю  историю про жизнь в Тараканске, Таракановке или Тараканограде.


 Это было в одном небольшом Тараканограде. Жизнь там шла своим чередом, каждый таракан занимался своим делом. Во главе города был Таракан Тараканыч со своей командой тараканоидов. Они дружно управляли городом  и "думали" о своём тараканьем племени. "Какие бы средства можно ещё стараканить и притараканить в свой тараканозамок? - ломали они головы день и ночь.
   Среди населения были и тараканоненавистники, которые постоянно тараканились по любому поводу. У некоторых на этом фоне развивалась и тараканофобия. Они начинали бояться всего, и иногда это перерастало в тараканоедство.
От безысходности в начале каждого месяца после тараканьей зарплаты или пенсии многие натараканивались так, что до дома доползали по-тараканьи на четырёх нетвёрдых лапках. На улицах города можно было услышать такие тараканизмы, которые сильно резали слух. Каждой весной в культурном центре проводились тараканьи бега или тараканобойня. Туда бежали простые тараканоиды - любители данного зрелища.
Были, конечно, в этом городе и садики, куда ходили маленькие тараканята, были и школы, где их учили уму тараканьему Таракан Тараканыч и Тараканка Таракановна. У некоторых таракашек развивалось в результате тараканолюбие.
Такой была таракановая жизнь в Тараканограде сто лет назад.

    Истории у ребят получаются замечательные, фантазия начинает работать, слова создаются невероятно интересные, и все мы в очередной раз видим, как работают морфемы и как богат русский язык.