четверг, 22 октября 2020 г.

Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня"



 Кадзуо Исигуро...Об этом авторе я много слышала и всё собиралась познакомиться с одним из самых известных его произведений "Не отпускай меня". Тем более, что автор  является лауреатом  Нобелевской премии. Появилось больше свободного времени, и решила  не откладывать. 

Дождливым осенним вечером начала читать. Первые главы книги - описание того, как живут дети в интернате, где о них заботятся, учат творчеству, приобщают к спорту и чтению учителя и воспитатели (опекуны). Никакой особенно явной жестокости, насилия. Но что-то странное настораживает: главная опекунша Мадам (так её называют) плачет, увидев танцующую девочку,  Люси (другая опекунша) чем-то явно озабочена и на что-то намекает. Почему-то никому нельзя покидать пределы этого заведения, все собирают жетоны., ждут Распродаж (именно с большой буквы). Настораживает, интригует.

Обращаю своё внимание, что герои  говорят о какой-то выемке.  Странное слово. На этой интриге я держалась довольно долго, пока не поняла, что герои романа не обычные дети, а клоны, и готовят их тщательно и заботливо теперь уже  понятно к какой выемке - изъятию органов, а читаю я не любовный роман или мелодраму, как обещало заглавие, а утопию, точнее - антиутопию, потому что, если человечество ожидает такое будущее, то это ужасно.  Неужели овечка Долли не прошлое, а будущее?! И самое страшное, что дети-клоны  (о ужас!)  в романе живут как обычные люди: дружат, влюбляются, обижаются, сочиняют стихи и рисуют картины, но не возмущаются, не переживают из-за того, что будущее их предопределено. Тоскливо. 

Рассказ ведётся неторопливо, ужасы не описываются, но читать об обыденной жизни без будущего становится всё труднее. Да ещё в реальной жизни поздняя осень, тёмная и дождливая... Кроме того, постоянные разговоры о пандемии, на экране и вокруг люди в масках. Нет, силы мои на пределе. Я не могу больше читать эту книгу.

Да. я из тех, кто почти никогда не бросает чтение произведения, но сейчас отложила в сторону роман. Не знаю, вернусь ли к нему весной или солнечным летом. Не знаю. 

Почитала отзывы. "Гениальный роман!"- пишут одни. "Нудятина!" - выносят вердикт другие. А вам решать и пробовать на вкус произведение лауреата Нобелевской премии Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня".

Отпускай меня,  хочу прочитать что-нибудь светлое и жизнеутверждающее! Посоветуйте, люди!

Что ты знаешь о Пушкине?

воскресенье, 18 октября 2020 г.

Иван Иванов лучше, чем Пётр Сидоров!

Вот ещё одна смешная история из моей учительской жизни. Ох, много же их было!


                                           Такой меня увидела моя ученица Вика Назарова

 Учитель одновременно обучает около 100 - 150 человек. Иногда бывает трудно запомнить все имена и фамилии, особенно такие, как Егор Степанов, Александр Петров, Григорий Васильев, то есть когда фамилия происходит от имени. Мудро поступили родители Михаила Михайлова: точно не перепутаешь фамилию с именем. 

Был такой случай.

 Веду урок в 11 классе. Работаю с ребятами с четвёртого и на урок прихожу с удовольствием, как к родным. Начинаю опрос:

- Михаил Романов, к доске.

После паузы удивлённый голос:

- Может, Михайлов Роман?

- Да, конечно! Рома, извини, пожалуйста! Перепутала! Конечно, я  прекрасно помню, как тебя зовут! - говорю я. И вдруг слышу:

- Это ещё хорошо, Эльвира Георгиевна, что Вы  Сергея Хренова не перепутали!

Дружный хохот.  Быстрый же ум и прекрасное чувство юмора у Саши Зайцева! 



пятница, 9 октября 2020 г.

Евгений Водолазкин "Брисбен"

 


Современный писатель Евгений Водолазкин, автор произведений "Авиатор", "Лавр" и "Брисбен", очень популярен в наши дни. Я начала знакомство с его творчеством, прочитав роман "Брисбен".

Брисбен - город в Австралии. В романе, как я поняла, он символизирует мечту о счастье, часто несбыточном и недостижимом. Главный герой - всемирно известный музыкант, исполняющий на гитаре классические произведения и гастролирующий с оглушительным успехом по всему миру. Можно сказать, что это музыкальный, даже полифонический роман, в котором переплетаются судьбы людей, их взгляды, надежды и мечты.  Кроме того, повествование идёт сразу в двух плоскостях: детство и современность. 

Главный герой может считаться нашим современником, поэтому, читая  произведение, вольно или невольно начинаешь размышлять о событиях, которые происходят на наших глазах или происходили в недалёком прошлом. Он родился и провёл своё детство на Украине, учился в России, а живёт в  Германии. Он говорит и на русском, и на украинском, и на немецком языках, он чувствует себя человеком, принадлежащим к разным культурам, не понимает вражды между братскими народами. 

Но роман вовсе не о политике. Он о трудном взрослении, когда всё впервые и любое событие может оглушить и выбить из колеи тонко чувствующего и ранимого ребёнка, подростка и юношу. Так ребёнок впервые сталкивается со смертью и трагическим осознанием, что это неизбежно. Эти пронзительные страницы невозможно забыть. А любовь? Оказывается, она не всегда дарит счастье! А развод родителей? А выбор своего предназначения? Всё это очень сложно. 

 Сложно взрослеть, но не менее сложно быть взрослым, когда надо отвечать за своих родных и близких, а иногда и чужих людей, когда подступают болезни и грозят разрушить твою жизнь. А труднее всего отвечать за себя и перед собой. Иногда приходится находить силы, чтобы начать всё с нуля и выбраться на тот путь, который дарит гармонию душе.

Это роман о счастье и муках творчества, которое поглощает человека и диктует свои правила, в чём бы творчество  ни выражалось.

Есть некоторые моменты, вызвавшие во мне непонимание и некоторое отторжение, но говорить об этом в рубрике "Советую прочитать" не хочу. Всё-таки советую прочитать этот роман, он заслуживает внимания.

Литературный эрудит

В этой викторине несложные вопросы по литературе на разные темы. Проверь, можешь ли ты считать себя литературным эрудитом. Литераторов прошу не беспокоиться!

понедельник, 5 октября 2020 г.

Валери Перрен "Поменяй воду цветам"



Валери Перрен - французская писательница, известная пока в России только по одному произведению,  встреченному читателями по-разному, от полного неприятия до восторженного восхваления. 

Книга рассказывает о непростой (а у кого она простая?) судьбе Виолетты - женщины, работающей смотрительницей на кладбище. Сразу возникает вопрос: "Какие  повороты судьбы могли привести ещё молодую женщину на кладбище? Почему здесь она и работает, и живёт?" Погружаясь в чтение,  мы постепенно понимаем, что её сюда привело. 

Кажется, кладбище и могила - конец любой судьбы, но об ушедших в вечность знает, помнит и рассказывает смотрительница. В этих историях оживают люди, они любят и ненавидят, мечтают и страдают. Истории сменяют друг друга, одна интереснее другой. Люди прожили неповторимую жизнь, прежде чем оказаться перед лицом вечности и исчезновения.

Истории рассказывают разные люди, и интересно, что  первое впечатление о человеке чаще всего оказывается неверным, стоит узнать историю его жизни из его уст, то есть из первых рук. Это заставляет задуматься о том, что любую историю можно рассказать в тысяче разных вариантов, и каждая будет правдивой. 

В книге переплетаются разные жанры: и психологический роман, и детектив, и любовный роман в форме дневника.  Язык произведения простой, и читается книга легко.

Это первое произведение Валери Перрен, и я с любопытством буду ждать следующего, так как первый роман меня не разочаровал.

Молчи! Устал я слушать!

                    

                        
 
У каждого учителя в запасниках памяти есть немало смешных случаев.  У меня тоже. Вот один из них. Тогда я только начинала  "творить" на благородном поприще, и мне казалось, что строгость - неотъемлемая черта настоящего учителя.  Ох, как я боялась показаться нестрогой!
Задала на дом выучить наизусть басню Крылова "Волк и ягнёнок". Начала опрос. До поры до времени всё шло как по маслу. И тут...
- Владимир Петров, к доске!
Пятиклассник Владимир читал наизусть очень выразительно и вдруг после строчки "Ах, я чем виноват?"  замолчал. Глядя в потолок, он вспоминал следующую строчку. 
Тут уж я решила показать, что, хоть и молодая, но у меня не забалуешь:
- Как тебе не стыдно! За целую неделю не мог выучить одну басню! Вот поставлю сейчас двойку, так будешь знать! Распаляясь всё больше, вдруг услышала:
- Молчи! Устал я слушать!
Это Володя Петров, глядя в потолок,  вспомнил злополучную строчку! И, главное, вспомнил вовремя!
Класс грохнул от хохота, да и я вместе с ними. Единственным, кто ничего не понял, был Володя Петров.

четверг, 1 октября 2020 г.

Ещё раз про любовь... А. Куприн "Гранатовый браслет"

 Очень часто на уроках литературы мы говорим, конечно же, о любви.  Так часто, что попыталась сформулировать для себя формулу любви. Простую, но именно по ней,  думаю, можно отличить настоящую любовь от суррогата, которым наполнены современные произведения искусства. Ох, и самонадеянная я! Но всё равно хочется добавить свой негромкий голос в огромный поток стихов и песен о любви.


Что такое любовь?  Не слова, а поступки.
Это тайна. О ней не пристало кричать,
А ещё чистота,  а не пошлые шутки,
Это нежность  и, может,  немного печаль.


Как великий талант, она редким  даётся.
То награда за высшую мудрость души,
Если даже о ней в каждой песне поётся,
Принимать за любовь  этот звук не спеши.


Есть влюблённость и страсть. Налетают, как ветер,
Убивают, крушат,  всё сжигают дотла…
А любовь возвышает, спасает. Поверьте! 
Два волшебных, невидимых дарит крыла.

Ещё раз про любовь... И ещё раз, и ещё... Потому что это самое  важное в жизни, особенно в юности. Как же без фальши и нравоучительности поговорить о ней?  
Я бы сначала провела урок, на котором мы вместе читали и слушали стихи о любви разных авторов. Пусть каждый найдёт и прочитает (или даже сочинит и прочитает), а может, даже нарисует то, что для него - Любовь.

Перейдя от стихов к прозе, можно попросить учеников сформулировать вопрос (вопросы), на которые ему хотелось бы получить ответ. Это, я думаю, наилучший вариант - идти от вопросов ребят. На них и построить урок.
 Если не получится, можно поработать в группах (6 групп), выполняя следующие задания: 

1.Василий Львович Шеин читает гостям иллюстрированную повесть “Княжна Вера и влюблённый телеграфист». Зачем он это делает? Важен ли этот эпизод для понимания смысла рассказа?
Прочитайте эту «повесть» с той интонацией, с какой, вероятно, её читал Шеин. Можете сопроводить чтение несколькими рисунками.
2.О чём говорит портрет Желткова и его поведение в эпизоде, когда к нему пришли муж и брат Веры?
3.Был ли у Желткова другой выход, кроме самоубийства? Изменило ли что-нибудь в мире его самоубийство?
4.Выберите 2 определения, характеризующих любовь Желткова ( глупая, жалкая, высокая, нелепая, смешная, трагическая, великая, странная). Можете подобрать свои определения.
5.Какие ещё истории любви есть в рассказе. Прокомментируйте их.
6.Согласны ли вы с рассуждениями генерала Аносова о любви?
После того как группы обсудят все вопросы, можно по жребию определить, какая группа на какой вопрос будет отвечать.
Привожу несколько стихотворений о любви разных авторов. Можно спросить, какое из них кажется близким по смыслу и настроению к повести "Гранатовый браслет".

Андрей Дементьев

Любовь не только возвышает,
Любовь порой нас разрушает,
Ломает судьбы и сердца…
В своих желаниях прекрасна,
Она бывает так опасна,
Как взрыв, как девять грамм свинца.
Она врывается внезапно,
И ты уже не можешь завтра
Не видеть милого лица.
Любовь не только возвышает,
Любовь вершит и все решает,
И мы уходим в этот плен.
И не мечтаем о свободе.
Пока заря в душе восходит,
Душа не хочет перемен.

Владимир Высоцкий

Красивых любят чаще и прилежней,
Веселых любят меньше, но быстрей, -
И молчаливых любят, только реже,
Зато уж если любят, то сильней.

Не кричи нежных слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе, -
Пусть кричат пароходы в ночи,
Ну а ты промолчи, промолчи, -
Поспешишь - и ищи ветра в поле.

Она читает грустные романы, -
Ну пусть сравнит, и ты доверься ей, -
Ведь появились черные тюльпаны -
Чтобы казались белые белей.

Не кричи нежных слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе, -
Пусть кричат пароходы в ночи,
Ну а ты промолчи, промолчи, -
Поспешишь - и ищи ветра в поле.

Слова бегут, им тесно - ну и что же! -
Ты никогда не бойся опоздать.
Их много - слов, но все же если можешь -
Скажи, когда не можешь не сказать.

Не кричи нежных слов, не кричи,
До поры подержи их в неволе, -
Пусть кричат пароходы в ночи,
Ну а ты промолчи, промолчи, -
Поспешишь - и ищи ветра в поле.

Юлия Друнина

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить..
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Стихи о любви можно также найти в подборке "Стихи поэтов второй половины 20 века" по ссылке:

https://www.blogger.com/blog/post/edit/5774155676104683976/5766099072041426153

понедельник, 21 сентября 2020 г.

Реальность, мистика и игра в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"

Если начать разговор о повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" с размышлений о героях произведения, то выяснится, что ученики (с моими так получилось) не знают, кто такой Сен-Жермен, Мефистофель, не так уж много знают о Наполеоне, а ведь присутствие первых двух сразу уводит повесть от реальности, как и многое другое. Кроме того, "героями" являются игральные карты, особенно те самые "тройка, семёрка, туз" и  пиковая дама.  А представляют ли ученики, в какую игру погружены действующие лица? Каковы правила игры?
Так реальность, мистика и игра соединились в загадочном произведении А.С. Пушкина - знатока карточной игры и глубокого психолога, размышляющего о роке, судьбе в жизни людей и даже нумерологии. Поэтому и урок я назвала так: "Реальность, мистика и игра в повести А.С. Пушкина "Пиковая дама".
Изобразив во вступительном слове скелет кластера, я сформулировала вопросы, позволила пользоваться текстом произведения и Интернетом и попросила, отвечая на вопросы, "оживить" скелет конкретными деталями и размышлениями. При желании ребята могли  сформулировать свои вопросы или дополнить мои, а можно было  дать трактовку повести абсолютно самостоятельно и не использовать "костыли" в виде моих вопросов.




Вопросы
Кто это?

Сен-Жермен Мефистофель
Наполеон
Томский
Нарумов
Германн (Почему с двумя НН?)
Лизавета Ивановна
Старая графиня (Сколько ей лет?)

1. Какая карточная игра изображена в повести? Каковы правила этой игры?


2. Где в повести звучит тема рока, судьбы? В каких словах это отражается?


3. Какие цифры повторяются в повести?


4. Какие сны, видения изображены автором в повести?


5. О чём говорит внешность Германна? Что в нём от Наполеона, а что от Мефистофеля?


6. Кто он по национальности? Как его характер отражает национальность? Какие противоположные черты в Германне соединяются? В чём это проявляется?


7. На что готов пойти Германн ради денег?


8. Зачем Германну деньги?


9. Какая сумма даёт "покой и независимость"?


10. Какой психологический портрет Германна рисует Пушкин?


11. В чём сходство Германна и Лизаветы Ивановны? Кому из них удалось добиться
желаемого?


Почти целый урок ребята работали самостоятельно.
На следующем уроке  они представляли  свою трактовку повести, пользуясь кластером, составленным ими на уроке, и обсуждали следующее:



Какая мысль в повести показалась наиболее интересной?
Сохранило ли произведение актуальность?
Какие строки из романа "Евгений Онегин" могли бы стать эпиграфом к повести "Пиковая дама"?
С каким известнейшим романом второй половины 19 века перекликается повесть Пушкина?

Завершающее задание:
"................................." и "........................................" - вот главные достоинства прозы", - писал Пушкин. Попытайтесь догадаться, какие два качества он назвал?