https://www.youtube.com/watch?v=OASQOBt_YIc
1. В какой стране жила А. Линдгрен? (Швеция)
Вам недостает времени, чтобы придумать сценарий, игру, викторину, вопросы к зачету? Задумали что-то необычное? Заходите ко мне на блог. Надеюсь не разочаровать вас. Методические материалы, примеры уроков и игр, веселые уроки, варианты проверочных работ, тесты, сценарии, стихи, впечатления, сочинения - все это вы найдете в моем блоге - блоге учителя литературы, работающего более 30 лет в одной из гимназий Эстонии. Приглашаю учеников, настоящих и бывших, а также их родителей. Я всем гостям рада.
Декабрь. Ещё более короткие серые дни. Серая каша под ногами и сверху, усталость от "Новостей", книги о человеческих страданиях и безысходности, которые то и дело попадают в поле моего чтения, страх за себя и за близких...Замкнутый круг.
И вдруг! Случайно вижу предисловие автора к своей новой книге:
"Мысль написать такую вот светлую и тёплую книгу о трогательном, хотя и нелепом в чём-то человеке пришла мне в начале тягостных месяцев проклятой пандемии. Я вдруг поняла, что читателю и так тяжко дышать, и так тесно жить; что его и так сейчас сопровождают болезни, горести и потери; читатель инстинктивно ищет в мире книг такое пространство и такую "температуру эмоций", где он мог бы не то что спрятаться, но войти и побыть там, легко дыша, пусть и грустя, но и улыбаясь".
Да это же как раз то, что мне надо! Думаю, не только мне. Лекарство от мрачного настоящего. Бальзам надежды. Свет как витамин от печали, живая вода нужных слов. С таким ощущением я начала читать новое произведение Дины Рубиной со странным названием "Маньяк Гуревич". Название отталкивало - предисловие манило и победило.
Часть первая.
Детство Гуревича. Родимая обитель
Первая часть рассказывает о детстве Семёна Гуревича в необычной, но прекрасной семье. Книга увлекла с первой строчки сочетанием доброты и юмора: "Семья была врачебная, и это определяло всё - от детских игр до трагической невозможности нащёлкать градусник до 38. Но с мамой и не забалуешь: резкая, властная, она каждому воздавала по заслугам и мнения при себе не держала: если сделал что-то умно и ловко, это у неё "нормально", Если плохо, пеняй на себя. Спросит только: "Ты идиот или прикидываешься?". "Нет, я не прикидываюсь, - возражал торопливо сын."
Колоритные образы матери и отца, бабушки и дедушки, а также школьных друзей легко запоминаются. Запоминаются, а иногда заставляют смеяться эпизоды из жизни замечательной семьи, в которой такие разные люди живут весело, уважая и любя друг друга и всех, кто их окружает. Поймала себя на мысли, что давно я не смеялась в голос, читая книгу. И не грустила так откровенно, читая о происшествии после новогодней ёлки в особняке Монферрана, что на Большой Морской. Да и цыплячьи и куриные приключения чего стоят! В них смешалось комическое с трагическим. А каково происшествие на карусели в выпускном классе! "Крылатые качели", одним словом.
На страницах книги живёт своей жизнью Ленинград во всём его многообразии - город, который придётся покинуть в трудные для всех девяностые годы повзрослевшему Семёну Гуревичу со своей семьёй. Тяжело покинуть, ведь тут прошло и детство в коммунальной ленинградской квартире, и прогулки с друзьями по ленинградским улицам, и оздоровительная дачная жизнь на съёмной веранде за городом, и поездки в Прибалтику за отдыхом и "качественным прибалтийским трикотажем".
Вторая часть. Неотложные годы
Сын пошёл по стопам родителей, тоже выбрав профессию врача. Одна из частей произведения рассказывает о его работе на подстанции скорой помощи, или в неотложке.
"Работа интересная, познавательная: и соображалку развивает, и точность рефлексов оттачивает, и муштрует все реакции медработников; а горизонты раздвигает - ошеломляюще. Во все стороны..."
Тут, как пишет автор, "каждый случай - приключение, сюжет для небольшого рассказа". Но это кому как, конечно. Я, честно сказать, не любитель читать про такие приключения, где "больница не желает отвечать за чужих мертвяков", чтобы не портить статистику, а герои сюжетов - одинокие мужчины, отравившиеся "склизкими" пельменями, дряхлые старушки, умирающие в женских банях, тонущие в собственных ванных, потому что "сосуды слабые, сердечко цыплячье", дед, не дождавшийся помощи , потому что фельдшер вместо зонда принес из машины зонт, ну и выпавший при транспортировке искусственный глаз старухи... Жалко до слёз беззащитных бедных людей, которых так пренебрежительно называют стариками, старухами, алкашами и психами. Да, ранят меня в последнее время подобные детали.
Часть третья. Психиатрия-матушка
И не люблю я описания буйных и смирных клиентов психиатрической клиники, где работал врач-психиатр Семён Гуревич. Особенно страшное впечатление произвело на меня описание судьбы "бывшего аспиранта философского факультета Ленинградского университета Николая Шелягина, а ныне пациента психиатрической клиники с диагнозом "шизофрения", потому что разве здоровый человек захочет бежать из СССР, пытаясь перейти финскую границу?!
Валяй, калечь мою судьбу,
Руби мою лозу!
..но после смерти я в гробу
Отсюда уползу.
В земле проделаю дыру
Незримый, как ЧК.
И если весь я не умру,
То знай, что здесь я не умру.
Прощай же.
Тчк...
Так "лечили" в психиатрических клиниках неугодных и неудобных. Страшно читать о сломанных судьбах.
Эта часть книги явно нарушала обещание автора, данное в предисловии. По крайней мере, для меня, поэтому перейду к четвёртой части.
Часть четвёртая. Лимонное деревце во дворе
"Девяностый год двадцатого столетия...
Миллион народу встал на крыло и перелетел в другой ареал обитания."
Среди вставших на крыло оказалась и семья Семёна Гуревича. Всё пришлось начинать с нуля, чтобы выжить и вырастить детей на новом месте: выучить язык, заработать денег на еду тяжёлым физическим трудом: мыть в ресторане посуду, выдёргивать сорняки под тропическим дождём, ухаживать за пожилыми... пока не подтвердишь, что можешь работать врачом. Но эта часть не только о трудностях новой жизни, но и доброте, стойкости, чувстве юмора семьи Гуревича и тех, кто им помогал в это время.
В эти страшные годы в Израиль уехала с двумя маленькими детьми моя племянница. Не жалуясь на трудности, она, как и герои книги Д. Рубиной, вырастила там детей, основала движение "Вместе мы - сила!", вместе с другими неравнодушными людьми помогает тем, кому тяжело. Я рассказываю о ней с гордостью, ведь и сейчас, в предновогодние дни, она с друзьями устраивает праздники во многих семьях Израиля. Я вспоминала о ней, когда читала последнюю часть произведения "Маньяк Гуревич".
Подводя итог, скажу, что только первая часть романа оправдала мои ожидания от вступления. Она наиболее светлая, может, потому, что детство и юность чаще всего пронизаны для нас светом, когда мы вспоминаем о них на закате жизни. Разочарована ли я остальными частями? Конечно, нет! Жизнь наша наполнена светом и тьмой, важно верить, что света больше. И я поверила! Книга не оставляет ощущения безнадёжности, наоборот, она внушает веру, что есть в мире настоящая дружба, неиссякаемая любовь и бывают семьи, как надёжная гавань, где тебе с огромной любовью скажут: "Ну, ты маньяк, Гуревич!"
-Эй, Гуревич! А почему глаза мокрые? Ты что, опять меня хоронил, Гуревич?
- Да ладно тебе, это автобусы. Такую пыль вздымают, - не проморгаться...
Вот такая она, негасимая любовь, без красивых слов, но одна на всю жизнь.
Давно я не читала такой тёплой книги. Советую!
Стихотворение написано Ф.И. Тютчевым 22 сентября 1849 года. Это расцвет творчества поэта.
Оно состоит всего из 2 строф и, более того, всего из 2 предложений. Обе строфы строятся одинаково, можно сказать, параллельно. В основе лежит противопоставление минут жизни, когда человеку трудно, тяжело, и мгновений, когда по чьей-то воле ("знает Бог откуда") приходит успокоение ("на душу отрадное дохнёт"). Этот переход всегда происходит внезапно, вдруг. Неслучайно это слово используется автором и в первой, и во второй строфе; в первой строфе оно в третьей строчке, а во второй - в четвёртой, то есть и в том и другом случае обозначает некий перелом в ощущении жизни.
Противопоставление в стихотворении звучит очень ярко, благодаря выразительной лексике: заботы убийственные, всё мерзит, груз на душе страшный, да и сама жизнь лежит на человеке, как камней груда. Использованное Ф.И. Тютчевым сравнение "как камней груда" произносится с трудом, особенно в начале: "как камней". Ощущение мерзости жизни поддерживается и звукописью: груда, мерзит, страшный. Звук "р" в сочетании со звуками "с", "ш" и "з" ясно показывает тяжесть, которая лежит на человеке. Вторая же часть первой строфы звучит совсем иначе. Здесь использованы глаголы "дохнёт", "обвеет", "обнимет".
Вторая строфа тоже построена на смене настроения, но она не повторяет первую, потому что в ней речь идёт о природе, тесно связанной с жизнью людей. Такой приём достаточно часто используется автором и в других стихотворениях, таких, например, как "Слёзы людские", "Как океан объемлет шар земной", "И гроб опущен уж в могилу". Автор показывает неразрывное переплетение жизни человека и жизни природы, ведь, по мнению поэта, в природе, как и в человеке, есть душа. В 1836 году Тютчевым написано стихотворение "Не то, что мните вы, природа", ставшее для него программным. Оно перекликается со многими другими стихотворениями поэта, в том числе и со стихотворением "Когда в кругу убийственных забот":
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
В природе тоже бывает печальная пора, "когда поля уж пусты, рощи голы, бледнее небо, пасмурнее долы", но вдруг, как и в жизни человека, всё меняется.
Стихотворение написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских рифм. В первых четырёх строчках и первой. и второй строфы использованы опоясывающая рифмовка, а в пятой и шестой - смежная.
Стихотворение заканчивается многоточием. Жизнь природы и человека продолжается, и в ней бывает и убийственное, и отрадное, сменяясь вдруг по чьей-то таинственной воле.
В моём блоге есть пост "Узнай меня! Викторина по биографиям известных писателей"
https://www.blogger.com/blog/post/edit/
В нём по 3 фактам жизни и творчества надо узнать писателя. Пока в нём 3 раздела: "Русские писатели и поэты 19 века", "Русские писатели и поэты 20 века" и "Зарубежные авторы".
Недавно я начала переносить эти материалы в интерактивный формат. Как их использовать? Я думаю, в качестве домашнего задания с проверкой на уроке (письменной или устной), во время дистанционного обучения. А может, придумаете что-то другое. Даю ссылку на раздел "Зарубежная литература":
В задании требуется выбрать один правильный ответ из 4 возможных.
Кроме того, на основе распечаток с портретами героев можно провести урок о том, как тот или иной писатель создаёт портреты своих героев, отметить своеобразие его творческой манеры.
Это задание можно использовать, чтобы проверить, прочитано ли произведение, можно использовать во время игры по произведению как один из туров или во время проведения обычной викторины.
Кроме того, на основе распечаток с портретами героев можно провести урок о том, как тот или иной писатель создаёт портреты своих героев, отметить своеобразие его творческой манеры.
1. "Плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке, в ковбойке, жёваных белых брюках и в чёрных тапочках".
2. "Одетый в летнюю серенькую пару, маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нёс в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в чёрной роговой оправе".
3. "Прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия глумливая".
4. "Молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи... Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника, шёл бодро, обгоняя прохожих."
5. "Маленький, прихрамывающий, обтянутый чёрным трико, с ножом, засунутым за кожаный пояс, рыжий, с жёлтым клыком, с бельмом на левом глазу".
6. " С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет 38"... На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат".
7. "Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нёс трость с чёрным набалдашником в виде головы пуделя."
8. "Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запёкшейся кровью".
9. Он "был на голову выше самого высокого из солдат легиона и настолько широк в плечах. что совершенно заслонил ещё невысокое солнце".
10. "Она несла жёлтые цветы! И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. И меня поразила не столько её красота, сколько её необыкновенное, никем невиданное одиночество в глазах",
Ключ для проверки
1. Иван Бездомный
2. Берлиоз
3. Коровьев (Фагот)
4. Иуда
5. Азазелло
6. Мастер
7. Воланд
8. Иешуа
9. Марк Крысобой
10. Маргарита
Это задание можно использовать, чтобы проверить, прочитано ли произведение, можно использовать во время игры по произведению как один из туров или во время проведения обычной викторины.
Я давала в качестве проверочной письменной работы по вариантам. При этом ученики не знали, одинаковые у них варианты или разные, тем более, что первый портрет был одинаковый у того и другого варианта. Это некоторых сбивало с толку, и, если они списывали, то это было видно.
Кроме того, на основе распечаток с портретами героев можно провести урок о том, как тот или иной писатель создаёт портреты своих героев, отметить своеобразие его творческой манеры.
1 вариант
1. "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу."
2. "Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлки, но одушевлённые красноватые глазки. Во взгляде его светилась как будто восторженность,- пожалуй, был и смысл и ум,- но в то же время мелькало как будто и безумие".
3. "Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке".
4. "Господин немолодых уж лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией... Тёмные бакенбарды приятно осеняли его лицо с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светло выбритого блиставшего подбородка".
5. "Она была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений лёгкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые".
6. "Лицо её всё еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный чистый жар сердца до старости. Волосы её уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились возле глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно".
7. "Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Она была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка , с замечательными голубыми глазами".
8. "Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза".
9. " это было какое-то странное лицо, похожее как бы на самку: белое, румяное, с румяными алыми губами, с светло-белокурой бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом лице."
10. "Это был человек лет 35, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами".
2 вариант
1. 1. "Он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, Что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу."
2. "Это был человек лет уже за 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щёлки, но одушевлённые красноватые глазки. Во взгляде его светилась как будто восторженность,- пожалуй, был и смысл и ум,- но в то же время мелькало как будто и безумие".
3. "Она как всегда была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке".
4. "Из-под надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Она была малого роста, лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка , с замечательными голубыми глазами".
5. "Она была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений лёгкости и грациозности. Волосы у неё были тёмно-русые, глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые".
6. "Лицо её всё еще сохраняло в себе остатки прежней красоты, и к тому же она казалась гораздо моложе своих лет, что бывает почти всегда с женщинами, сохранившими ясность духа, свежесть впечатлений и честный чистый жар сердца до старости. Волосы её уже начали седеть и редеть, маленькие лучистые морщинки уже давно появились возле глаз, щёки впали и высохли от заботы и горя, и всё-таки это лицо было прекрасно".
7. "Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился. Сверх того, у него почти постоянно болели глаза".
8. " это было какое-то странное лицо, похожее как бы на самку: белое, румяное, с румяными алыми губами, с светло-белокурой бородой и с довольно ещё густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом лице."
9. "Это был человек лет 35, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове, как-то особенно выпукло закруглённой на затылке. Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, тёмно-жёлтого, но довольно бодрое и даже насмешливое. Оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами".
10. "Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно стройная и высокая, ещё с прекрасными тёмно-русыми волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперёд по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запёкшимися губами и неровно. прерывисто дышала. Глаза её блестели, как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен".
Ключ для проверки
1 вариант
1. Раскольников
2. Мармеладов
3. Старуха-процентщица
4. Лужин
5. Дуня
6. Мать Раскольникова
7. Соня
8. Лебезятников
9. Свидригайлов
10. Порфирий Петрович
2 вариант
1. Раскольников
2. Мармеладов
3. Старух-процентщица
4.Соня
5. Дуня
6.Мать Раскольникова
7. Лебезятников
8. Свидригайлов
9. Порфирий Петрович
10. Катерина Ивановна